Социальная помощь как важнейший элемент социальной политики государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шалабода, Т. Н. Социальная помощь как важнейший элемент социальной политики государства / Т. Н. Шалабода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120416/ (дата обращения: 17.12.2024).

Препринт статьи



Социальная помощь является важнейшим инструментом социальной политики государства. Поэтому автор исследования поставил задачу определения основных аспектов социальной помощи населению страны.

Ключевые слова: социальная поддержка, социальная защита, инвалиды, пособия, натуральная помощь.

Social assistance is the most important tool of the state's social policy. Therefore, the author of the study set the task of determining the main aspects of social assistance to the population of the country.

Keywords: social support, social protection, people with disabilities, benefits, in-kind assistance.

Гражданин в процессе проживания в современном социуме стремится обладать определенной защитой со стороны компетентных государственных органов власти. Развитое демократическое социальное государство, со своей стороны, с конкретной задачей создания и развития позитивных и необходимых факторов для стабильной деятельности сфер социального, экономического и политического характера, предоставляет для нуждающихся жителей страны различные правовые, фактические и юридические средства и меры социальной защиты отдельных групп граждан в определенных формах законодательно сформулированных реальных социальных гарантий. Социальная защита и поддержка граждан в России стали важнейшим элементом правовой политики современного социального демократического отечественного государства, проводимой в рамках стремления обеспечить нужды различной категории граждан страны (военнослужащих, инвалидов, ветеранов, малоимущих семей, одиноких матерей, детей-сирот и др.) [9].

Публичная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в ФЗ от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи», социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [10].

Согласно ч. 1 ст. 2 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ оказание публичной социальной помощи делается в следующих формах и разновидностях:

– финансовые выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

– натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [3].

В качестве специальных субъектов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, законодательство называет:

– инвалидов по здоровью, инвалидов войны, детей, страдающих различными заболеваниями, влияющими на ограниченность развития и физические недостатки;

– ветеранов боевых действий, отдельных военнослужащих, ветеранов войны, членов семей, погибших при военных действиях и т. д. [11, с. 82];

– субъектов, подвергнутых воздействию радиации при определенных аварийных обстоятельствах и др. (ст. 6.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ) [3].

При этом положениями ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ закреплены основные меры по оказанию социальной помощи при предоставлении публичными органами и структурами следующих услуг:

– медицинского характера в качестве: квалифицированной качественной и бесплатной медицинской помощи, безвозмездного предоставления лекарственных препаратов (жизненно необходимых), изделий медицинского характера для инвалидов, товаров лечебного питания для детей, страдающих физическими отклонениями или различными заболеваниями;

– социального характера в виде бесплатного проезда на различном транспорте, включая железнодорожный, а также по международным маршрутам к месту лечения;

– лечебно-рекреационного характера в виде предоставления бесплатных санаторных и курортных путевок и т. д. [3].

Важной формой помощи различным семьям является получение пособий от государства, органов управления и иных организаций.

В целом, разнообразие нормативно-правового регулирования вопросов относительно нужности, размерности и возможности предоставления адресной финансовой помощи вызывало часто и проблемы правоприменительного плана. Многие из принятых судебных решений разрешали проблемные вопросы в условиях современного регулирования уплаты страховых взносов и предоставления денежной помощи при регламентации нового порядка главой 34 НК РФ.

В частности, в деле, рассмотренном в Арбитражном суде Алтайского края, представитель Фонда социального страхования России указал в своем требовании о взыскании страховых взносов к организации, что выплаты, осуществленные в качестве финансовой помощи ветеранам предприятия, были осуществлены и рассчитаны работодателем с учетом занимаемых работниками должностей, выполняемых трудовых обязанностей, а также носили характер денежного и материального поощрения (премиальный характер), в связи с чем являлись элементом системы оплаты труда сотрудников и должны облагаться страховыми взносами [4].

Арбитражный суд, признавая правовую позицию Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации неправомерной и признавая недействительными решения о взыскании страховых взносов, указал, что ветеранам, работникам организации, выплачена только специальная материальная помощь. Указанные выплаты, являющиеся спорным вопросом при разбирательстве в суде, носят исключительно социальный характер, направленный на оказание социальной поддержки ветеранам, не являются вознаграждением работников (служащих) за исполнение должностных обязанностей, не предусмотрены трудовыми договорами (служебными контрактами) либо иными актами об оплате труда, не являются стимулирующими, не зависят от трудового вклада, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не носят систематический характер, в связи с чем обложению страховыми взносами не подлежат [5].

В другом деле суд также указал, что материальная денежная помощь сотрудникам в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной социальной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и не подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке [6].

Кроме того, Арбитражный суд Алтайского края также указывал, что выплаченное сотруднику денежное поощрение за победу в конкурсе на выявление лучшего педагога образовательной организации не подлежит включению в базу для исчисления и выплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в порядке главы 34 НК РФ. Арбитражный суд, пояснил, что не все денежные выплаты, производимые в пользу сотрудников образовательной организации, представляют собой трудовую оплату. Спорная выплата, полученная за победу в конкурсе на лучшего учителя года, не является вознаграждением за исполнение педагогом служебных обязанностей, не зависит от вклада в трудовую деятельность и не гарантирована различными договорами [7].

Арбитражный суд также указывал, признавая позицию Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации необоснованной, что выплаты, оспариваемые в судебном порядке, в виде денежных сумм от продажи на льготных условиях обедов для сотрудников организации не включаются в объект обложения социальными страховыми взносами [8].

Таким образом, оказание публичной социальной помощи осуществляется в следующих формах и разновидностях: финансовые выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). В качестве специальных субъектов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, законодательство называет: инвалидов по здоровью, инвалидов войны, детей, страдающих различными заболеваниями, влияющими на ограниченность развития и физические недостатки; ветеранов боевых действий, отдельных военнослужащих, ветеранов войны, членов семей погибших при военных действиях и т. д.; субъектов, подвергнутых воздействию радиации при определенных аварийных обстоятельствах и др.

Литература:

  1. Конституция [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ,14.03.2020 № 1-ФКЗ, 4.10.2022 № 5-ФКЗ, 4.10.2022 № 6-ФКЗ, 4.10.2022 № 7-ФКЗ, 4.10.2022 № 8-ФКЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/constitution/, свободный (дата обращения: 10.09.2024). — Загл. с экрана.
  2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 28.12.2013, № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 52 (часть I). — Ст. 7007.
  3. О государственной социальной помощи [Текст]: федер. закон от 17.07.1999, № 178-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
  4. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 7 марта 2021 г. по делу № А03–11312/2021 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://altai-krai.arbitr.ru/, доступ свободный (дата обращения: 15.09.2024). — Загл. с экрана.
  5. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 9 марта 2021 г. по делу № А03–11317/2021 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://altai-krai.arbitr.ru/, доступ свободный (дата обращения: 15.09.2024). — Загл. с экрана.
  6. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 февраля 2021 г. по делу № А03–5467/2021 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://altai-krai.arbitr.ru/, доступ свободный (дата обращения: 15.09.2024). — Загл. с экрана.
  7. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. по делу № А03–7812/2021 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://altai-krai.arbitr.ru/, доступ свободный (дата обращения: 15.09.2024). — Загл. с экрана.
  8. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 апреля 2021 г. по делу № А03–6679/2021 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://altai-krai.arbitr.ru/, доступ свободный (дата обращения: 15.09.2024). — Загл. с экрана.
  9. Калинин, В. А. Меры социальной защиты малоимущих семей в Российской Федерации: проблемы и перспективы [Текст] / В. А. Калинин, Г. А. Телегина // Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и перспективы развития. — Анапа: Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов в Южном Федеральном округе, 2023. — С. 41–46.
  10. Организационно-экономические аспекты социальной защиты населения в регионе [Текст]: монография / Г. И. Журухин [и др.]; под ред. Г. И. Журухина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023. — 143 с.
  11. Самсонычев, Д. Д. Социальная защита военнослужащих, участвующих в боевых действиях: проблемные аспекты нормативно-правового регулирования [Текст] / Д. Д. Самсонычев // Вестник военного права. — 2021. — № 3. — С. 81–85.


Задать вопрос