Статья рассматривает предпосылки изменения поведения путем манипуляции социальным окружением, не затрагивая физическую среду. В качестве механизмов социального влияния выделяются конформизм, идентификация, внутренняя персуазия и нормативная регуляция. На примере эксперимента по изменению поведения студентов в отношении сортировки мусора демонстрируется эффективность использования влияния социальных лидеров и социальных норм. Статья также обсуждает роль осознанного лидерства в формировании желаемых социальных норм и поведения, подчеркивая необходимость создания благоприятных условий для интерактивного взаимодействия и развития лидерских качеств.
Ключевые слова: целенаправленное изменение поведения, социальное окружение, осознанное лидерство, социальное влияние, конформизм, идентификация, нормативная регуляция, социальные нормы, социальные лидеры, формирование поведения, модификация социального окружения.
Поведение человека во многом определяется социальным окружением. Как отмечал К. Левин (Lewin, 1936): «поведение — это функция человека и его окружения» [1]. Это утверждение особенно актуально в контексте формирования и модификации поведенческих паттернов. В данной статье мы рассмотрим предпосылки возможности целенаправленного изменения детерминант поведения путём манипуляции социальным окружением, то есть, воздействием на поведение окружающих людей. Это подход предполагает не изменение физической среды, а изменение социальной динамики, влияющей на индивидуума.
Среди механизмов социального влияния, которые могут быть использованы для изменения поведения индивида, можно выделить: конформизм (подчинение мнению большинства), идентификация (подражание значимым другим), внутренняя персуазия (изменение убеждений под влиянием аргументации) и нормативная регуляция (стремление соответствовать социальным нормам). Исследования Аша (Asch S., 1951) показали, что даже при очевидном несоответствии, значительная часть людей склонна к конформизму, подчиняясь мнению группы, даже если это противоречит их собственному восприятию. Как отмечал ученый: «Индивид склонен подчиняться давлению группы даже тогда, когда очевидно, что группа ошибается» [2]. Это указывает на мощное влияние социальных норм на формирование поведения.
В качестве иллюстрации рассмотрим эксперимент, направленный на изменение поведения студентов, связанного с сортировкой мусора. В исследовании приняли участие 150 человек в возрасте от 18 до 22 лет (75 человек в экспериментальной и 75 человек в контрольной группе). Группы были сформированы случайным образом. На протяжении трех недель проводился мониторинг уровня правильной сортировки мусора в специально выделенных зонах общежития. Сбор данных осуществлялся путем визуального наблюдения и подсчета правильно и неправильно рассортированного мусора в контейнерах.
В экспериментальной группе были выбраны 5 студентов, известных своей активной социальной жизнью и положительной репутацией. Эти студенты публично демонстрировали правильную сортировку мусора в течение первых двух недель эксперимента. Параллельно с этим, была запущена информационная кампания в социальных сетях группы. В постах использовалась привлекательная визуализация, простая и понятная инструкция по сортировке мусора, а также цитаты выбранных студентов, подчеркивающие важность данного действия.
В контрольной группе не проводились никакие вмешательства. Все участники эксперимента были проинформированы о целях исследования, но не знали о принадлежности к контрольной или экспериментальной группе.
Результаты показали статистически значимое увеличение уровня правильной сортировки мусора в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Это свидетельствует об эффективности использования влияния социальных лидеров и социальных норм для достижения желаемого изменения в поведении. Таким образом, формирование положительного «модного» тренда в поведении окружающих способствовало изменению поведения участников эксперимента.
Данное исследование, безусловно, имеет ряд ограничений. Во-первых, выборка студентов может не быть репрезентативной для других социальных групп общества, т. е. результаты могут быть специфичны для данной категории людей и не могут быть обобщены на другие группы. Во-вторых, период наблюдения (три недели) может быть недостаточным для фиксации долгосрочных изменений поведения. Наблюдаемый эффект может быть временным, и уровень правильной сортировки мусора может вернуться к исходным значениям после завершения эксперимента.
В-третьих, невозможно полностью исключить влияние других факторов, не связанных с вмешательством. Например, увеличение уровня правильной сортировки мусора может быть обусловлено одновременной информационной кампанией общественности в целом, не связанной экспериментом.
В контексте изучения социального влияния, особого внимания заслуживает переменная идентификации, проявляющаяся в подражании значимым другим (авторитетным лицом). Возникает вопрос: возможно ли целенаправленно формировать авторитетные фигуры в социальной группе, не полагаясь на стихийные процессы? Часто наблюдается ситуация, когда у индивида, занимающего доминирующее положение в группе (например, в классе учеников), появляется новый предмет, скажем, мобильный телефон, что незамедлительно вызывает стремление других членов группы приобрести аналогичный [3]. С чем же связано это явление? Очевидно, что ряд обстоятельств способствовал формированию авторитета данной личности в восприятии остальных членов группы (в данном случае учеников класса), что и обуславливает желание подражать, стать таким же значимым в глазах других.
Социальное обучение подразумевает, что индивиды учатся через наблюдение за поведением других. Это связано с механизмами идентификации и конформизма, упомянутыми в исследовании «Социально-ориентированное обучение и лидерство» (Social-Based Learning and Leadership (SBL) [4]. Важно отметить, что создание положительных моделей поведения среди потенциальных лидеров может способствовать изменению поведения в группе в целом.
Лидерство может быть не только стихийным процессом, но и результатом осознанных усилий организаторов учебного и социального процессов. Лидеры могут играть ключевую роль в формировании социальных норм и установок.
Исследования, такие как диссертация Натальи Беляковой, подчеркивают важность социально-психологических факторов в проявлении лидерства в студенческих группах. В частности, она отмечает, что «социально-психологические требования к студенту-лидеру изменяются в зависимости от содержания учебной деятельности» [3]. Это указывает на то, что осознанное создание лидеров требует учета специфики группы и ее целей.
В рамках исследования ценностных ориентаций лидеров в России была предложена концептуальная модель, основанная на теории Курта Левина. Эта модель рассматривает лидерство как функцию взаимодействия субъекта воздействия (лидера), объекта воздействия и окружающей социальной среды. Лидерство формируется не только за счет индивидуальных качеств личности, но и через социальные взаимодействия [5].
Для успешного формирования лидеров в социальных группах необходимо:
– Создание благоприятных условий для интерактивного взаимодействия, предполагающих устранение авторитарных подходов и поощрение открытых дискуссий, является ключевым фактором в процессе формирования объективно воспринимаемого лидера. Такой лидер, в свою очередь, сможет оказывать позитивное влияние на формирование желаемых социальных норм посредством личного примера. В авторитарных системах, напротив, члены группы склонны перекладывать ответственность за происходящие процессы на внешних организаторов, таких как педагоги или родители (как в примере с учениками школы). Это снижение чувства ответственности, в свою очередь, может препятствовать развитию внутренней мотивации и осознанного принятия социальных норм в группе. Следовательно, для эффективного формирования лидера, способного служить образцом для подражания и содействовать позитивным изменениям, необходимо создание среды, где каждый участник чувствует себя вовлечённым в процесс принятия решений и несёт ответственность за свои действия. Об этом интересно высказывается исследователь М.Лайтман: «Командовать нельзя. Ничего не получится от командования. Лидер должен только создать все условия для того, чтобы люди, понимали общую задачу и сами ее генерировали» [6].
– Обучение навыкам лидерства: включение программ по развитию лидерских качеств в образовательные процессы.
– Мониторинг изменений: регулярная оценка динамики изменений в группе для адаптации подходов к формированию «правильного» лидерства.
Модификация социального окружения, то есть целенаправленное изменение поведения окружающих людей, является эффективным инструментом для изменения детерминант поведения. Использование механизмов социального влияния, включая конформизм и идентификацию, позволяет достигать желаемых поведенческих изменений. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выявление оптимальных стратегий воздействия на социальное окружение для решения различных социальных проблем.
Литература:
- Lewin, K. (1936). Principles of topological psychology. McGraw-Hill.
- Asch, S. E. (1951). Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgments. Groups, leadership and men.
- Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. кандидат психологических наук. — М.: 2002.
- Vinokur, E.; Yomtovian, A.; Itzchakov, G.; Shalev Marom, M.; Baron, L. Social-Based Learning and Leadership (SBL): Theory Development and a Qualitative Case Study. Sustainability 2023, 15, 15800. https://doi.org/10.3390/ su152215800 Academic Editor: Marc A. Rosen.
- Levin К. Field theory in the social science. St. Petersburg, Sensor Publ., 2000. (In Russian).
- Лайтман М. Лидеры будущего. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.laitman.ru/crisis/254316.html.