Современные проблемы законодательства о культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 06.01.2025

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Бурханова, Е. Г. Современные проблемы законодательства о культуре / Е. Г. Бурханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121406/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье исследуются современные проблемы законодательства о культуре, связанные с внесением изменений в основы законодательства Российской Федерации о культуре. Поднимается проблема несоответствия нормативно-правовой базы стратегии национальной безопасности и целям поставленным Президентом РФ.

Ключевые слова: законодательство о культуре, основы культурной политики, государственная культурная политика, стратегия национальной безопасности, сфера культуры, театр, кино, правовое регулирование в сфере театра и кино, гражданско-правовой договор, правовое регулирование, нормативно-правовая база, гражданско-правовое регулирование, договор.

The article examines modern problems of legislation on culture associated with changes to the fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture. The problem of inconsistency between the regulatory framework of the national security strategy and the goals set by the President of the Russian Federation is raised.

Keywords: legislation on culture, fundamentals of cultural policy, state cultural policy, national security strategy, cultural sphere, theater, cinema, legal regulation in the field of theater and cinema, civil law contract, legal regulation, regulatory framework, civil legal regulation, contract.

Федеральный Закон о культуре устанавливает правовые, организационные и экономические основы культурной деятельности в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере культуры, определяет правовое положение участников отношений в сфере культуры, правовой статус объектов и результатов культурной деятельности, общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Предметом регулирования Федерального закона о культуре являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционных прав и обязанностей в сфере культуры, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере культуры, а также при осуществлении культурной деятельности (отношения в сфере культуры) [1].

«Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, [2] Федеративным договором, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру», Верховный Совет Российской Федерации принял «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России. (далее Основы о культуре). Согласно ст. 1 Основ о культуре Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

– обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

– создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

– определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

– определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Главной задачей законодательства в области культуры является реализация положений ст. 44 Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные права, свободы и обязанности в этой сфере: практически все нормативные акты, составляющие основу «культурного» законодательства, призваны обеспечить свободу литературного, художественного и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, но и устанавливают пределы обязанностей по сохранению исторического и культурного наследия, и в частности памятников истории и культуры. Согласно ст. 44 Конституции РФ Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Таким образом ст. 44 Конституции гарантирует прежде всего свободу творчества. Закон о культуре 1992 года сделал именно свободу творчества приоритетным направлением.

Гарантия невмешательства государства в творческие процессы, заложенная в основы культурной политики в 1992 году, привела к стремительной деградации общества, целенаправленному и планомерному разрушению фундаментальных ценностей нашей страны. Уничтожается культура, искусство, репертуарный театр. Разрушается все то, что заставляет людей думать, чувствовать, созидать, разрушается основа нашего российского государства, на корню убивается духовность, патриотизм. А ведь это и есть моральные, нравственные ценности, которые тысячелетиями помогали народу выживать. От состояния культуры в стране зависит национальная безопасность государства.

Однако гражданско-правовое регулирование договорных отношений в области культуры подробно не изучено, не созданы четкие конструкции договоров с творческими субъектами. Кроме того, активные дебаты идут последнее время о невмешательстве в творческий процесс. Сегодня приходит понимание о том, что культура, имея колоссальное влияние на души людей, является орудием формирования личности и общества в целом. «Искусство — это не зеркало, отражающее реальность, а молот ее формирующий».

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 35 от 25.01.2023 г. были внесены изменения в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [3]. «Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы развития сферы культуры в Российской Федерации. Настоящие Основы определяют цели и задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации. Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации.

Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, в том числе права на доступ к культурным ценностям, сохранения исторического и культурного наследия, а также достижения целей и выполнения задач в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации».

Важность культуры, как инструмента для духовного развития нации, для воспитания подрастающего поколения в духе преданности Родине, в духе традиционных семейных ценностей имеет наиважнейшее значение. В настоящее время пришло понимание, что государственная политика в сфере культуры должна строиться не только для реализации прав и свободного выражения деятелей культуры, но прежде всего для сохранения культурного наследия и обеспечения национальной безопасности России. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В ст. 31 Основ законодательства РФ о культуре в редакции от 10.07. 2023 года, вступивших в силу с 22 декабря 2023 года, были внесены необходимые изменения. «Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства». Тем самым в законе обозначились границы этой свободы, норма устанавливает право государственных органов вмешиваться в творческую деятельность, если такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Современные тенденции расширяют сферу правового регулирования, видя в культуре и фактор инновационного развития, и основополагающую роль в формировании личности, и одну из основ национальной безопасности и духовного возрождения нации. В связи с этим первоочередной задачей законодательства в сфере культуры является уточнение предмета правового регулирования, переосмысление его методов, формирование системы актов, отвечающих новому политическому пониманию содержания и предназначения культуры. Ныне действующее законодательство по своей структуре может стать базой для строительства новых институтов и норм, обеспечить необходимые межотраслевые связи, однако необходимо разрабатывать новые механизмы и инструменты для обеспечения выполнения новых задач. Поэтому правовое регулирование в сфере культуры сегодня требует пристального внимания. В частности, результат интеллектуальной деятельности, конечный продукт, кинофильм или спектакль в сфере театра и кино сегодня имеет не просто развлекательное значение, но приобретает смысл более важный — духовное здоровье нации, и несомненно за это кто-то должен нести ответственность. Актуальность исследования обусловлена в том числе вышеизложенными аспектами.

Несмотря на вектор, заданный Президентом, чиновники придерживаются нормативных актов, принятых в 90-е годы, ставя в приоритет прежде всего свободу творчества и политику невмешательства государства. В частности, на запрос Московской городской организации Общероссийского профсоюза работников культуры (исх. № 19 от 08.11.2024 г.) начальнику Управления Президента РФ по государственной политике в гуманитарной сфере В. В. Бочарникову (копия помощнику Президента РФ В. Р. Мединскому), МГО ОПРК, в лице ее председателя Л. С. Фомина получила ответ, что «согласно пункту 16 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 329 [4], органы государственной власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театра», а «согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2019 г. № 436–ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5] классификация информационной продукции, в том числе театрально-зрелищных мероприятий, осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно», (№ А26–13–127404891 от 11 декабря 2024 года). То есть, установив возрастной ценз 18 плюс, производитель и распространитель могут позволить себе допустить на сцене театра пошлость, провокацию, имитацию секса, можно ставить спектакль «Не идеальный Ч…», где герои ищут мужской детородный орган с родинкой. На наш взгляд, это не соотносится с традиционными ценностями и стратегией государственной политики, обозначенной Президентом.

На сегодняшний день отсутствуют нормативные акты, которые позволили бы остановить разрушение культуры в нашей стране. Производитель и распространитель должны нести ответственность, но нужны инструменты и механизмы контроля. Очевидно, что требуется серьезная проработка всей нормативной базы в сфере культуры и внесение необходимых изменений и поправок, для того чтобы законодательство в сфере культуры отвечало главному требованию времени, а именно стратегии национальной безопасности в сфере культуры, театра и кино.

В обновленных основах о культуре речь идет о традиционных ценностях, о значении духовности, патриотизма, преданности, любви к Родине, семье. На прямой линии с Президентом 19 декабря 2024 года Владимир Владимирович Путин уделил значимое время вопросам семьи [6]. На вопрос журналиста В. Бумага о том, какие ценности он должен транслировать аудитории, какие идеи и смыслы должны быть во главе у молодежи, В. В. Путин ответил, что чувство ответственности перед собственным ребенком сориентирует лучше, чем напутствие Президента. Что является полезным для наших детей в будущем, а что вредоносным и недопустимым, с чем нужно бороться подскажет сердце.

Произведения искусства, театр, кино оказывают влияние на граждан нашей страны, на молодежь, на подрастающее поколение, на наших детей. Деятели культуры много говорят о воспитательной функции театра и кино. Поэтому и правовое регулирование договорных отношений в этой сфере не просто важно с точки зрения формального, правового подхода, но важно и сточки зрения морально-нравственных принципов создания произведений искусства в сфере театра и кино, мере ответственности за созданные произведения. Необходимо определить кто отвечает за конечный продукт (фильм, спектакль), кто отвечает за конечную историю, которую показывают на сцене театра или на экране кинотеатра и ТВ. Закон — это прежде всего про справедливость.

Выводы

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Культура, имея колоссальное влияние на души людей, является орудием формирования личности и общества в целом. Требуется серьезная проработка всей нормативной базы в сфере культуры, театра и кино, внесение необходимых изменений и поправок, для того чтобы законодательство в сфере культуры отвечало главному требованию времени стратегии национальной безопасности. Необходимо разрабатывать новые механизмы и инструменты для обеспечения выполнения новых задач.

Литература:

  1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 10.07.2023) (С учетом федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ). — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866 (дата обращения: 30.12.2024).
  2. Конституция Российской Федерации (В редакции указа Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 8-ФКЗ). — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 30.12.2024).
  3. Указ Президента Российской Федерации О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808. — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=604123087 (дата обращения: 30.12.2024).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 329 г. Москва О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации. — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102784104&backlink=1&&nd=102058822 (дата обращения: 02.01.2025).
  5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (в редакции от 23 ноября 2024 г. № 411-ФЗ). — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102144583 (дата обращения: 02.01.2025).
  6. Итоги года с Владимиром Путиным. — Текст: электронный // http://kremlin.ru/: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/75909 (дата обращения: 02.01.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера культуры, национальная безопасность, государственная культурная политика, правовое регулирование, государственная политика, культура, культурная деятельность, культурное наследие, свобода творчества.


Похожие статьи

Задать вопрос