Непослушание детей и недисциплинированность подростков — это явления, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и они давно стали привычными. Однако, когда поведение ребёнка выходит за рамки общепринятых норм и нарушает моральные устои общества, мы имеем дело с девиантностью. Такое отклоняющееся поведение, если его игнорировать, может обернуться как правонарушениями, так и глубокими психическими проблемами у ребенка. Девиантность не ограничивается лишь поступками, но также касается взглядов и мировоззрения личности, ведь за ней кроются как биологические, так и социальные факторы.
Девиантное поведение, выступающее в форме протеста против установленных норм, может не всегда носить негативный характер. Положительные проявления девиации можно увидеть в жизненной деятельности выдающихся личностей, которые нередко придерживались взглядов и установок, противоречащих общепринятым. Такие люди создают уникальные произведения искусства и научные открытия, которые в свою очередь могут переосмыслять политические, социальные и научные взгляды общества. Взять, к примеру, Сальвадора Дали, который внедрил новые идеи в живопись, или Альберта Эйнштейна, чья теория относительности полностью изменила представления о физике.
В то же время неблагоприятными формами девиантного поведения являются алкогольная или наркотическая зависимость, различные правонарушения, аутоагрессия. Современные детские психологи и психиатры выделяют следующие примеры девиантного поведения у детей и подростков:
— жестокость по отношению к людям и животным;
— кражи;
— лживость;
— побеги из дома;
— частые вспышки агрессии;
— чрезмерная конфликтность и драчливость.
При ярко выраженном проявлении одного или нескольких из этих признаков поведение квалифицируется как девиантное. В медицинской практике нарушения поведения фиксируются в Международной классификации болезней под кодом F91, где каждая аномалия имеет свой уникальный диагноз.
Проявления девиантности могут быть разнообразными и разительно отличаться друг от друга. Следует выделить несколько групп поведенческих аномалий, которые становятся объектом внимания как педагогов, так и медиков.
Зависимое поведение — это деструктивная форма поведения, в основе которой лежит стремление получать удовольствие с минимальными затратами. Подросток считает себя избранным и постоянно демонстрирует свое превосходство. Под воздействием психоактивных веществ или виртуальных развлечений могут меняться его духовные ценности. Отдельными примерами являются интернет-зависимость, игровая зависимость и чрезмерное использование мессенджеров и социальных сетей.
Пренебрежение традиционными ценностями. Некоторые подростки бессознательно стремятся к скандалам и делают это самым безнравственным способом. Они могут использовать нецензурную лексику в общественных местах, насмехаться над религиозными культами и предками, а также демонстрировать аморальное поведение.
Альтернативные ценности. Дети и подростки объединяются в хобби-группы и субкультуры, руководствуясь стремлением к развлечениям и избеганием скуки. Лень и нежелание учиться или работать становятся характерными для таких объединений.
Проблемы в отношениях с родителями. Общение в семье может характеризоваться грубостью и отсутствием заботы. Избалованные дети могут бунтовать и покидать дом, обостряя конфликты со взрослыми. Иногда они становятся замкнутыми и страдают от одиночества.
Агрессивное поведение. Это может проявляться в неожиданной жестокости на фоне длительных обид со стороны сверстников. Другим вариантом может быть агрессия по отношению к жертве в рамках буллинга, как в школе, так и в интернете. Сложным форматом является суицидальное поведение, когда подросток, стремясь привлечь внимание, может причинить себе вред.
Корыстное поведение. Сюда входят все формы получения материальных благ незаконным путем: кражи, грабежи, вымогательства. Молодежь порой вдохновляется романтизированным образом преступников из фильмов, совершая правонарушения из скуки или ради адреналина.
Гендерные и сексуальные отклонения. Формы девиантного поведения среди подростков, такие как гомосексуализм, распущенность и сексуальное насилие, отражают потребность в наслаждении. При этом теряется понимание высшего смысла половых отношений, что сказывается на нужности семьи. Женщины могут перенять на себя «мужские» черты, тогда как мужчины проявляют инфантилизм.
Зависть и нарциссизм. Нарциссизм — это крайняя степень эгоизма, которая может привести к нежеланию выполнять социальные обязательства. Подобные проявления часто сопровождаются озлобленностью и ощущением неполноценности.
Факторы, способствующие девиантному поведению детей и подростков, можно разделить на две группы.
Биологический аспект:
— Процессы, происходящие в период полового созревания, когда гормональные изменения влияют на формирование личности.
— Патологии центральной нервной системы, когда уязвимость нейронов может приводить к эмоциональной нестабильности.
— Наследственность, когда предрасположенность к определенным патологиям может передаваться от родителей.
Социальный аспект:
— Конфликты в семье, где антисоциальные ценности родителей могут передаваться детям.
— Ошибки в воспитании со стороны родителей и педагогов, которые могут способствовать формированию девиантного поведения.
— Зачастую девиантность формируется благодаря совокупности биологических и социальных факторов. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к лечению патологии.
Девиантное поведение, как правило, не возникает неожиданно и поэтапно заходит в привычное русло. В медицинской практике не выделяют чётких стадий формирования девиации, и скорость прогрессирования может варьироваться. Один ребенок может значительно изменить свое поведение за годы, в то время как другому для того, чтобы принять аморальную модель, может потребоваться всего лишь несколько недель. Подростки, демонстрирующие девиантное поведение, часто имеют низкие учебные достижения, что обусловлено не только отсутствием интереса, но и конфликтах со сверстниками. Неоднократно они пытаются сбежать из дома и погружаются в виртуальный мир, забывая о реальности. Не завершённые дела становятся обычным явлением.
Особое внимание следует уделить инфантилизму в поведении, выражающемуся в низком уровне ответственности и неспособности организовать свою жизнь. Эмоциональный фон таких подростков нередко бывает нестабильным и может приводить к конфликтам с окружающими. Многие из них испытывают сопутствующие физические расстройства, например, изменения веса, а также повышенную уязвимость к различным заболеваниям.
Таким образом, для установки диагноза девиантного поведения подростку необходимо медицинское обследование, включая консультации с психиатрами и психологами. Органические причины девиантности встречаются редко, поэтому первыми шагами диагностики становятся психологические тесты и опросники для понимания условий жизни подростка. Поскольку многие подростки не осознают необходимости в помощи, важно получать информацию от близких, что поможет более объективно оценить ситуацию. В ходе беседы с психологом, используя проективные методики, могут быть выявлены подавленные эмоции, такие как страх или агрессия.
Литература:
- Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс/ И. Р. Абитов. — Казань: РИЦ «Школа», 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1920470469/Psihologiya_deviantnogo_povedeniya.pdf
- [Электронный ресурс] Режим доступа: https://polyclinika.ru/tech/deviantnoe-povedenie-prichiny-primery-lechenie/
- [Электронный ресурс] Режим доступа: https://celitel05.ru/wiki/detskie-bolezni/deviantnoe-povedenie-u-podrostkov/
- [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rehabfamily.com/articles/deviantnoe-povedenie/