Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергина, С. А. Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза / С. А. Сергина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7478/ (дата обращения: 18.04.2024).



Цель: Познакомить детей с солнечной системой и с тем, какое положение занимает в ней Земля. Рассказать, почему происходит смена времен года. Познакомить детей с глобусом, экватором, полюсами и климатическими зонами Земли. Побеседовать с детьми о том, что нужно растениям для роста. Рассказать о строении растений и как изменяются части растений в зависимости от места произрастания, как они приспосабливаются к жизни в разных условиях. Познакомить детей с декоративно — лиственными растениями и цветущими. Закрепить у детей понятие о комнатных растениях, о том, пришельцами из каких климатических поясов они являются. Обратить внимание на то, что для хорошего роста комнатным растениям необходимо создавать условия, к которым они привыкли.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами пришли в зимний сад. Посмотрите, как красиво вокруг, сколько разных растений. Как вы думаете, почему он так называется «Зимний сад»?

Дети: Потому, что в нем растения живут зимой.

Воспитатель: Правильно, на улице зима, лежит снег, все деревья, кустарники и цветы уснули до весны. А в нашем зимнем саду всегда лето, всегда зеленые растения и всегда, какие — то из них цветут. Эти растения не могут постоянно жить на улице, некоторые можно выносить на улицу летом, но большая часть растений могут жить только в помещении, в специально созданных условиях. Поэтому эти растения называться комнатными.

Но так было не всегда, эти растения живут и в природе, только в другом климате, все они пришельцы, путешественники из далеких теплых стран.

Давайте с вами побеседуем, что такое климат и почему он разный на нашей планете.

(Демонстрация детям модели солнечной системы)

Воспитатель: Посмотрите, что это?

Дети: Солнечная система.

Воспитатель: Правильно это наша солнечная система. Все планеты, которой вращаются вокруг солнца. Попробуйте найти среди планет нашу землю.

Дети находят.

Воспитатель: Правильно, этот голубой шарик и есть наша земля. Из-за вращения, полушария поворачиваются к солнцу то одной, то другой стороной и поэтому на земле происходит смена времен года. Но Земля вращается еще и вокруг своей оси.

(Демонстрация детям глобуса)

Воспитатель: Посмотрите, как расположена земная ось, она немного наклонена. Поэтому наша планета освещается и нагревается неравномерно. Давайте рассмотрим глобус поподробнее. Сверху и снизу находятся полюса. Они всегда покрыты снегом и льдом. А посередине глобуса проходит линия, которую называют экватор. На экватор приходиться больше всего тепла, поэтому там всегда жарко и часто идут дожди. Это экваториальный пояс.

Всего на Земле четыре условных пояса. Эти пояса называют климатическими.

(Показ детям карты климатических поясов и картинки с растительным и животным миром разных климатических поясов)

Второй пояс — тропический. Здесь не сменяются времена года, и каждый день льют проливные дожди. В таких условиях и появилось большинство наших комнатных растений. А привезли их оттуда путешественники, исследователи планеты.

На формирование климата влияют еще и другие показатели, например близость к морям и океанам, рельеф местности, горы и возвышенности. Так, чем дальше от океана, тем суше становиться воздух и уже заметнее перепады зимних и летних температур так появляются пустыни и полупустыни. Пришельцы из этих краев тоже растут на наших подоконниках. Это всем известные кактусы.

Мы с вами живем в умеренном климате, про то, как сменяются зима, весна лето и осень в наших краях вы уже знаете.

И самый суровый климатический пояс — это полярный, арктический и антарктический.

Воспитатель: Растения приспособились к жизни в разных условиях. И пришельцы из тропических лесов, и жители пустынь и высокогорные растения требуют условий содержания, как в своих родных местах.

Скажите, ребята, как вы думаете, что необходимо растениям для хорошего роста?

Дети: Земля, вода, свет.

Воспитатель: Правильно, но все это нужно разным растениям по-разному. В зависимости от того, в каких местах они произрастали. Так кактусам (показ растений) необходим грунт с большим добавлением песка и редкий полив и невысокая влажность воздуха. А циперусам (показ растений), необходима высокая влажность, так как они растут на берегах водоемов и даже в воде. Поскольку растения у нас в основном тропические им необходимо тепло и яркое освещение. Поэтому в нашем зимнем саду висят специальные лампы для подсветки растений, особенно в зимний период. Но есть растения, которые не любят яркий свет, их еще называют теневыносливыми, их надо отодвигать от окна. Это происходит потому, что такие растения в тропических лесах растут под высокими деревьями, загораживающими их от палящего солнца, например различные папоротники, лесные кактусы (Шлюмбергеры) (показ папоротников и лесных кактусов)

Воспитатель: Скажите ребята, вы знаете, из каких частей состоит растение?

Дети: Корень, стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Правильно, большинство растений имеют именно такое строение, но есть растения, которые, в силу условий в которых они произрастали, научились обходиться без некоторых частей или же изменили их до неузнаваемости.

(Показ атмосферных тилландсий) Посмотрите, эти растения не имеют корней. Называются они атмосферные тилландсии. Растут они на деревьях, корни им не нужны, так как питание они получают из воздуха и дождей. Их листочки покрыты чешуйками и поэтому они кажутся серыми, но стоит побрызгать на них водой, как цвет меняется и они становятся зелеными (демонстрация)

А сейчас обратим внимание на всем известные кактусы. У них листики превратились в колючки, а стебель увеличился в размерах и стал похож на шарик. Именно в стебле кактус сохраняет влагу, ведь растет он в засушливых местах, где редко идут дожди. Такое строение помогает ему выжить в условиях засухи.

Следующее растение, которое мне хотелось бы вам показать это — крестовник Роули. Посмотрите, как красиво он выглядит, как будто бусинки нанизаны на ниточку. Бусинки — это видоизмененные листики и в них Крестовник тоже накапливает влагу. Таких растений много, их называют суккулентами, это — толстянки, эхиверии, галстерии, каланхое, алоэ. В нашем зимнем саду есть небольшой садик суккулентных растений, они прекрасно растут вместе, так как у них общие требования к условиям произрастания. Посмотрите, как необычно они выглядят, как будто пришельцы с другой планеты. Среди суккулентных растений выделяются алоэ и каланхое Дегремона. Это лекарственные растения. Их сок обладает противовоспалительными и заживляющими свойствами. А каланхое Дегремона еще интересно тем, что все листики у него усеяны маленькими росточками с корешками. При малейшем движении, они падают на землю и начинают расти самостоятельно. Есть среди суккулентных растений и совсем необычные растения — литопсы. Вот, попробуйте найти их среди камней. (Ответы детей). Эти растения так и называют «живые камни». Они растут на каменистых побережьях и так приспосабливаются к суровым условиям существования. То, что мы видим это два видоизмененных листочка, а небольшой стебель и длинный корень находиться в земле.

Мы рассмотрели, как видоизменяются разные части растений корень, стебель, лист. Остались цветы. Все растения делятся на цветущие и декоративно — лиственные. Давайте подойдем к стеллажу с красивыми, растениями с разноцветными цветами. Кто знает, как называются эти растения?

Дети: Это фиалки.

Воспитатель: Правильно — это фиалки, или как их называют по-научному — сенполии. Давайте, полюбуемся на их необыкновенной красоты цветочки. Фиалки впервые обнаружили на востоке Африки. Климат там жаркий и влажный и такого же они требуют и у нас.

А теперь я покажу вам не менее красивые цветущие орхидеи. Эти растения были обнаружены в тропиках Средней Азии. В природе они растут на деревьях, цепляясь за стволы своими толстыми корнями. Там высокая влажность и рассеянный свет, ведь солнышко закрывают ветви деревьев. Такие условия мы постарались создать и в нашем зимнем саду, чтобы красавицы орхидеи чувствовали себя, как дома.

Мы поговорили с вами о цветущих растениях, но есть растения декоративно-лиственные. Большинство этих растений не цветут, а если и зацветают, то маленькими невзрачными цветочками. Вся красота у них в листьях. Посмотрите на бегонии, какие яркие, разноцветные у них листья. Еще очень интересные растения папоротники. Их существует много разных видов и растут они в разных климатических зонах. Наверняка, гуляя в лесу, вы видели папоротники. У нас в зимнем саду папоротники, которые произрастают в основном в тропиках, поэтому они отличаются от наших лесных папоротников листьями, которые называют вайями. На вайях с внутренней стороны образуются споры, которые, когда они созревают, разносит ветер. Так размножаются папоротники.

А сейчас я расскажу вам о самых необычных, загадочных, хищных растениях. Да, да, на нашей земле существуют хищные растения, которые сами ловят и поедают насекомых, некоторые растения даже мелких животных, они пришельцы из разных климатических зон, некоторые даже растут на наших болотах. Вот, посмотрите, это — венерина мухоловка. На концах ее листьев есть ловушки, по виду напоминающие челюсти с зубами. Как только насекомое заползает в эту ловушку, она захлопывается, и растение начинает переваривать пойманную жертву. Кроме венериной мухоловки существуют и другие виды хищных растений, это непентесы, саррацении, росянки и жирянки, все они есть в нашем зимнем саду, посмотрите, как они выглядят. Непентесы образуют ловчие кувшинчики, куда привлекаемые запахом и летят насекомые. В кувшинчиках находиться жидкость, насекомые тонут, крышечка кувшинчика захлопывается и растение «кушает». Также работает ловушка и у саррацении. У росянок на листиках видны капельки росы, поэтому она так и называется, насекомые прилипают к ним и росянка начинает скручивать свой листок, поглощая насекомое. Жирянки имеют крупные листья, покрытые липкой пленкой, куда и прилипает жертва. Все эти растения растут на бедных почвах, где нет необходимых питательных веществ, поэтому они и стали хищниками. Им тоже необходимы особые условия содержание, яркое освещение, специальная почва и полив специальной дистиллированной водой. А еще их надо иногда кормить. Давайте, попробуем с вами покормить венерину мухоловку. (Демонстрация)

Вот такие необычные растения — пришельцы из разных стран живут в нашем зимнем саду.

Литература:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015

2. Шорыгина Т. А. «Беседы о цветах и комнатных растениях» М. Сфера 2018

3. Школьник Ю. К. Тропические растения. Удивительная флора жарких стран. М. ЭКСМО 2014.

4. Фин Елена. Все о хищных растениях для самых любознательных. Минск БР. ООО «Открытая книга» 2019.

5. Моложавенко В. С. Тайна красоты. Книга о цветах. М. «Пегагогика — Пресс» 1993

6. Перепелова О. В. Флорариум. Тропики дома. М. Проф — Издат 2009

7. Беспальченко Е. А. Тропические декоративные растения для дома, квартиры и офиса. М. Био — Пресс 2005.

8. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. М. «Кладезь –Букс» 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): мотивационное управление, диалоговая культура студентов, диалоговая культура студентов вуза, логико-смысловая модель, диалоговая культура, развитие, гуманистическая педагогика, образовательный процесс, уровень развития, этап технологии.


Похожие статьи

Модель управления развитием корпоративной культуры...

Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза.

Логико-смысловая модель мотивационного управления...

Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза. №8 (55) август 2013 г. Авторы: Сергина Светлана Александровна.

Место педагогических технологий в обучении в вузе

интерактивное обучение, педагогическая технология, учебный процесс, студент, процесс познания, процесс обучения, учебный материал, диалоговое обучение, групповая работа, технология обучения.

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной...

Подготовленность студентов к обучению в диалоговых формах включает когнитивный

Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности.

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов.

Она представляет собой гуманистическую сотворческую модель образования, в основе которой лежит способность к диалогу.

Развитие познавательной самостоятельности студентов...

Развитие познавательной самостоятельности студентов средствами диалоговых технологий.

Проблема развития познавательной самостоятельности студентов вуза является актуальной для педагогической науки в связи с тем, что одного лишь успешного...

Основные методологические подходы в педагогике

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Модель формирования готовности студентов вуза...

Исходя из гуманистической личностно-ориентированной направленности образования, наиболее

Результатом третьего этапа является готовность студентов к самореализации в

Практическое воплощение модели формирования готовности студентов вуза к...

Похожие статьи

Модель управления развитием корпоративной культуры...

Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза.

Логико-смысловая модель мотивационного управления...

Логико-смысловая модель мотивационного управления развитием диалоговой культуры студентов вуза. №8 (55) август 2013 г. Авторы: Сергина Светлана Александровна.

Место педагогических технологий в обучении в вузе

интерактивное обучение, педагогическая технология, учебный процесс, студент, процесс познания, процесс обучения, учебный материал, диалоговое обучение, групповая работа, технология обучения.

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной...

Подготовленность студентов к обучению в диалоговых формах включает когнитивный

Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности.

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов.

Она представляет собой гуманистическую сотворческую модель образования, в основе которой лежит способность к диалогу.

Развитие познавательной самостоятельности студентов...

Развитие познавательной самостоятельности студентов средствами диалоговых технологий.

Проблема развития познавательной самостоятельности студентов вуза является актуальной для педагогической науки в связи с тем, что одного лишь успешного...

Основные методологические подходы в педагогике

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Модель формирования готовности студентов вуза...

Исходя из гуманистической личностно-ориентированной направленности образования, наиболее

Результатом третьего этапа является готовность студентов к самореализации в

Практическое воплощение модели формирования готовности студентов вуза к...

Задать вопрос