В статье исследуется принцип единства правового пространства как одного из основополагающих конституционных принципов. В работе отмечены проблемы регионального правотворчества — отсутствие его унификации в различных регионах, а также несоответствие регионального законодательства федеральному.
Ключевые слова: верховенство, единое правовое пространство, единая правовая система, обеспечение единства, принцип.
Единство правового пространства — это основополагающий принцип, обеспечивающий целостность и согласованность нормативных актов на всей территории Российской Федерации. Однако в последние годы наблюдается ряд факторов, которые ставят под угрозу этот принцип. В данной статье рассматриваются основные причины нарушения единства правового пространства и предлагаются некоторые возможные пути их устранения.
Принцип единства правового пространства — один из основополагающих конституционных принципов. Само понятие доктринальное — в Конституции РФ [1] такой формулировки нет.
В современном правоведении нет четкого и устоявшегося понимания правового пространства [5].
Многие исследователи считают, что данная категория требует научного анализа. Так, в правовой науке дефиниция «правовое пространство» является неологизмом, само явление существовало всегда параллельно с правом, поскольку невозможно воплощение права вне правового пространства как такового» [8].
В этом случае предлагается определение правового пространства как системы взаимоувязанных правовых норм в Российской Федерации, определенных Конституцией. В такой системе иерархия и координация законов характеризуется в соответствии с их юридической значимостью.
Единое правовое пространство включает в себя гармонизацию законодательства, унификацию нормативных актов и обеспечение их взаимного признания. Это позволяет устранить юридические барьеры и создать условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Конституция РФ в статьях 1, 4, 5 закрепляет двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство. При этом в состав правового пространства России включается федеральное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, действующих на всей территории страны, так и законодательство субъектов в составе Российской Федерации — совокупность нормативных правовых актов, принятых органами власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Особое значение в работе по приведению регионального законодательства в соответствии с федеральным имеет Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» [2], возложивший на Минюст России и его территориальные органы функцию по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации.
В федеральный регистр включаются тексты нормативных правовых актов субъектов Федерации, информация о правовой экспертизе, опубликовании и обнародовании, протесты прокуроров и другие [20].
На основе данных федерального регистра Минюст России проводит системный мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в первую очередь, по наиболее важным сферам правового регулирования.
В рамках мониторинга регионального нормотворчества проводится повторная правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что позволяет обеспечивать приведение региональной нормативной базы в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, а также эффективно устранять пробелы в региональном законодательстве.
Мониторинг законодательства субъектов Федерации представляет собой систематический процесс наблюдения, анализа и оценки нормативных правовых актов, принимаемых на региональном уровне. Этот процесс важен для обеспечения соответствия региональных законов федеральным нормам и принципам правового государства.
Основные цели мониторинга включают выявление правовых коллизий, анализ эффективности действующих нормативных актов и разработку рекомендаций по их совершенствованию. Кроме того, мониторинг способствует повышению прозрачности законотворческого процесса и укреплению правовой культуры в обществе.
Процесс мониторинга включает несколько этапов: сбор информации о новых законодательных инициативах, их анализ на предмет соответствия федеральному законодательству и международным обязательствам России, а также оценка их влияния на социально-экономическое развитие региона. Таким образом, эффективный мониторинг законодательства способствует улучшению качества жизни граждан и укреплению правового порядка в субъектах Федерации [7].
Обеспечение единства правового пространства страны возможно за счет оперативного реагирования органов государственной власти субъектов Федерации на изменение федерального законодательства, принятия нормативных правовых актов, направленных на приведение противоречащих актов в соответствие с действующим законодательством РФ.
Причины нарушения единства правового пространства РФ можно обозначить следующим образом.
- Слабая координация между уровнями власти в нормотворческом процессе, а также желание региональных властей отразить в региональных законах специфические местные условия.
- Недостаточная гармонизация законодательства между федеральным центром и регионами ведущая к возникновению правовых коллизий. Это особенно заметно в таких сферах, как налогообложение, социальная защита и земельное право.
- Противоречивая правоприменительная практика, когда одни и те же нормы применяются по-разному в разных субъектах Федерации.
- Влияние политики на нормотворческий процесс.
Для предотвращения конфликтов необходимо усилить координацию между федеральными органами власти и субъектами Федерации при разработке новых законопроектов. Создание совместных рабочих групп может способствовать лучшему пониманию потребностей каждого региона. Необходимо провести всесторонний анализ действующего законодательства с целью выявления коллизий и разработки механизмов их устранения через унификацию норм права на всех уровнях управления.
Организация регулярного обучения государственных и муниципальных служащих поможет повысить уровень компетентности при реализации законов на местах, что снизит риск разночтений в их применении. Разработка систем мониторинга за соблюдением закона позволит оперативно выявлять случаи его нарушения или неправильного применения и принимать меры по их исправлению.
При решении задачи обеспечения стабильности правовой системы и единства правового пространства вызывается необходимость создания в субъектах Федерации института общественного контроля за состоянием регионального законодательства и правоприменения, с привлечением депутатов представительных органов различного уровня, общественных объединений, юридических сообществ, ученых-юристов, студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Координацию по осуществлению общественного контроля необходимо возложить на органы юстиции субъектов Федерации. В целях информирования населения, полученные результаты регулярно освещать в средствах массовой информации, проблемные вопросы обсуждать конференциях и семинарах. Рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений в Положения об органах юстиции субъектов Федерации. Для реализации этой задачи органам юстиции разработать соответствующие методические рекомендации.
Процесс формирования единого информационно-правового пространства и мониторинга правового пространства, совершенствования форм доступа граждан к правовой информации, повышения эффективности проведения мониторинга нормативных правовых актов, а также осуществление мер по своевременному выявлению и реагированию на пробелы и противоречия в законодательстве, достижения определенности правовых норм, в конечном итоге, оказывает влияние на конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Таким образом, нарушение принципа единства правового пространства представляет серьезную угрозу для стабильности российского государства и общества в целом. Решение этой проблемы требует комплексного подхода: от совершенствования законодательной базы до повышения профессионализма чиновников всех уровней управления. Внедрение предложенных мер позволит укрепить доверие граждан к системе государственного управления, а также повысить эффективность функционирования юридических институтов страны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 26.12.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 33. — Ст. 3356.
- Барутенко, Р. О. Обеспечение единого правового пространства России органами исполнительной власти Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук /Р. О. Барутенко. — Академия управления МВД России, 2003. — 26 с.
- Волков, К. А. Принципы права и судебная реформа /К. А. Волков // Судебная реформа: вчера, сегодня, завтра: материалы межрегионального научно-практического круглого стола. — Хабаровск, 2020. — С. 20–24.
- Дзыбова, С. Г. К вопросу о сущности понятия «правовое пространство» /С. Г. Дзыбова, Е. А. Парасюк, И. К. Шаов // Российская юстиция. — 2020. — № 1. — С. 12–14.
- Манышева Е. В. Обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории новых субъектов РФ /Е. В. Манышева // В сборнике: Стратегия развития Минюста России: традиции, эффективность, современные вызовы. Сборник научных трудов по материалам II Межвузовской научной конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г. Р. Державина. — Ростов-на-Дону, 2024. — С. 112–118.
- Мкртичян, Р. М. Деятельность Минюста России по обеспечению единства правового пространства российской федерации /Р. М. Мкртичян // В сборнике: Стратегия развития Минюста России: традиции, эффективность, современные вызовы. Сборник научных трудов по материалам II Межвузовской научной конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г. Р. Державина. — Ростов-на-Дону, 2024. — С. 378–386.
- Пирбудагова, Д. Ш. Обеспечение единства правового пространства в условиях федеративной организации Российского государства /Д. Ш. Пирбудагова, С. М. Габиева, Х. В. Рамазанова. — М., 2017. — 116 с.