Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние цифровых технологий на процессы государственного управления

Экономика и управление
14.12.2024
178
Поделиться
Библиографическое описание
Салин, К. Г. Влияние цифровых технологий на процессы государственного управления / К. Г. Салин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 116-117. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120585/.


Ключевые слова: государственное управление, Российская Федерация, анализ данных, цифровизация, цифровые технологии.

Цифровизация является значимым этапом развития нашего общества. Она является одним из самых важных направлений социально-экономического развития большинства стран мира.

В Российской Федерации стартом процесса цифровизации государственного управления можно считать Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г., когда цифровизация экономики была включена в число приоритетов государственной политики [2]. Важной вехой на этом пути стал Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы», в котором неоднократно упоминается термин «государственное управление» [3].

Цифровая трансформация — это совокупность изменений в обществе, которые связаны с внедрением и развитием цифровых технологий. [1, с. 490]

На сегодняшний день главной движущей силой применения на практике прорывных информационных технологий является государственное и муниципальное управление. Информационные технологии при этом дают возможность повышения качества предоставления государственных услуг и результативности и эффективности государственного управления, а также более полно задействовать потенциал удаленных территорий.

Цифровые технологии оказывают всеобъемлющее влияние на процессы государственного управления, трансформируя его во многих аспектах. Это влияние можно разделить на несколько ключевых областей:

1. Повышение эффективности и производительности:

— Цифровые системы автоматизируют рутинные задачи, такие как обработка документов, ведение реестров, распределение ресурсов. Это освобождает государственных служащих для выполнения более сложных и стратегически важных функций.

— С помощью электронного документооборота, онлайн-платформ и цифровых сервисов можно значительно ускорить принятие решений и предоставление государственных услуг.

— Цифровые инструменты позволяют эффективно распределять бюджетные средства, отслеживать их использование и минимизировать потери, что позволяет наиболее оптимальным способом использовать ресурсы.

— Анализ данных: Использование больших данных и аналитики позволяет прогнозировать риски и принимать более обоснованные решения на основе фактов.

2. Улучшение взаимодействия с гражданами и бизнесом:

— Удобство доступа к услугам: Онлайн-порталы и мобильные приложения предоставляют гражданам и бизнесу простой и удобный доступ к государственным услугам круглосуточно.

— Прозрачность и подотчетность: Цифровые платформы повышают прозрачность деятельности государственных органов, обеспечивая доступ к информации о принятых решениях, бюджете и других важных данных.

— Улучшение обратной связи: Онлайн-опросы, цифровые каналы связи позволяют государственным органам собирать обратную связь от граждан и бизнеса, что способствует улучшению качества государственных услуг.

— Персонализированные услуги: Анализ данных позволяет предоставлять гражданам и бизнесу персонализированные услуги, учитывающие их индивидуальные потребности.

3. Борьба с коррупцией:

— Минимизация человеческого фактора: Автоматизация процессов снижает вероятность коррупционных действий, связанных с ручным оформлением документов и принятием решений.

— Повышение прозрачности: Открытый доступ к информации о деятельности государственных органов делает коррупционные схемы менее вероятными.

— Электронные платежи: Использование электронных платежных систем уменьшает возможности для хищения средств.

— Мониторинг и контроль: Цифровые системы позволяют эффективно отслеживать действия государственных служащих и выявлять потенциальные нарушения.

4. Улучшение принятия решений:

— Доступ к информации: Цифровые системы предоставляют государственным служащим доступ к большому объему информации, что способствует более обоснованному принятию решений.

— Моделирование и прогнозирование: Цифровые инструменты позволяют моделировать различные сценарии и прогнозировать последствия принимаемых решений.

— Коллаборация: Цифровые платформы облегчают сотрудничество между различными государственными органами и экспертами.

Однако цифровизация государственного управления также сопряжена с вызовами:

— Высокие инвестиции: Внедрение цифровых технологий требует значительных финансовых затрат.

— Цифровой разрыв: Не все граждане имеют равный доступ к цифровым технологиям.

— Кибербезопасность: Защита государственных информационных систем от кибератак является критически важной задачей.

— Нехватка квалифицированных кадров: Необходимо обучать государственных служащих работе с новыми технологиями.

— Законодательное регулирование: Необходимо адаптировать законодательство к новым реалиям цифрового мира.

Внедрение цифровых технологий в государственное управление является нацеленым на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства («Умное правительство», smart government), применение сквозных платформенных решений в государственном управлении.

В целом, цифровые технологии играют все более важную роль в государственном управлении, повышая его эффективность, прозрачность и доступность. Цифровизация — это одно из самых важных направлений развития системы государственного управления на современном этапе развития общества.

Литература:

  1. Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева. // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 490–493.
  2. Послание Президента России от 01 декабря 2016 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Официальный интернет-портал правовой информации, http:pravo.gov.ru
  3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 20. — Ст. 2901.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
государственное управление
Российская Федерация
анализ данных
цифровизация
цифровые технологии
Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 116-117):
Часть 2 (стр. 77-153)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 116-117стр. 153

Молодой учёный