В настоящее время изучение проблемы социальных отношений в рамках школьного курса обществознания является важным этапом в процессе социализации учащихся, поскольку подростковый возраст для школьника является поиском своего места в современном обществе и выходом к новой социальной ступени. Таким образом, перед учителем обществознания встает задача дать школьникам целостную картину общественной жизни, объяснить различные явления в условиях современного мира. Важно не только объяснить теоретические основы социологии, но и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В 6-м классе на уроках обществознания в разделе «Человек и его социальное окружение» изучаются следующие подразделы:
– социальное становление человека.
– Деятельность человека. Учебная деятельность школьника.
– Общение и его роль в жизни человека.
– Человек в малой группе.
При изучении этих значимых для дальнейшей жизни школьников тем актуальны игровые технологии, которые как методы активного обучения, отличающиеся высокой степенью вовлеченности, дают возможность для формирования у них познавательной мотивации, превращают из пассивных слушателей в активных участников процесса обучения.
На любом уроке обществознания при изучении раздела «Человек и его социальное окружение», который по типу проведения будет уроком открытия новых знаний, обучающимся может быть предложена игра «Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать) как в обычной форме, так и форме рисунка, мини-таблицы, схемы и т. д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска», ответы на вопросы будут содержаться в рассказе учителя, презентации, в параграфе учебника. Время от времени учитель спрашивает, готовы ли вы обучающиеся ответить на какой-нибудь вопрос. Если на вопрос дан ответ, то он стирается в доски. Задача игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой. Другой вариант игры может включать соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В таком случае необходимо отмечать, какой ряд ответил на тот или иной вопрос.
Другим примером может быть проведение викторины на повторительно-обобщающем уроке обществознания по разделу «Человек и его социальное окружение». Класс делится на две команды. Победит та, которая наберет больше очков.
На комбинированных уроках в 6 классе при изучении основ социологии, можно вводить игровые элементы, способствующие развитию творческой активности обучающихся. Можно дать задания в готовой форме, можно предложить составить их школьникам самостоятельно. Это могут быть кластеры, кроссворды, ребусы, анаграммы, загадки, тесты, вопросы для викторины, написание «заметки» в стенгазету, рисование плаката для недели обществознания, представление части параграфа учебника в форме схемы, опорных рисунков, синквейна.
Также можно разработать творческие задания, направленные на развитие личности каждого обучающегося через творчество на уроках обществознания в 6 классе при изучении раздела «Человек и его социальное окружение» [1, c.108].
Например, при изучении темы «Учение — деятельность школьников» им предлагается провести социологических опрос на тему «Для чего нужно образование?». Обучающиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит опрос среди обучающихся 5, 6, 7 классов. Опрос содержит четыре варианта ответа:
– иметь высокий доход;
– сделать отличную карьеру;
– для самосовершенствования;
– для определения своего места в жизни.
Участником опроса также может быть дан ответ, не относящийся ни к одному из вышеперечисленных.
По итогам опроса каждая группа подсчитывает полученные количественные данные, переводит их в проценты и составляет таблицу и диаграмму, обобщает данные и формулирует вывод. Результаты проделанной работы представляются на уроке обществознания [2].
Таким образом, игровые технологии интересны и ученикам, и самому учителю, работающему со средним звеном школьников. Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и обществознания в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это успешно реализуется на уроках обществознания с помощью игровых технологий. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению обществоведческой информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции учеников.
Игровые технологии на уроках обществознания в основной школе оказывают положительное воздействие на обучающихся. В игре активизируются их психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление. Применение в практике преподавания этих методов и приемов способствует повышению эффективности урока, познавательной активности учащихся.
На уроках обществознания следует использовать разные виды игровых технологий, интерпретируя их под возрастные и учебные особенности каждого класса.
Литература:
1. Аксенова В. П. Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5–7 классах» [Электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/prochee/ (дата обращения: 18.11.2024)
2. Китаева И. В., Щербатых С. В. Интерактивные методы в обучении учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) / И. В. Китаева, С. В. Щербатых //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2014. — № 1. — С. 107–110.