Статья посвящена исследованию влияния физических упражнений и спортивной деятельности на формирование мотивации студентов вести здоровый образ жизни. Рассмотрены ключевые аспекты мотивационной готовности, включая ее зависимость от социальных, психологических и физиологических факторов. Особое внимание уделено роли командных видов спорта, таких как футбол, волейбол и баскетбол, а также индивидуальных методик тренировок. Анализ показывает, что спортивная активность способствует укреплению дисциплины, социальной интеграции и развитию устойчивых привычек, необходимых для поддержания здоровья. В работе подчеркивается важность формирования осознанного отношения к здоровью через образовательные программы и спортивные мероприятия, что способствует не только улучшению физического состояния, но и гармоничному развитию студентов в целом.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивация, физические упражнения, спорт.
The article is devoted to the study of the influence of physical exercises and sports activities on the formation of students' motivation to lead a healthy lifestyle. The key aspects of motivational readiness, including its dependence on social, psychological and physiological factors, are considered. Special attention is paid to the role of team sports such as football, volleyball and basketball, as well as individual training methods. The analysis shows that sports activity promotes discipline, social integration and the development of sustainable habits necessary for health maintenance. The paper stresses the importance of forming a conscious attitude to health through educational programmes and sports activities, which contributes not only to the improvement of physical condition, but also to the harmonious development of students in general.
Keywords: healthy lifestyle, motivation, physical exercise, sport.
«Литература по здоровому образу жизни в нашей стране имеет, в основном, научно-популярный характер, в ней сложилась традиция рассмотрения здорового образа жизни преимущественно медицинские аспекты и составляющие» [4, с.323]. Однако современное понимание здорового образа жизни выходит за рамки этой парадигмы, акцентируя внимание на комплексном подходе, включающем физическое, психическое, социальное и духовное здоровье. Особую роль в формировании таких подходов играют молодежь и студенты, чьи представления о здоровье и мотивация к его поддержанию определяют будущее общества. При этом проблема мотивации остается ключевой: несмотря на признание важности здорового образа жизни, молодые люди сталкиваются с препятствиями, такими как нехватка времени и отсутствие устойчивых стимулов. В данной работе основное внимание уделено анализу факторов, способствующих развитию мотивации студентов вести здоровый образ жизни, что позволяет выявить наиболее эффективные подходы к формированию осознанного отношения к собственному здоровью.
Понимание ЗОЖ как сложной единой дефиниции следует рассматривать с позиции анализа исторической ретроспективы. В различные эпохи отношение к ЗОЖ было изменчиво. Нами будут рассмотрены индийские, китайские и древнегреческие положения и подходы в прошлом к понятию ЗОЖ. В древней индийской философии ключевыми принципами ЗОЖ считались достижение внутреннего равновесия, освобождение от зависимости от внешних факторов и путь сердца, основанный на любви ко всему живому, что рассматривалось как высшее выражение сущности бытия. Китайская философия, напротив, подчеркивала единство психического и телесного здоровья, считая, что физические дисгармонии организма являются следствием эмоциональной нестабильности. Негативные эмоции, такие как печаль, страх или гнев, по представлениям китайских мыслителей, сокращают жизнь и ослабляют энергопотоки организма, тогда как радость укрепляет гармонию и продлевает существование.
В античном мире концепции ЗОЖ формировались вокруг культа тела и гармонии души. Гиппократ акцентировал внимание на профилактике и физическом здоровье, видя в этом основу гармонии. Демокрит, в свою очередь, подчеркивал важность душевного покоя, который достигается через равновесие, свободу от страстей и тревог. В Древней Греции культ тела был институционализирован: существовала строгая система физического воспитания, а физическая слабость могла ограничивать доступ к образованию. В отличие от античности, восточная философия сохраняла тесную связь между духовными и телесными аспектами здоровья, ориентируясь на гармонию с природой и осознание возможностей организма. Таким образом, восточные традиции акцентировали целостность и гармонию, тогда как западные преимущественно сосредоточивались на физическом компоненте [10, с.117–119].
Эволюция подходов к ЗОЖ в итоге привела к современной ее интерпретации. ЗОЖ сегодня — это собирательное понятие. Он основывается на концепции активного (постоянного/перманентного) творения здоровья, включающего гармоничное развитие всех его компонентов: физического, психического, социального и духовного. Современный ЗОЖ включает не только отказ от вредных привычек, но и соблюдение режима труда и отдыха, сбалансированное питание, регулярные закаливающие и физические упражнения, а также формирование позитивного отношения к себе, окружающим и жизни в целом.
Нами был проявлен интерес в отношении понимания у современных студентов дефиниции ЗОЖ. Для выяснения данного вопроса мы обратились к результатам исследования А. А. Антоновой. Исследование проводилось в Астраханском государственном медицинском университете и включало опрос 145 студентов второго курса в возрасте 18–20 лет, среди которых 76,2 % составили девушки, а 23,8 % — юноши. Результаты показали, что большинство респондентов связывают понятие ЗОЖ с отказом от вредных привычек (84,8 %) и сбалансированным питанием (83,4 %). Однако лишь 52,1 % считают принципы ЗОЖ необходимыми. Основными препятствиями на пути к ЗОЖ оказались отсутствие мотивации и времени [1, с.8].Смежные показатели достигнуты были в исследованиях С. К. Кудряшовой [7, с.137] и О. В. Калашниковой [6, с.715].
Однако, как известно, при должной мотивации время уже второстепенный показатель. Студенты всегда найдут время на скроллинг социальных сетей, видеоигры и другие виды деятельности, которые без должной меры наносят вред их организму. Мотивация является одним из важнейших компонентов-побудителей к занятиям физической культурой и спортом в ВУЗе. Согласно результатам исследования Н. В. Сизовой, мотивация состоит из нескольких направлений. Результат анализа показал, что мотивационная готовность представляет собой сложный многоуровневый регулятор, определяющий и координирующий всю мотивационную сферу человека, направленную на активность в конкретных условиях. Это состояние включает совокупность мотивов, которые мобилизуют силы человека, формируют позитивное отношение к деятельности и побуждают к активности как по желанию, так и по необходимости. Мотивационная готовность является важным фактором повышения эффективности любой деятельности, обеспечивая успешность её освоения и реализации. Она формируется в процессе осознания человеком своих потребностей, которые являются движущей силой мотивации.
Потребности, в свою очередь, создают интерес к деятельности, наделяя её смыслом, направленным на реализацию целей. Основополагающими компонентами мотивации являются интересы, мотивы и их осознание, которые стимулируют поведение и определяют направленность активности. Формирование мотивации требует переживания потребности как внутренней необходимости, что вызывает интерес и побуждает к активной деятельности.
В контексте физической активности мотивационная готовность связана с потребностями студентов, которые могут быть разнообразными: укрепление здоровья, достижение эстетики тела, самоутверждение, общение или развитие двигательных навыков. При этом важным аспектом является осознание физической активности как обязательного фактора для здоровья и полноценной жизни. Таким образом, мотивация становится центральным элементом, определяющим готовность к физической активности, формируя потребность в движении, позитивное отношение к процессу и целенаправленное желание заниматься[9, с.4–5].
Достижение высокого уровня мотивации студентов, направленного на формирование и сохранение ценности здоровья, непростая задача в настоящее время. Одним из важных методов, упомянутых ранее, выступает информирование. Информирование является действенным механизмом закрепления в подсознании молодых людей важности заботливого отношения к своему здоровью. Донесение в полной и доступной мере всех компонентов и ключевых позиций введения ЗОЖ с точки зрения преимуществ значительно закрывает вопросы, связанные с мотивацией. Это, вдобавок, формирует осознанное отношения к жизни [5, с.92].
В контексте реализации мотивационного компонента в привлечении студентов к ЗОЖ, важным направлением в области процесса обучения выступают спортивные дисциплины и конкретные упражнения. В. П. Демеш в своем исследовании рассматривает методики тренировок для студентов с ослабленным здоровьем. Результат анализа исследования показывает, что методики, предложенные автором, основываются на принципах постепенности, щадящего подхода и индивидуализации нагрузок.
Основной акцент делается на укреплении общей физической подготовки, развитии выносливости и восстановлении координационных способностей. Рекомендуется начинать занятия с ходьбы и медленного бега продолжительностью до 15 минут, уделяя особое внимание контролю за пульсом, который не должен превышать допустимые значения для данной категории студентов. Для улучшения дыхательной функции и снятия напряжения включаются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, длительность которых составляет до 10 минут. Применяются общеразвивающие и подготовительные упражнения, которые выполняются без спортивного инвентаря или с минимальным использованием таких средств, как гимнастические палки, набивные мячи, скакалки.
Также активно используются элементы игры, такие как упрощенные правила волейбола или бадминтона, а также подвижные эстафеты. Преподавателям рекомендуется разъяснять студентам значение каждого упражнения, объясняя их биомеханическую основу, и хвалить даже за незначительные достижения. Такой подход помогает преодолеть неуверенность студентов, формируя устойчивую мотивацию к регулярным занятиям. Все упражнения подбираются с учетом индивидуальных возможностей студентов и состояния их здоровья, что позволяет безопасно и эффективно укреплять физическую форму [3]..
Другим важным направлением для мотивации студентов выступает спортивная деятельность. Спорт в силу своей специфики и природы рождает в молодых людях соревновательный интерес. Спорт — популярное направление, имеющее множество разновидностей под большинство вкусов студентов. Одними из самых популярных видов спорта в ВУЗах России и мира являются футбол, волейбол и баскетбол. Они выступают фундаментальными дисциплинами, пропагандирующими здоровый образ жизни. Всё это усиливается наличием кумиров у молодежи в лице таких известных людей, как Криштиану Роналду (футболист), Эрвин Нгапет (волейболист), Леброн Джеймс (баскетболист), которые подают значительный пример важности дисциплины и ведения ЗОЖ.
Нами видится особая роль футбола в процессе воспитания и в формировании мотивации молодежи следить за своим здоровьем. Результат анализа исследования А. А. Лозовой подтверждает наш тезис. Согласно автору, систематические занятия этим видом спорта способствуют укреплению функциональных возможностей организма, совершенствованию координационных и адаптационных способностей, а также развитию таких важных качеств, как выносливость, ловкость и сила.
Эти аспекты стимулируют студентов проявлять интерес к физической активности, повышают их сопротивляемость неблагоприятным условиям и укрепляют здоровье. Эстетический компонент футбола, связанный с формированием культуры тела, стремлением к физической красоте и эстетически оправданному поведению, также играет важную роль в развитии интереса к ЗОЖ. В процессе игры студенты развивают способность преодолевать трудности, формируют дисциплину и волевые качества, что положительно сказывается на их отношении к регулярным занятиям физической культурой. Таким образом, футбол выступает не только как физическое, но и как мотивационное средство, направленное на укрепление здоровья и формирование осознанного стремления к активной жизни[8].
Многие положительные аспекты, озвученные в статье А. А. Лозовой, находят свое отражение как в волейболе, так и в баскетболе. Все виды спорта являются командными. Задачи практически идентичные. Таким образом, можно заключить, что все три вида спорта в значительной степени демонстрируют себя с положительной стороны в аспекте формирования мотивации студентов вести ЗОЖ.
Высокий уровень здоровья определяет потенциал человека во всех сферах деятельности. Академическая успеваемость также зависит от него. Как нами было выяснено, здоровье включает не только физическую составляющую, но также социальную, психологическую и духовную. «Здоровье человека непосредственно зависит от его образа жизни» [2, с.18]. В рамках исследования мы установили, что мотивация студентов к ведению здорового образа жизни во многом формируется под воздействием физических упражнений и вовлечения в различные виды спорта. Спортивная активность не только укрепляет здоровье, но и создает условия для самоутверждения, развития дисциплины, улучшения социальных связей и формирования устойчивых положительных привычек. Поддержание здорового образа жизни через спортивную деятельность — это ключ к воспитанию осознанного и активного поколения.
Литература:
- Антонова А. А., Яманова Г. А. Здоровый образ жизни и здоровье современных студентов //Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №. 7–2 (121). — С. 7–9.
- Бакешин К. П. Основы здорового образа жизни студента // Учебное пособие СПБГАСУ. 2016. С 91
- Гринченко В. С. и др. Отношение студентов к здоровому образу жизни //Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. — 2022. — №. 1. — С. 18–25.
- Демеш В. П., Бакешин К. П., Дудус А. Н. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) //Ученые записки Санкт-Петербургского имени ВБ Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2022. — №. 4 (84). — С. 112–115.
- Журавлева Л. А. и др. Здоровый образ жизни в оценках молодежи //Образование и право. — 2020. — №. 9. — С. 322–329.
- Иванова С. Ю. и др. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе //СибСкрипт. — 2014. — Т. 2. — №. 2 (58). — С. 91–95.
- Калашникова О. В. Проблемы формирования здорового образа жизни у современной молодежи (на примере студентов педагогического вуза) //Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — №. 81–2. — С. 714–716.
- Кудряшова С. К. Формирование у обучающихся здорового образа жизни //Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — №. 78–2. — С. 136–139.
- Лозовой А. А., Лозовая М. А. Значимость и влияние занятий по футболу на формирование личности студентов высших учебных заведений //Образование и право. — 2024. — №. 1. — С. 335–338.
- Сизова Н. В. Формирование мотивационной готовности студентов к физической активности в условиях цифровизации образования //Концепт. — 2022. — №. 10. — С. 186–194.