Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Продуктивные стратегии как условие реализации личностно ориентированной образовательной парадигмы

Педагогика
14.12.2024
13
Поделиться
Библиографическое описание
Бундеева, В. В. Продуктивные стратегии как условие реализации личностно ориентированной образовательной парадигмы / В. В. Бундеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120543/.


В современном мире школа играет ключевую роль в формировании личности учащихся к успешной жизни в обществе. Традиционные методы образования часто критикуются за недостаточную ориентированность на практические навыки и реальные потребности школьников. Продуктивное образование представляет собой подход, который направлен на то, чтобы сделать учебный процесс более осмысленным и полезным для учащихся, обеспечивая их необходимыми знаниями и умениями для достижения успеха в будущем.

Продуктивное образование делает акцент на развитие критического мышления, самостоятельности, ответственности и способности работать в команде. Оно основывается на принципах активного участия учеников в образовательном процессе, вовлечении их в решение реальных проблем, связанных с их интересами и потребностями. Такой подход позволяет учащимся не только запоминать информацию, но и применять ее на практике, развивая навыки, востребованные в современном обществе.

В данной статье мы рассмотрим само понятие «Продуктивное образование», познакомимся с его типологизацией и требованиями.

Продуктивное образование соотносится в первую очередь с методом проектов. Данный метод позволяет в полном объеме реализовать принцип «learning by doing».

В XX столетии данный метод был разработан Дж.Дьюи и его учениками и последователями (У. Киллпатрик, Э.Коллингсом, Е.Паркхерст). Он получил широкое распространение в мировой педагогической практике, но в нашу страну этот метод пришел только в 20-е годы.

Перейдем к определению самого явления. «Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации» [2, с. 246].

Образовательный проект рассматривается как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности " [3, с. 9].

Е. Н. Ястребцева определяет метод проектов как «педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде» [3, с. 11].

Метод проектов направлен на развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска знаний, ориентации в информационном пространстве, а также на формирование критического и творческого мышления. Этот метод относится к сфере дидактики и частных методик, когда применяется в контексте конкретного учебного предмета. Он представляет собой комплекс приёмов и действий, направленных на освоение определённой области знаний или деятельности, являясь способом организации образовательного процесса. Суть метода проектов заключается в достижении образовательных целей посредством глубокой проработки конкретной проблемы, что должно привести к практическому результату, представленному в виде конечного продукта. Данный подход был принят педагогами для решения учебных задач, основываясь на идее проекта, ориентированного на достижение ощутимого результата, который может быть применён в реальной жизни. Для успешного использования этого метода важно обучать учеников навыкам самостоятельного мышления, решения проблем, использования знаний из различных дисциплин, прогнозирования результатов и установления причинно-следственных связей.

Типологизация методов проектов основывается на основных признаках: доминирующая деятельность, предметно-содержательная сторона проекта, характер его организации, характер контактов, количество участников проекта и его продолжительность.

Является возможным построить типологизацию проектов по следующим критериям, которые обозначил в своей работе Е. С. Полат [1, с. 77–78]:

а) исследовательская

б) поисковая

в) творческая

г) ролевая

д) прикладная

2. предметно-содержательная сторона проекта:

а) моно-проект

б) межпредметный проект

3. характер координации проекта:

а) непосредственный

б) скрытый

4. характер контактов

а) участники одной школы

б) участники одного класса

в) участники одного города

г) участники одного региона

д) участники страны

е) участники с разных стран

Якиманская И. С. выделяет следующие требования [4, с. 27]:

  1. Наличие проблемы или задачи, которая должна быть значима как в исследовательском, так и в творческом плане. Она должна требовать интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Результаты должны быть практически, теоретически и познавательно значимы.
  3. Деятельность учащихся должна быть самостоятельной, учитель — консультант
  4. Совместное определение конечных целей проекта
  5. Определение знаний, которые понадобятся для работы
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:

— определение проблемы и задач

— определение гипотезы для их решения, обсуждение методов исследования

— оформление итогов

— анализ результатов, полученных при работе над проектом

— использование различных методов для рассмотрения выводов (круглый стол, мозговая атака и т. д.)

Важно обратить внимание на последний пункт, так как он относится к технологии проектных методов. Учащиеся, если они не владеют проблемными, исследовательскими или поисковыми методами, не умеют вести статистику, работать с данными, не владеют различными методами творческой деятельность, не получать достаточно хороших результатов своей деятельности. Можно сказать, что это предварительное условие успешной работы. Следовательно, учитель должен подвести учащихся к тому, чтобы они смогли поработать с проектом и получить все, что возможно от него.

Самое сложное для учителя при проектировании — оставаться независимым консультантом для учащихся. Для педагога очень сложно удержаться от подсказок учащимся, особенно когда он видит, что учащиеся делают что-то неправильно. Поэтому важно отвечать только на возникающие вопросы. По этой причине можно проводить семинары-консультации для коллективного обсуждения и решения вопросов.

В основе проектирования лежит присвоение новой информации и зачастую учащимся это сложно осуществлять, поэтому следует продуманно организовать процесс проектирования.

В ходе наблюдения за работой учащихся, мы можем выделить следующие трудности:

— намечать ведущие цели;

— находить наиболее подходящий путь решения поставленной задачи;

— аргументировать свой выбор;

— действовать самостоятельно;

— объективно давать оценку свои результатам и результатам своих коллег.

В ходе выполнения проекта меняется и роль учащихся — они становятся главными участниками. Учащиеся получают навыки работы в команде, так же они учатся мыслить критически, что теряется при обычной, «урочной» работе. У учащихся вырабатывается свое мнение, свой взгляд на результат деятельности. Школьники свободны при выборе вида деятельности, никто не контролирует, как и что они должны делать.

Даже если проект был выполнен неудачно, он имеет большую значимость для учащихся. На этапах самоанализа и защиты учащиеся анализируют свою деятельность, свои успехи и неудачи, результаты деятельности и т. д. Учащиеся осознают свои ошибки и поэтому у них возникает желание выполнить подобную работу еще раз с учетом всех замечаний.

Что же дает нам метод проектов? Для того, чтобы нам ответить на данный вопрос рассмотрим его ценность как для ученика, так и для учителя.

С точки зрения учащегося, проект — это возможность делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному; решать интересную проблему, сформулированную самими учащимися и в виде цели и задач; максимально использовать свои возможности; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; принести пользу; публично показать достигнутый результат и т. п.

С точки зрения учителя, проект — это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать такие специфические умения, навыки и компетенции, как проблематизация (рассмотрение проблемной ситуации, выделение имеющихся противоречий, формулирование проблемы и подпроблемы, постановка цели и задач и т.д.); целеполагание и планирование деятельности; самоанализ и рефлексия; поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ); освоение методов исследования; практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Литература:

  1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: ACADEMA, 2005–272 с.
  2. Райзенберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева; под общ. ред. Б. А. Райзберга. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Инфра-М, 2013.-512 с.
  3. Ястребцева Е. Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий .- М.: 2006 г. — 160 с.
  4. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. — 224 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 476-478):
Часть 7 (стр. 463-535)
Расположение в файле:
стр. 463стр. 476-478стр. 535

Молодой учёный