Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пшеничная, В. В. Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа / В. В. Пшеничная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7551/ (дата обращения: 16.04.2024).

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, качество образования, среднее профессиональное образование, образовательный процесс.

This article discusses: competence approach, which is one of the key directions of the reform of secondary vocational education, as well as competence — ability to apply knowledge, skills, personal qualities, characteristics and experience for successful activity in a certain area.

Key words: competence approach, competence, quality of education, secondary professional education, educational process.

Социально-экономические преобразования, характерные для современной России, существенно изменили ценностные ориентиры общества, что повлияло на переосмысление парадигмы образования. В «Концепции модернизации российского образования на 2011–2015 годы» подчеркивается, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В связи с этим актуализируется проблема подготовки педагогических кадров, способных реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные стандарты третьего поколения предполагает глубокие системные преобразования. Ведущим требованием к результатам освоения новых программ являются не только знания, умения и навыки, но и компетенции — в профессиональной и в социально-личностной деятельности, что в совокупности с интеллектуальной рефлексией, в конечном результате составляет профессиональную культуру специалиста.

В связи с продолжающимися политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности.

Выпускник системы среднего профессионального образования в системе воспроизводства кадров занимает особое место, потому что, как правило, формальная квалификация дает только право приступить к работе, но далеко не всегда гарантирует ее успешность. В связи с этим поиски возможностей для улучшения процесса профессиональной социализации молодых специалистов в условиях трансформации трудовых отношений приобретают актуальную социальную значимость.

Современная социокультурная и образовательная ситуация свидетельствуют о наличии некоторых противоречий:

1)                 между теоретическими и практическими задачами, встающими перед выпускниками колледжей, новыми требованиями, предъявляемыми обществом к специалистам и реальным содержанием подготовки студентов, недостаточной теоретической и практической разработкой подходов к профессиональному образованию будущих специалистов;

2)                 между высокими требованиями к личности молодого специалиста и недостаточным вниманием к воспитанию профессионально важных личностных качеств у студентов.

Разрешением данных противоречий как раз и служит внедрение компетентностного подхода в структуру СПО. Компетентностный подход делает акцент на усиление связи образования с практикой, с реальными потребностями общества и олицетворяет инновационный процесс в образовании. На сегодняшний день существуют различные подходы и точки зрения определения понятия «компетентностный подход». Так, например, Тарасова Н. В. акцентирует внимание на результате образования, а в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [11]. По мнению Лебедева О. Е., компетентностный подход есть ни что иное как совокупность общих принципов и определенных целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7]. С точки зрения Боголюбова Л. Н., компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [1]. Таким образом, на лицо разное понимание и трактовка данного понятия. Однако, с нашей точки зрения, наиболее полное определение дано Ефремовой Н. Ф., согласно которому компетентностный подход нацелен на то, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а научить его самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях [3]. В итоге, на сегодняшний день профессиональное образование, с точки зрения требований современного рынка труда, имеет основной своей целью подготовку конкурентоспособного специалиста, гибко реагирующего на запросы рынка.

В качестве интегрального результата образования сегодня выступают «компетенции». Анализ научной литературы показывает, что первоначальным базовым набором для определения компетенций были знания, умения и навыки, затем к ним добавились ценностные ориентации и поведенческие модели, потом — деятельностный контекст и, наконец, — способность к развитию. Так, в словаре Ожегова С.И компетенция определяется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью, опытом [8]. Советский энциклопедический словарь ставит знак равенства между компетенцией и знаниями и опытом в той или иной области [10]. Маркова А. К. считает компетенцию индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии. Согласно Иванову Д. О. компетенция — есть способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (или вести деятельность), т. е. иными словами компетенция должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты [7].

Хуторской А. В., в свою очередь, определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [12].

«Понятие компетентности», ? согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования, ? «? включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д. [2].

И. А. Зимняя рассматривает компетенции как некие внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений.

Н. Ф. Ефремова определяет компетенции как обобщенные и глубокие качества личности, отражающие ее способности наиболее универсально применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях [3].

Итак, в целом, компетенция — это обобщенный способ действия, обеспечивающий продуктивное осуществление профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике теоретические и эмпирические знания. В процессе выполнения различных видов деятельности и происходит реализация компетенций. Необходимо отметить, что в структуру компетенций входят мотивационный и эмоционально-волевой компоненты, а также опыт — объединение в единое целое отдельных действий, способов и приемов решения задач, усвоенных человеком.

В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования третьего поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».

На современном этапе развития общества для молодого специалиста процесс формирования и развития общих компетенций является неотъемлемой составляющей его профессионального и карьерного развития, являющегося показателем успешной профессиональной социализации молодого специалиста и необходимого для эффективного осуществления той или иной профессиональной деятельности.

C введением стандартов третьего поколения, ориентация на личность и компетентность приобретает все более и более значимую роль, как в системе профессионального образования, так и на рынке труда, в частности для работодателей. Вне всяких сомнений, именно присущие компетенции позволят выпускникам колледжей существенно облегчить адаптацию к предстоящей профессиональной деятельности. Именно сегодня компетентные специалисты, способные эффективно работать в динамичных социально-экономических условиях, становятся все более и более востребованными на современном рынке труда. Ведь именно потребности развивающегося рынка труда, и потенциальные работодатели привели к формированию компетентностного подхода.

Литература:

1.                 Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 9. — С. 24

2.                 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

3.                 Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание — М.: Национальное образование, 2012.- С.24

4.                 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. № 5. 2003.

5.                 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- С.34

6.                 Иванов Д. О. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании. — Школьные технологии. — 2007. — № 7. — С. 52.

7.                 Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3.

8.                 Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 1993. — С. 298.

9.                 Дж. Равен Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396с.

10.             Советский энциклопедический словарь. — М., 1995.

11.             Тарасова, Н. В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — М., 2007. — Вып. 1.

12.             Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. 23 апр. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, компетенция, знание, молодой специалист, подход, профессиональная деятельность, рынок труда, выпускник колледжей, образовательный процесс, современный рынок труда.


Похожие статьи

Структура основных компетенций выпускника современного...

Внедрение в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) – это важнейший этап в модернизации высшего профессионального образования...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда.

Основные термины (генерируются автоматически): технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда...

Проблемы соответствия образовательных программ системы...

Необходимые механизмы участия в реализации учебного процесса специалистов компании

рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика.

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Ориентация системы профессионального образования на...

профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский государственный университет, специалист, Университетский учебный комплекс, образовательное учреждение...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы...

Основные термины (генерируются автоматически) : образовательная среда, профессиональная успешность, рынок труда, выпускник, трудоустройство выпускников, учебное заведение, социальное партнерство, профессиональное образование...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Рынок труда формирует профессиональные стандарты, которые описывают профессиональные компетенции, необходимые на рабочем месте специалисту.

Проблема трудоустройства молодых специалистов

рынок труда, молодое поколение, профессиональное образование, молодой специалист, карьерная стратегия молодежи, системный подход, самый выпускник, профессиональный карьерный рост...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, система менеджмента качества.

Современная система высшего профессионального образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и...

Похожие статьи

Структура основных компетенций выпускника современного...

Внедрение в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) – это важнейший этап в модернизации высшего профессионального образования...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда.

Основные термины (генерируются автоматически): технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда...

Проблемы соответствия образовательных программ системы...

Необходимые механизмы участия в реализации учебного процесса специалистов компании

рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика.

Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Ориентация системы профессионального образования на...

профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский государственный университет, специалист, Университетский учебный комплекс, образовательное учреждение...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда. Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица...

Влияние образовательной среды колледжа на факторы...

Основные термины (генерируются автоматически) : образовательная среда, профессиональная успешность, рынок труда, выпускник, трудоустройство выпускников, учебное заведение, социальное партнерство, профессиональное образование...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Рынок труда формирует профессиональные стандарты, которые описывают профессиональные компетенции, необходимые на рабочем месте специалисту.

Проблема трудоустройства молодых специалистов

рынок труда, молодое поколение, профессиональное образование, молодой специалист, карьерная стратегия молодежи, системный подход, самый выпускник, профессиональный карьерный рост...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, система менеджмента качества.

Современная система высшего профессионального образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и...

Задать вопрос