Автор: Алешкина Ольга Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Дата публикации: 05.08.2013

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Алешкина О. В. Особенности факультатива по компьютерной графике для учащихся 9-х классов средней школы // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 367-369.

В статье рассматриваются основные особенности разработки факультативного курса по компьютерной графике для учащихся 9-х классов средней школы.

Ключевые слова:компьютерная графика, Gimp.

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов этого общества.

Сегодня, очевидно, что переход образования на качественно новый уровень, соответствующий одной из главных задач российского общества — воспроизводству конкурентоспособного кадрового потенциала, происходит не везде и не сразу, а только тогда, когда образовательное учреждение в качестве ядра концепции своего развития принимает процесс информатизации всего образовательного пространства и формирования информационной культуры.

Современный ученик должен уметь эффективно работать с информацией, создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других. Вырабатывать у себя тонкий информационный вкус: умение отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегать недоброкачественной информации, неполной, недостоверной и устаревшей. Необходимым качеством выпускника становится высокий уровень информационной культуры: развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией. При обучении большое значение имеют демонстрации на компьютере разнообразных продуктов графики: красочных рисунков, схем, чертежей, диаграмм, образцов анимационной и трехмерной графики. Знание компьютерной графики способствует повышению уровня компьютерной грамотности будущих выпускников. Процесс изучения графики недостаточно снабжен методическим обеспечением, что говорит о необходимости разработки методики формирования навыков работы в графическом редакторе. Профильное обучение позволяет вводить в учебный процесс факультативные курсы, которые дают возможность углубленно изучить некоторые аспекты информатики.

Факультативный курс для учащихся 9-х классов рассчитан на 19 часов, из них 3 часа по теории и 14 часов практики, 2 часа контрольных.

Ребята уже имеют начальные представления о работе с растровым графическим редактором GIMP из курса информатики 7 класса, но этого недостаточно. Актуальность работы несомненна в свете новых требований к содержанию образования по освоению учащимися информационных технологий.

Особенно актуальной в условиях школы является организация факультатива по информатике для подростков. Объясняется это тем, что с 5 по 7 класс изучение информатики как обязательного предмета, но учебная нагрузка 1 час в неделю недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в общении с компьютером, дать ему возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому факультатив по информатике, организованный по принципу добровольности, не регламентированный необходимостью выставления оценки, проходящий в непринуждённой по сравнению с уроком атмосфере позволяет, не только организовать досуг детей, но и интенсивно влиять на развитие практических умений и навыков работы на компьютере.

На конкретных примерах будут рассмотрены возможности инструментов GIMP. По каждому занятию имеется домашнее задание, которое предусматривает работу за компьютером. Итоговое занятие состоит из двух частей: первая часть — подготовка дома, и вторая — работа в классе.

Цель факультативного курса - приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков по теме «Компьютерная графика», необходимых для дальнейшей практической деятельности.

Задачи факультативного курса:

-                   привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера;

-                   знакомство форматами графических файлов;

-                   изучение возможностей растрового графического редактора GIMP.

Вся факультативная работа сводится, как правило, к решению следующих задач:

1.                  Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету. (Важно привить понятие о ПК как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности.)

2.                  Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.

3.                  Стимулировать поисково-познавательную деятельность.

4.                  Научить работать в коллективе.

5.                  Сократить расстояние между учителем и учеником в общении.

В результате освоения теории учащиеся должны знать:

-                   виды компьютерной графики;

-                   достоинства и недостатки графического редактора GIMP.

В результате освоения практической части курса ребята должны уметь:

-                   выполнять как простое, так и сложное выделение объектов;

-                   работать со слоями;

-                   делать коллаж различной сложности;

-                   владеть возможностями цветокоррекции и заливки.

Содержание курса

В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

-                   основные вопросы создания, редактирования изображений;

-                   особенности работы с изображениями в растровом графическом редакторе GIMP.

На факультативных занятиях предполагается применять разноуровневые задания. Разноуровневые задания составлены таким образом, что выполняя их учащиеся смогут овладеть всеми умениями и навыками данного курса.

Предлагаемые разноуровневые задания соответствуют работе по внутрипредметной дифференциации, так как есть:

-                   наличие вариантов (3 уровня);

-                   отличаются глубиной и объемом материала.

Все задания даны на разных уровнях сложности и разделены на три группы.

Задания I уровня — базовые. Они должны быть выполнены всеми учащимися.

Задания II и III уровней — повышенной сложности.

Процесс подбора заданий и разработка разноуровневых заданий трудоемкий, сложный [1,c.56]. Но разработав и проведя несколько разноуровневых заданий, видно преимущество дифференцированного подхода к обучению:

-          повышение уровень мотивации;

-          реализация желания учащихся быстрее и глубже продвигаться в образование;

-          повышение уровня «Я» — концепция ученика.

В качестве проверки теоретических знаний можно использовать тесты и кроссворды, созданные в Excel [3,c.89].

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.

Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тестовое задание — составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям:

-                   известной трудности;

-                   достаточной вариации тестовых баллов;

-                   положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту.

В использованных тестах содержатся задания закрытые с выбором правильного ответа. Также для контроля можно использовать тесты, созданные в PowerPoint.

На факультативных занятиях можно использовать учебное электронное пособие. Электронное пособие по курсу представляет собой приложение, размещенный на сервере учебного компьютерного класса. Доступ к нему возможен с каждого рабочего места ученика по локальной компьютерной сети [2,c.102].

Электронное пособие включает учебный материал. Существенной особенностью электронного пособия, в отличие от традиционного книжного, является способ хранения содержащейся в нем информации, который предполагает возможность ее обновления, определяя тем самым потенциальный динамизм всех структурных элементов учебного пособия.

Учебный материал рассматриваемого электронного пособия сформирован на основе программы факультативного курса «Компьютерная графика» и представляет собой развернутый иллюстрированный гипертекст, который полностью соответствует тематике изучаемых в рамках курса разделов. Аппарат усвоения и ориентировки электронного пособия включает:

-                   теоретические разделы;

-                   контрольные вопросы;

-                   тесты;

-                   справку.

Рис. 1

Литература:

1.                  Дерешко Б. Ю. Компьютерные технологии в образовании: новые возможности и перспективы / Б. Ю. Дерешко // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2008. — № 4. — С. 78–85.

2.                  Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике/ С. М. Журова // Информатика и образование. — 2011. –5. — С. 8–13.

3.                  Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: учеб. пособие / Л. А. Залогова. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 245 с.

4.                  Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: учеб. пособие / Л. А. Залогова. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учащихся 9-х классов, факультативного курса, компьютерной графике, 9-х классов средней, классов средней школы, электронного пособия, разноуровневые задания, разработки факультативного курса, Электронное пособие, Задачи факультативного курса, факультативных занятиях, Похожая статья, факультативного курса «Компьютерная, Цель факультативного курса, обучении компьютерной графике, разноуровневых заданий, учащихся средней общеобразовательной, теоретических знаний, «Компьютерная графика», Знание компьютерной графики.

Ключевые слова

компьютерная графика, Gimp.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос