В последние годы проблема буллинга (травли) в учебных заведениях становится все более актуальной. Это явление не только сохраняется в школьной среде, но и принимает различные формы. Важно предотвратить буллинг, поскольку его последствия могут иметь серьезные негативные последствия для психоэмоционального состояния подростков. Целью данного исследования является профилактика буллинга в подростковой среде.
Данное исследование проводилось среди 67 учащихся седьмых классов 7 «А» и 7 «Б»: из них 36 мальчиков и 31 девочка. В данном исследовании для анализа индивидуально-личностных особенностей и межгрупповых взаимоотношений подростков нами применялась методика — Тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут). Данная методика предназначена для диагностики агрессивного поведения. В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Выявление уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение — это специфическая форма действий человека, с целью демонстрации превосходства в силе или причинение вреда по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [1, 2, 4].
Агрессивное поведение можно рассматривать как противоположное поведению адаптивному, которое предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, который оценивает уровень агрессивного поведения человека. Данный тест широко используется в исследованиях и практических ситуациях для измерения агрессивных тенденций и понимания индивидуальных различий в агрессивном поведении.
Настоящее исследование по факторам и психологической коррекции буллинга среди подростков состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе, чтобы разработать программу по борьбе с буллингом в школе среди подростков чтобы, происходит сбор данных.
На следующем, формирующем этапе на основании полученных данных нами была разработана психокоррекционная программа по борьбе с буллингом для подростков. На третьем этапе, контрольном, проводилась повторная психодиагностика, которая позволила нам провести сравнение полученных данных с целью выявления изменений в классе.
По результатам «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут) было установлено, что в 7 «А» классе 32 % (11 человек) и в 7 «Б» классе 45 % (15 человек) подростков демонстрируют низкий уровень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения. Остальные 68 % (23 человека) в 7 «А» класс и 55 % (18 человек) в 7 «Б» классе подростков имеют средний уровень агрессивности и адаптированности. Также выявлены в 7 «А» классе 9 % (3 человека) и в 7 «Б» классе 6 % (2 человека) подростков, у которых показатели близкие к высокой степени агрессивности и низкой степени адаптированности.
Анализ по шкалам вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и самоагрессии у некоторых подростков показал, что у некоторых подростков наблюдаются высокие показатели агрессивности. В частности, у 24 % (8 человек) в 7 «А» классе и у 22 % (7 человек) в 7 «Б» классе среди испытуемых имеется высокий уровень вербальной агрессии, у 15 % (5 человек) в 7 «А» классе и у 10 % (3 человека) в 7 «Б» классе среди подростков в классе имеется высокая степень физической агрессии, у 15 % (5 человек) в 7 «А» классе и 12 % (4 человека) у высокая степень предметной агрессии, в 7 «А» классе у 18 % (6 человек) и в 7 «Б» классе у 22 % (7 человек) наблюдается высокая степень эмоциональной агрессивности, а у 22 % (7 человек) в 7 «А» классе и 12 % (4 человека) в 7 «Б» классе у подростков замечена высокая степень самоагрессии.
Рассмотрим данные о количественных показателях по результатам проведенной методики «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут) в 7 «А» и 7 «Б» классах в таблице 1.
Таблица 1
Количественные данные по методике «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут) в в 7 «А» и 7 «Б» классах
Значение |
Класс |
Вербальная агрессия |
Физическая агрессия |
Предметная агрессия |
Эмоциональная агрессия |
Самоагрессия |
|||||
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
||
Нормальная степень агрессивности и адаптивности по шкале |
7 «А» |
8 |
24 |
5 |
15 |
5 |
15 |
7 |
22 |
7 |
22 |
7 «Б» |
7 |
22 |
3 |
10 |
4 |
12 |
7 |
21 |
4 |
12 |
|
Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности по шкале |
7 «А» |
26 |
76 |
29 |
85 |
29 |
15 |
27 |
78 |
27 |
78 |
7 «Б» |
26 |
78 |
30 |
90 |
29 |
88 |
26 |
79 |
29 |
88 |
На основании результатов проведенной диагностики можно говорить, что у некоторых подростков наблюдаются высокие показатели агрессивности и низкая степень социальной адаптации.
На основании этих данных следует, что в подборе и реализации программы по профилактике буллинга необходимо делать упор на снижение агрессивных реакций, формирование навыков конструктивного взаимодействия межличностных отношений в классе. Оба класса имеют примерно схожие показатели.
Для проведения профилактики буллинга в данной образовательной организации была создана программа на основе учебно-методического пособия «Жизненные навыки» для учащихся 7–8 класса [3]. Целью данной программы является профилактики буллинга среди подростков. Нами выделяются следующие задачи: уменьшение проявлений агрессии и враждебности среди подростков; развитие у подростков умения конструктивно решать конфликты, избегая агрессии; оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений; развитие толерантности к различиям, а также развитие эмпатии.
Программа включает в себя 12 занятий, продолжительность каждого занятия составляет 40–45 минут с периодичностью занятий 1 раз в неделю. В программе основное внимание уделяется преимущественно групповой работе, а индивидуальная работа предполагает выполнение домашних заданий. Программа учитывает возрастные особенности подростков. Общая продолжительность программы составляет 12 академических часов. В программе учитываются возрастные особенности подростков.
Ожидается, что в результате проведения программы по профилактике буллинга среди подростков сформируются устойчивые доброжелательные отношения; улучшиться социальное самочувствие всех участников; развитие навыков конструктивного реагирования в конфликтах, снижение уровня агрессии.
В структуре каждого занятия можно выделить: вводную часть — набор упражнений для активизации участников группы и создания позитивной доброжелательной атмосферы, способствующих повышению сплоченности; основной этап — упражнения, игры, беседы, с помощью которых подросткам легче понять и усвоить тему и достичь цели занятия; заключительный этап, рефлексия — подростки в конце каждого занятия делятся своими чувствами, переживаниями, что понравилось на занятии, а что нет, и что нового и полезного узнали, какие навыки могут применить в жизни.
Программа включает разнообразные игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков и развитие саморефлексии. Значительное внимание уделяется упражнениям направленным на развитие навыков решения конфликтных ситуаций, на развитие навыков конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях, а также на снижение агрессивных реакций. Кроме этого в программе имеются упражнения на сплочение коллектива, оптимизацию межличностных отношений в классе и развитие толерантности и эмпатии.
После завершения программы проводятся диагностические методики по выявлению буллинга среди подростков с целью оценки и наблюдения изменений, вызванных программой профилактики буллинга среди подростков. После реализации программы по профилактике буллинга в подростковом возрасте было проведено повторное исследование по методике «Тест агрессивности» (Л. Г. Почебут).
Рассмотрим данные о количественных показателях по результатам повторно проведенной методики «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут) в 7 «А» и 7 «Б» классах в таблице 2.
Таблица 2
Количественные данные повторных результатов по методике «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут) в в 7 «А» и 7 «Б» классах
Значение |
Класс |
Вербальная агрессия |
Физическая агрессия |
Предметная агрессия |
Эмоциональная агрессия |
Самоагрессия |
|||||
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
кол-во чел |
% |
||
Нормальная степень агрессивности и адаптивности по шкале |
7 «А» |
29 |
85 |
34 |
100 |
34 |
100 |
31 |
91 |
32 |
94 |
7 «Б» |
30 |
91 |
33 |
100 |
32 |
94 |
33 |
100 |
32 |
97 |
|
Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности по шкале |
7 «А» |
5 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
9 |
2 |
6 |
7 «Б» |
3 |
9 |
0 |
0 |
2 |
6 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Сравнивая результаты на первом и втором этапе по диагностике «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут), можно сделать вывод, что программа профилактики буллинга среди подростков оказала влияние на межличностные отношения в классе, т. к. в целом уменьшилась степень агрессивности во взаимоотношениях между учащимися, а также увеличилась степень адаптированности среди подростков. Следовательно, проведенная работа по профилактике привела к значимым изменениям по всем переменным в положительную сторону. Поэтому можно сделать вывод о том, что полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что проведенная программа позволяет профилактировать буллинг среди подростков. После проведенной программы по профилактике буллинга среди подростков и анализа результатов, следует, что программа имела небольшое профилактическое действие на подростков.
Литература:
1. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. — 2010. — № 2. — С. 55–68.
2. Волкова Е. Н. Проблема насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 240 с.
3. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками (7–8 класса)/ С. В. Кривцова, Д. В. Рязанова, Е. А. Пояркова, О. И. Байдакова, Ю. А. Зеликман, С. С. Крыжановская, В. В. Лунмин; под ред. С. В. Кривцовой, Д. В. Рязановой. — Москва: Генезис, 2024. — 224 с.
4. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах / Сост. А. Е. Довиденко и др. — Екатеринбург: «Семья детям», 2014. — 29 с.