В статье анализируется влияние преобладающего типа сознания на успешность дистанционной работы у представителей поколений X и Y с помощью методики ТПТС (Тест преобладающего типа сознания). Результаты показали, что у поколения X преобладает созерцательный тип сознания (в основном, созерцательная активность), тогда как у поколения Y — созерцательная лень. Анализ выявил как преимущества, так и недостатки каждого типа сознания в контексте удаленной работы. Исследование подчеркивает важность учета индивидуальных особенностей сотрудников при организации удаленной работы и указывает на необходимость развития гибких подходов к управлению персоналом.
Ключевые слова: дистанционная работа, поколение X, поколение Y, тип сознания, созерцательный тип, деятельностный тип, методика ТПТС, самоорганизация, продуктивность, прокрастинация, эффективность, самоконтроль.
Современный рынок труда характеризуется стремительным ростом популярности удаленной работы. Этот тренд, ускоренный пандемией COVID-19, привел к необходимости глубокого анализа адаптации различных поколений к новым условиям труда. Настоящее исследование посвящено изучению преобладающего типа сознания у представителей поколений X и Y и его влиянию на успешность дистанционной занятости. Актуальность исследования обусловлена растущей потребностью работодателей в понимании индивидуальных особенностей сотрудников, работающих удаленно [4]. Для уточнения возрастной специфики сознания поколений X и Y был организован сравнительный анализ доминирующих типов представленных поколений. Отталкиваясь от наших рассуждений, мы сформировали соответствующую выборку, количественный состав которой составил 24 человека, с равным распределением респондентов по группам.
В качестве диагностического инструмента была выбрана методика ТПТС (тест преобладающего типа сознания), разработанная на кафедре общей и социальной психологии факультета психологии (в наст. время факультета психологии и специального образования) Самарского государственного социально-педагогического университета в 2015 году в лице профессора, доктора психологических наук Акопова Гарника Владимировича и профессора, доктора психологических наук Семеновой Татьяны Вениаминовны [3].
Данная методика включает в себя три блока. Первый блок оценивает живость ощущений и позволяет вывить перцептивность сознания. Второй блок оценивает отношение к деятельности и позволяет выявить деятельностный тип сознания. Третий блок предлагает альтернативность выбора и одновременно выявляет и созерцательный тип, и деятельностный тип сознания. По каждому блоку испытуемый получает определенное количество баллов. Суммировать полученные баллы по всем блокам нельзя. Таким образом в первой части (блоке) мы можем узнать о выраженности созерцательного типа сознания, во втором блоке о выраженности деятельностного типа сознания, а в третьем блоке можем узнать соотношение и того и другого сознания. Далее необходимо сосчитать баллы по созерцательности и деятельностному типу сознания. Авторы методики предлагают следующим образом интерпретировать возможные результаты. Если итоговый коэффициент по созерцательности больше, чем итоговый коэффициент деятельностного, то у испытуемого преобладает созерцательный тип сознания. Если же наоборот: итоговый коэффициент деятельностного сознания больше, чем итоговый коэффициент созерцательного типа сознания, то у испытуемого выражен деятельностный тип сознания. Критический тип сознания уравнивает данные коэффициенты. Неопределенный тип сознания будет в том случае, если испытуемый некачественно заполнил данные бланки, имеется много пропусков и т. п. [3].
В созерцательном типе сознания авторы выделяют несколько его разновидностей: созерцательную лень, созерцательный сон и созерцательную активность, которая по своей сущности очень близка к деятельностному типу, но отличается от деятельностного большей рассудительностью, вкрадчивостью нежели спонтанностью [1]; [2].
Методика позволяет проводить диагностику как в групповом формате, так и в индивидуальном. В нашем случае был смешанный тип. С некоторыми испытуемыми мы работали индивидуально, а некоторых (кого было возможно) мы объединили в группу. В целом, работа над методикой не занимает больше 15–20 минут. В момент работы все испытуемые не показывали каких-либо явных расстройств настроения или здоровья.
Обратимся к результатам исследования. Первичные результаты нашего исследования мы отразили в таблицах 1 и 2. Для большей наглядности в рисунках 1 и 2 мы представили количественное соотношение выявленных типов сознания в обеих подгруппах. Обратимся сначала к результатам, полученным в группе поколения X.
Таблица 1
Типы сознания в группе X
№ |
С1 |
Д1 |
С2 |
Д2 |
С = С1 + С2 |
Д = Д1 + Д2 |
С * Д |
С1 * Д1 |
С2 * Д2 |
Тип сознания |
1 |
38 |
36 |
31 |
48 |
60 |
84 |
С < Д |
- |
- |
Д |
2 |
42 |
36 |
29 |
41 |
71 |
77 |
С < Д |
- |
- |
Д |
3 |
66 |
40 |
25 |
38 |
91 |
78 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 < Д2 |
С (Са) |
4 |
56 |
72 |
18 |
69 |
74 |
141 |
С < Д |
- |
- |
Д |
5 |
60 |
69 |
24 |
73 |
84 |
142 |
С < Д |
- |
- |
Д |
6 |
110 |
94 |
38 |
56 |
148 |
150 |
С < Д |
- |
- |
Д |
7 |
48 |
54 |
61 |
19 |
109 |
73 |
С > Д |
С1 < Д1 |
С2 > Д2 |
С (Са) |
8 |
43 |
79 |
20 |
70 |
63 |
149 |
С < Д |
- |
- |
Д |
9 |
100 |
56 |
41 |
60 |
141 |
116 |
С < Д |
- |
- |
Д |
10 |
118 |
64 |
55 |
60 |
173 |
124 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 < Д2 |
С (Са) |
11 |
54 |
70 |
20 |
74 |
84 |
144 |
С < Д |
- |
- |
Д |
12 |
115 |
90 |
57 |
20 |
172 |
110 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 < Д2 |
С (Са) |
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно заключить, что первичная обработка результатов теста достаточно емкая процедура, которая в итоге позволит выявить не только преобладающий тип сознания, но и преобладающий подтип сознания. В таблице данные располагаются в том порядке, в котором производилась обработка бланков. Можно заметить, что среди испытуемых обнаружилось два типа: деятельностный тип в чистом виде и созерцательный тип с подтипом созерцательная активность. Количественно это выглядит следующим образом (см. рис. 1)
Рис. 1. Соотношение преобладающих типов сознания поколения X
Меньшее количество респондентов, представляющих поколение X обладают деятельностным типом сознания (4 человека), ровно в два раза больше выявлено респондентов с созерцательным типом в направленности созерцательная активность. Респондентов с деятельностным типом сознания можно охарактеризовать как тех, кто предпочитает активный образ жизни, они целеустремлены, настойчивы в достижении целей, однако из минусов может быть то, что их действия могут отличаться хаотичностью, а поведение нервозностью из-за повышенной моторной активности. На наш взгляд, для дистанционной работы это не самые лучшие качества, так как продолжительная сидячая, дистанционная работа требует навыков самоорганизации, а такие сотрудники должны обладать сдержанностью. Созерцательный тип сознания, представленный в нашей выборке, демонстрирует более высокую степень соответствия условиям дистанционной работы. Эти респонденты склонны к размышлениям и анализу, что позволяет им эффективно справляться с задачами, требующими сосредоточенности и терпения. Их способности к планированию и тонкому восприятию деталей могут способствовать лучшему качеству выполнения работы в условиях изоляции. Тем не менее, наличие созерцательного подхода к работе может привести к прокрастинации, если не установить четкие временные рамки и цели. Таким образом, ключевым аспектом успешной дистанционной работы для обоих типов сознания поколения X является развитие навыков самоорганизации. Для респондентов с деятельностным типом это может потребовать осознанного усилия в управлении своей активностью, а для созерцательных важно будет находить время для продуктивного действия и завершения задач.
Теперь обратимся к результатам, полученным в группе респондентов, представляющих поколение Y.
Таблица 2
Преобладающий тип сознания в группе Y
№ |
С1 |
Д1 |
С2 |
Д2 |
С = С1 + С2 |
Д = Д1 + Д2 |
С * Д |
С1 * Д1 |
С2 * Д2 |
Тип сознания |
1 |
101 |
54 |
50 |
47 |
151 |
101 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 > Д2 |
С (Сл) |
2 |
89 |
70 |
62 |
74 |
151 |
144 |
С Д |
- |
- |
Д |
3 |
60 |
75 |
53 |
64 |
113 |
139 |
С Д |
- |
- |
Д |
4 |
99 |
41 |
44 |
40 |
143 |
81 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 > Д2 |
С (Сл) |
5 |
74 |
70 |
84 |
80 |
158 |
150 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2>Д2 |
С (Сл) |
6 |
100 |
68 |
58 |
40 |
158 |
108 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 > Д2 |
С (Сл) |
7 |
59 |
85 |
38 |
69 |
97 |
154 |
С Д |
- |
- |
Д |
8 |
104 |
71 |
89 |
63 |
193 |
134 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 > Д2 |
С (Сл) |
9 |
90 |
62 |
58 |
47 |
148 |
109 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2 > Д2 |
С (Сл) |
10 |
61 |
74 |
55 |
66 |
116 |
140 |
С Д |
- |
- |
Д |
11 |
92 |
63 |
69 |
89 |
161 |
152 |
С > Д |
С1 > Д1 |
С2Д2 |
С (Сл) |
12 |
40 |
88 |
54 |
70 |
94 |
158 |
С Д |
- |
- |
Д |
Исходя из данных представленной таблицы, можно сказать, что в группе Y также наблюдается разнообразите типов сознания. Мы видим людей и с деятельностным типом, и с созерцательным, однако в данной выборке, созерцательный тип сознания выражен другой направленностью — созерцательная лень. Представим количественное соотношение типов сознания в группе Y (см. рис. 2).
Рис. 2. Соотношение преобладающих типов сознания в группе Y
Созерцательная лень, выявленная у большинства представителей поколения Y в нашем исследовании (7 из 12), представляет собой интересное явление. Это не просто тривиальная лень, а скорее особая форма существования, характеризующаяся пассивностью, но не обязательно апатией. Эти люди живут в режиме энергосбережения, предпочитая внутренний мир внешней активности. Мечтательность и романтизм — их отличительные черты. Они склонны к глубоким размышлениям, анализу и созерцанию, что может приводить к высокой креативности, с одной стороны, но и к затруднениям в реализации задуманного с другой. В контексте дистанционной работы, это может проявляться в способности к глубокой концентрации на задачах, но при этом отсутствии потребности в постоянной активности. Они эффективны в работе, требующей аналитического мышления и творческого подхода, но могут испытывать трудностей с дедлайнами и задачами, требующими быстрой реакции и многозадачности. Важно отметить, что созерцательная лень не является синонимом неэффективности. Это скорее разный подход к работе и жизни. В противовес этому, 5 человек из данной группы продемонстрировали деятельностный тип сознания. Их отличает бурная энергия, настойчивость и целеустремленность. Они активны по природе, стремясь к постоянному движению и достижению результатов. Однако, их повышенная моторная активность часто приводит к неупорядоченности деятельности. Они берутся за множество дел одновременно, переключаясь между ними без системы, что может привести к снижению эффективности и, как мы предположили, к эмоциональному выгоранию. В условиях дистанционной работы это может проявляться в трудности с планированием времени, перегрузках и постоянном стрессе.
Для дистанционно организованной работы, как показывает наше исследование, наиболее адекватен, скорее всего, комбинированный тип, или умелое сочетание особенностей обоих типов. Идеальный дистанционный сотрудник обладает способностью к глубокой концентрации (характерной для созерцательного типа), но также способностью к организации и эффективному распределению времени (характерной для деятельностного типа). Он умеет планировать свою работу, расставляя приоритеты и избегая перегрузок. Он способен к самомотивации и самоконтролю, не требуя постоянного внешнего надзора.
Мы понимаем, что наши результаты невозможно экстраполировать на абсолютно всех представителей изучаемых поколений из-за небольшого числа выборки, однако применительно к нашей выборке, такие заключения являются верными.
Литература:
- Акопов Г. В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. / Г. В. Акопов. — М. Ипран. — Самара, 2010. — 258с.
- Акопов Г. В. Сознание человека в глобализирующемся мире Г. В. Акопов // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Том 1. М.: РПО. –Самара, 2012. — 64с.
- Методическая разработка к курсу «Психология сознания» / Составители Г. В. Акопов, Т. В. Семенова. — Самара: ПГСГА, 2015. — 40 с.
- Уфимцева, Е. В. Удаленная работа: современные реалии трудовой сферы / Е. В. Уфимцева, И. В. Волчкова, Н. Р. Шадейко, О. И. Геворгян // Экономика труда. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udalennaya-rabota-sovremennye-realii-trudovoy-sfery (дата обращения: 06.12.2024).