Взаимодействие региональной власти и конфессиональных организаций в медиапространстве Саратовской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 07.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Исенгалиева, Д. Э. Взаимодействие региональной власти и конфессиональных организаций в медиапространстве Саратовской области / Д. Э. Исенгалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121486/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье анализируется взаимодействие региональной власти Саратовской области и конфессиональных организаций в местном медиапространстве. Исследование выявляет особенности освещения этой коммуникации в СМИ, определяя доминирующие нарративы и степень их объективности. На основе анализа предлагаются рекомендации по повышению прозрачности и эффективности взаимодействия власти и религиозных организаций.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, медиапространство, религиозные организации, региональная власть.

The article analyzes the interaction of the regional authorities of the Saratov region and religious organizations in the local media space. The study reveals the features of coverage of this communication in the media, determining the dominant narratives and the degree of their objectivity. Based on the analysis, recommendations are offered to increase the transparency and effectiveness of interaction between the authorities and religious organizations. The work contributes to the study of state-confessional relations in the regional context of modern Russia.

Keywords: state-confessional relations, media space, religious organizations, regional authorities.

Россия, несмотря на закрепленный принцип светскости, демонстрирует сложную систему взаимодействия государства и религиозных организаций. Основой законодательства являются Конституция РФ и федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”, закрепляющие равноправие конфессий и их отделение от государства. Однако, фактическое влияние Русской Православной Церкви (РПЦ) подчеркивает элементы преференциального подхода в отношениях.

Существуют различные модели государственно-конфессиональных отношений. Простые классификации делят их на сепарационные и кооперационные. Более сложные типологии выделяют четыре модели: государственная церковь, нейтральное государство, принудительный атеизм и теократия. Россия формально следует принципу сепарации, но сохраняет тесные связи с РПЦ, что исторически и культурно обусловлено. [3]

Государство выполняет функции гаранта свободы вероисповедания, контроля за деятельностью религиозных организаций и защиты прав граждан. Религиозные объединения участвуют в образовании, социальной работе и культуре, а также сотрудничают с государственными структурами в помощи социально уязвимым слоям населения.

Особую роль играют консультативные органы: Совет при Президенте РФ, Комиссия при Правительстве РФ и профильный комитет Государственной Думы. Они способствуют развитию законодательной базы и урегулированию межконфессиональных вопросов, предотвращая использование религии в экстремистских целях.

СМИ формируют общественное мнение о религиозных организациях и их взаимодействии с государством. Объективное освещение помогает укреплять доверие между обществом, государством и религиозными объединениями. Прозрачность сотрудничества, включая финансирование и участие в социальных программах, предотвращает злоупотребления и способствует общественному согласию.

Исследование роли СМИ в государственно-конфессиональных отношениях должно учитывать специфику местного религиозного ландшафта, а также особенности взаимодействия между региональной властью и различными конфессиональными группами. Анализ Саратовского регионального медиапространства позволит определить насколько объективно и прозрачно освещается это взаимодействие, и какие рекомендации можно дать для повышения эффективности коммуникации и укрепления общественного согласия.

Вероисповедная политика в Саратовской области на сегодняшний день связана с выстраиванием новой формы политической деятельности — социально-политического партнерства. Власть считает своим партнером религиозные организации. [2] На данный момент на конфессиональные организации возложены общественно-значимые задачи, так как они являются институтом гражданского общества. Федеральным и региональным законодательством закреплено право осуществлять, довольно-таки широкий спектр видов деятельности в Саратовской области: миссионерскую, социальную, благотворительную, культурно просветительную, образовательную и издательскую. [3]

Реализацией вероисповедной политики в Саратовской области занимается Министерство внутренней политики и общественных отношений, функции которого, закрепленные на сайте Правительства Саратовской области, включают взаимодействие с общественными организациями, национальными и религиозными объединениями, мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений и противодействие экстремизму. [4]

Помимо данного органа власти в Саратовской области создан аналогичный, как на федеральном уровне, Совет по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при Губернаторе. Институт является общественно-коллегиальным. Он выступает в качестве официального механизма взаимодействия региональной власти с гражданским обществом, способствуя диалогу и участию различных групп населения в процессе управления. Функции Совета выходят за рамки простого информирования и включают разработку предложений по совершенствованию законодательства, развитию гражданского общества и обеспечению прав человека.

Медиапространство в таких условиях становится не только источником информации, но и важным механизмом формирования общественного мнения. СМИ играют ключевую роль в обеспечении прозрачности государственно-конфессиональных отношений, предотвращении межконфессиональных конфликтов и укреплении общественного доверия.

Был проведён сравнительный анализ освещения событий в разных источниках и качественный анализ публикаций с официальных сайтов религиозных организаций (Саратовская епархия РПЦ, Духовное управление мусульман Саратовской области, Римско-католическая епархия Святого Климента), официальных источников региональной власти (Сайт Правительства Саратовской области), публикаций в СМИ («Регион 64», «Саратов-24») и Telegram-каналов («Саратов в эфире», «ИА Взгляд инфо, Вне формата»).

В ходе анализа было выявлено, что взаимодействие региональной власти и религиозных организаций носит преимущественно кооперационный характер. В основном органы власти и конфессиональные организации сотрудничают в таких направлениях как:

  1. Социальные проекты: помощь малоимущим, поддержка семей участников СВО, образовательные инициативы.
  2. Просветительская деятельность: духовно-нравственное воспитание молодежи, профилактика экстремизма.
  3. Совместные мероприятия: заседания Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при губернаторе области.

Данный анализ показал, что взаимодействие освещается выборочно и часто ограничивается декларативными заявлениями. Были выявлены основные проблемы:

  1. Отсутствие детальных отчетов о результатах проектов.
  2. Недостаточное представление в независимых СМИ и социальных сетях.
  3. Узкий круг участников, что снижает репрезентативность.
  4. Слабое использование новых медиаформатов, таких как Telegram-каналы.

Для улучшения освещения взаимодействия региональной власти и религиозных организаций в медиапространстве были выработаны рекомендации:

  1. Расширение каналов коммуникации: активное использование социальных сетей для охвата более широкой аудитории и также создание рубрик на региональных информационных платформах, посвященных успехам совместных проектах.
  2. Укрепление сотрудничества с независимыми СМИ: инициировать регулярные пресс-конференции и брифинги для журналистов, и также опубликование аналитических материалов с данными о достигнутых результатах (например, статистику участников или успешные кейсы).
  3. Обеспечение доступности информации: обнародование отчетов о проектах на официальных сайтах и в СМИ с акцентом на конкретные достижения и эффект для общества. Также создание единого информационного портала или раздел, посвященный взаимодействию власти и конфессий.
  4. Повышение интерактивности: организация общественных онлайн-обсуждений совместных инициатив на открытых площадках, как следствие, вовлечение граждан, например, через опросы и голосования по актуальным вопросам.
  5. Использование новых медийных форматов: видеоролики и подкасты о социально значимых мероприятиях.
  6. Развитие обратной связи: внедрение механизмов для сбора предложений от населения (например, через форму обратной связи на сайте или через соцсети). Публикация результатов обратной связи и учёт их в дальнейшей работе.

Литература:

  1. Шихер, Д. А. Анализ современных классификаций государственно-конфессиональных отношений/ Д. А. Шихер//Вестник Поволжского института управления. — 2021. — С. 104–114
  2. Слобожникова, В. С. Маковский, А. А. Современная модель государственно-конфессиональных отношений в Нижнем Поволжье как механизм обеспечения религиозной безопасности / В. С. Слобожникова, А. А. Маковский // Известия Иркутского государственного университета. — 2021. — № 35. — С. 138–147
  3. Зверева, В. А. Взаимодействие органов публичной власти и религиозных объединений: региональный уровень / В. А. Зверева // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. -2022. -№ 1. С. 27–30
  4. Маковский, А. А. Государственно-конфессиональные отношения в региональном политическом процессе (на примере Саратовской области): автореф. дис. … канд. пол. наук: 23.00.05/ Маковский Андрей Андреевич. –М., 2019. — 24 с.
  5. Калачян, И. А. Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений / И. А. Калачян // Закон и право. — 2024. — № 4. — С. 53–55
  6. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации / [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/department/562/about/
  7. Комиссия по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции / [Электронный ресурс] // URL: https://www.oprf.ru/structure_list/146
  8. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 03.07.2020.
  9. Положение и вопросы ведения / [Электронный ресурс] // URL:http://komitet-rgo.duma.gov.ru/about/polozhenie-i-voprosy-vedeniya
  10. Положение о Совете / [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/structure/regulation/17
  11. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.04.2024) — Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Саратовская область, региональная власть, взаимодействие, гражданское общество, обратная связь, вероисповедная политика, общественное мнение, общественное согласие, россия, Сайт Правительства.


Похожие статьи

Задать вопрос