Библиографическое описание:

Старостин А. Ю. Специфика характера и направлений воспроизводства, обращения, вывоза капитала участниками телекоммуникационного рынка // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 240-242.

В результате отраслевой реформы Министерство РФ по связи и информатизации перестало быть собственником предприятий связи и сетей, а также перестало выполнять хозяйственные функции в области связи, однако, не утратило функции государственного регулирования в отрасли.

К данным функциям относятся: реализация в отрасли государственной политики, осуществление контроля над развитием рынков оборудования связи и услуг связи, в том числе их стимулирование, проведение научно-технической политики, формирование и защита информационных ресурсов страны, прогнозирование развития сетей связи, координация деятельности операторов связи и т. п.

В результате приватизации были созданы акционерные общества и сформировались новые быстро развивающиеся крупные направления отрасли такие как: Интернет, мобильная связь и прочие.

Адаптации созданных как в Российской Федерации, так и за рубежом новых передовых технологий, в связи ростом отечественного предпринимательского сектора и с появлением в стране большого числа совместных предприятий, активно способствовал высокий платежеспособный рыночный спрос на телекоммуникационные услуги. Острая конкуренция предприятий связи за предоставление услуг массовому потребителю стала «двигателем прогресса» в области освоения нововведений в области телекоммуникаций.

Стремительно увеличились объемы, качество и спектр предоставляемых услуг практически во всех сферах рынка телекоммуникаций.

Отметим, что этап формирования комплекса телекоммуникаций определяет ускоренные темпы развития средств сбора, обработки, хранения и передачи информации, поскольку объем, возникающей в процессе макроэкономического кругооборота информации, пропорционален создаваемому в стране валовому внутреннему продукту (ВВП).

Характерной особенностью стран, в которых сети телекоммуникаций по уровню развития занимают ведущие места в мировом сообществе, является то, что в общей сумме инвестиций в развитие экономики капитальные вложения в связь занимают значительную долю (до 4–6 %). Мировой опыт показывает, что каждый доллар, вложенный в телекоммуникации, приносит три-четыре доллара дохода, и вклад связи в формирование ВВП значительно перекрывает затраты на ее развитие.

В развитие связи в России вкладывается около 1 %от ВВП. При этом в ВВП доля связи составляет не более 4 %.

В 2011 году доля связи вместе с транспортом составила всего 8 %. По сравнению с индустриально развитыми странами относительно невысокий эффект телекоммуникаций в Российской Федерации объясняется многими причинами, среди которых основную роль играют слабая материально-техническая база производства в телекоммуникационном секторе, не всегда высокое качество важнейших видов традиционных и новых услуг, а также низкая степень удовлетворений спроса на них, невысокая платежеспособность основной массы потребителей, что влияет как на номенклатуру потребляемых ими услуг, так и на объем.

Сравнивая доходы различных сегментов рынка с данными количества пользователей этих сегментов можно отметить следующие особенности. Например, около 40 млн. пользователей проводных и мобильных телефонов позволяют получать 79 % доходов рынка, а более 145 млн. пользователей телерадиовещания формируют только 4 % доходов. Аналогичный дисбаланс существует и в странах с развитой экономикой, однако он значительно меньше.

Следует отметить, что в условиях макроэкономической стабилизации 2000–2007 гг. начали действовать факторы, определившие активное развертывание процесса капиталообразования крупных отечественных телекоммуникационных компаний, в частности:

-          рост масштабов национального финансового капитала, укрупнение финансовых институтов на основе консолидации банковского и небанковского (страхового, пенсионного, капитала управляющих компаний) капиталов при активной государственной поддержке;

-          ужесточение конкуренции в отрасли телекоммуникаций в связи с ростом российской экономики, что потребовало привлечения российскими компаниями значительных объемов средств для увеличения своей рыночной доли;

-          выход на рынок корпоративного долга и акционерного капитала, рост объемов масштабов трансграничного финансирования с использованием долгового механизма и регулярной практики IPO на иностранных и национальных фондовых площадках;

-          выделение интенсивно развивающихся телекоммуникационных корпораций, ставящих цели технической и технологической модернизации, и, соответственно, нуждающихся в масштабных ресурсах;

-          изменение приоритетов деятельности ряда крупнейших компаний с завершением в них процессов концентрации собственности, в частности, переориентация от получения доходов от управления финансовыми потоками и вывода активов на максимизацию рыночной стоимости;

-          приход на российский рынок зарубежных инвесторов, оперирующих значительными ресурсами, качественное изменение состава нерезидентов, работающих с российскими активами;

-          транснационализация российских телекоммуникационных компаний с выходом на зарубежные дальние и ближние рынки.

Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в августе 1998 г. произошло в 2002 г., когда основные параметры их развития достигли предкризисных уровней.

Крупные коммуникационные компании обращались не только к долевому финансированию, в целях решения задач финансирования своей хозяйственной деятельности они стали активнее использовать корпоративные облигации. Первая эмиссия рублевых корпоративных облигаций в посткризисном периоде была осуществлена НК «ЛУКойл» (май 1999 г.), затем «Газпромом» и ТНК. После того, как компании получили право уменьшать налогооблагаемую прибыль на проценты по облигациям [4], облигационные займы стали использоваться в практике не только крупнейших компаний, но и компаний второго эшелона.

За 2000–2007 гг. стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к ВВП возросла почти в 19 раз. С 2006 г. в соответствии ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» компании получили право эмитировать биржевые облигации. На фоне бурного роста облигаций в структуре рынка рублевых долговых инструментов уменьшилась доля векселей: с 40 % до 16 % за последние пять лет.

Вместе с тем в последние годы основным источником долгового финансирования для большинства российских телекоммуникационных предприятий оставались банковские кредиты. Это объясняется такими обстоятельствами, как:

-          относительная простота и доступность технологии банковского кредитования по сравнению с процедурой выпуска и размещения ценных бумаг;

-          отсутствие значительных расходов при получении кредита, в то время как затраты на осуществление облигационного займа могут достигать 2–3 % от объема привлекаемых средств, при этом их основную часть компания- заемщик несет до момента фактического размещения ценных бумаг вне зависимости от результатов размещения;

-          возможность прямых переговоров с кредитором в случае возникновения затруднительной ситуации о реструктуризации долга или пролонгации кредита, между тем как при выпуске облигационного займа такие возможности крайне ограничены.

В целом анализ динамики российского рынка телекоммуникаций показывает, что он в значительной степени отстает от телекоммуникационного рынка ЕС по всем показателям. Учитывая опыт развития телекоммуникационного рынка ЕС следует отметить, что экономические успехи данного региона во многом связано с деятельностью стратегических альянсов. Развёртывание данного процесса на российском рынке будет способствовать его ускоренному развитию.

Но из всех необходимых признаков образования стратегических альянсов на территории России выполняются только два: объем и спектр, необходимых обществу услуг значительно превышает предложение (особенно это касается провинции) и количество участников телекоммуникационного рынка практически не меняется. Третье необходимое условие не выполняется: объем капитала явно недостаточен для ускорения динамики развития рынка. Этот факт подтверждают и зарубежные эксперты, которые говорят о наличии достаточных технологических, людских и иных ресурсов для развития рынка, но нехватке инвестиций в этом секторе экономики. Поэтому одним из государственных приоритетов является изменение инвестиционной политики как внутри страны, так и для внешних инвесторов.

К сожалению, в настоящий момент Россия сдает позиции в мировом рейтинге развития телекоммуникаций по версии ВСЭ по индексу NRI.

Networked Readiness Index (NRI — индекс сетевой готовности), комплексный показатель, характеризующий уровень развития ИКТ в странах мира интегрированных телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов, а также для операторов связи. Разработан в 2001 г. и выпускается с 2002 г. Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD в рамках специальной ежегодной серии докладов о развитии информационного общества в странах мира — «Глобальный отчет по информационным технологиям» (The Global Information Technology Report).

Анализируя ситуацию на российском телекоммуникационном рынке в период с 2000 до 2010 года можно отметить следующее. Процесс образования стратегических альянсов после 2005 г. замедлился. Доля стратегических альянсов в общем объеме услуг в секторе телефонной связи не превысила 23–25 %. Коэффициент эффективности использования рынка остаётся меньше 0,3, а степень интеграции 4–5 %.

Эти результаты были получены исходя из опубликованных официальных данных, в частности, прогнозов ценовой политики, объемов выпуска оборудования и т. д.

Аналогичные результаты были получены и для другого социально значимого сектора российского телекоммуникационного рынка — телерадиовещания. Доля стратегических альянсов, в 2010 г. в общем объеме услуг в телевидении составит 13–16 %, коэффициент эффективности использования рынка останется меньше 0,2, а степень объединения изменится незначительно и составит 2–3 %.

Пример активных слияний и поглощений в России может быть представлен событиями, происходившими в телекоммуникационном секторе в ноябре/декабре 2003 г. Российский рынок телекоммуникаций в этот момент проходил интенсивную фазу развития — помимо экономических и технических предпосылок, немаловажную роль сыграл и новый Закон «О связи», стимулировавший конкуренцию на рынке и сокращавший влияние государства в телекоммуникационной отрасли. В результате уже первые месяцы после опубликования закона была отмечена активизация, на рынке.

Говоря об оптимистическом варианте развития отрасли нельзя не отметить следующее. Международные телекоммуникационные компании проделали огромный путь в развитии своего бизнеса в отношении технологий, менеджмента, финансов и маркетинга, и трансформирующимся сегодня российским компаниям нельзя не воспользоваться возможностями, которые предоставляет изучение этого опыта. В некоторых случаях это будет означать, что российский рынок сможет избежать использования промежуточных технологий, продуктов, услуг и бизнес-моделей, работавших в западных национальных и частных телекоммуникационных компаниях. В других случаях, появится потребность в крупных целевых инвестициях на создание и развитие широкополосных сетей и сетей общего доступа с использованием новых технологий. Достичь данной стратегии развития невозможно без стройной, высоко мотивированной и глобально ориентированной культуры менеджмента, которая является составной частью глобальных стратегических альянсов. Эта культура, в свою очередь, должна быть поддержана высокопроизводительной, подробной и, что важно, осмысленной системой управления и финансовой отчетности, которой должна владеть российская сторона.

Задачи, стоящие перед отраслью, включают в себя изменения в существующих методах ведения бизнеса и быстрого создания новых подходов и предложений, способных привлечь дополнительные инвестиции в развитие отрасли.

Литература:

1.         Разроев Э. Инфокоммуникационый бизнес управление, технологии, маркетинг. — СПб.: Профессия, 2003. — 352 с.

2.         Бузгалин А., Колганов А. «Капитал» в XXI веке: pro et contra. Вопросы экономики, 2007. — № 9. — с.113.

3.         Международная конференция «Интернет. Общество. Личность» СПб, 1–5 февраля 2009 г.: Тезисы докладов. — СПб, 2009.

4.         Постановление Правительства РФ «О внесении дополнения в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 26 июня 1999 г. №696. Справочная правовая система КонсультантПлюс. - http://www.consultant.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегических альянсов, телекоммуникационного рынка, рынка телекоммуникаций, Доля стратегических альянсов, образования стратегических альянсов, эффективности использования рынка, развития рынка, сферах рынка телекоммуникаций, доля связи, развития телекоммуникационного рынка, участниками телекоммуникационного рынка, российского рынка телекоммуникаций, клиентов телекоммуникационного рынка, вывоза капитала, операторов связи, в общем объеме услуг, предприятий связи, участников телекоммуникационного рынка, динамики развития рынка, российских телекоммуникационных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос