В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению феномена жизнестойкости в психологии. Жизнестойкость понимается как способность индивида справляться с трудностями и адаптироваться к изменениям, при этом сохранять или восстанавливать психологическое благополучие. Основное внимание уделяется теоретическим моделям и эмпирическим исследованиям, раскрывающим механизмы и факторы жизнестойкости. Обсуждается вклад жизнестойкости в развитие личности и ее значимость в контексте практической психологии
Ключевые слова: психологический феномен, жизнестойкость, С. Мадди, вовлеченность, принятие риска.
Современные реалии, а именно распад социальных норм поведения, тяжелая военно-политическая обстановка и демографические изменения, кардинально изменили социальную сферу человеческой жизни. Стремительная дифференциация населения, безработица, появление беженцев и вынужденных переселенцев, неблагоприятные экологические условия и сложная демографическая ситуация стали неотъемлемой частью нынешней действительности. Учитывая эти условия, жизнь современного человека можно смело охарактеризовать как экстремальную и провоцирующую стресс и тревожность. Это неизбежно приводит к снижению чувства защищенности и уверенности в будущем. Угроза жизни или ее внезапных изменений превращается в привычную черту якобы мирного существования.
Все это подчеркивает актуальность и значимость изучения феномена жизнестойкости. Данная проблематика приобретает особую актуальность для молодежи. Именно у этой группы людей вопросы о профессиональном становлении и социальной адаптации имеют наибольшее значение.
Феномен жизнестойкости вызывает широкую заинтересованность как среди исследователей, так и среди практиков в области психологии. Жизнестойкость рассматривается как ключевой ресурс, позволяющий индивиду переживать стрессы и кризисы, сохраняя душевное равновесие и способствуя восстановлению после значительных жизненных потрясений. Учитывая сложности и неопределенности современного мира, изучение жизнестойкости приобретает все большую актуальность.
Понятие жизнестойкости как психологического феномена стало предметом рассмотрения сравнительно недавно. Среди первопроходцев в данной области можно выделить С. Кобейсу, которая еще в 1979 году в своих исследованиях отметила жизнестойкость как значительный фактор устойчивости к трудностям. Она совместно с С. Мадди определила жизнестойкость как совокупность убеждений о себе, мире и взаимосвязях с ним. Они выделили три основных элемента жизнестойкости:
— вовлеченность (уверенность человека в том, что вовлеченность в актуальное настоящее открывает большие возможности найти что-то важное и интересное для себя);
— контроль (уверенность человека, что борьба поможет ему оказать влияние на результат того, что происходит сейчас);
— принятие риска (уверенность человека в том, что все, что с ним происходит, помогает ему развиваться благодаря полученному опыту).
По мнению С. Мадди, для сохранения психологического здоровья и оптимального уровня работоспособности в ситуациях стресса, нужно учитывать все три компонента, входящих в структуру жизнестойкости [5]. Практическое значение модели Мадди заключается в понимании жизнестойкости не просто как психологического феномена, но как драгоценного внутреннего ресурса, который можно осознать и изменить для поддержания физического, психического и социального благополучия. Жизнестойкость, по Мадди, придаёт глубину и смысл человеческой жизни в любых условиях [5].
В отечественной психологии поднимается проблема жизнестойкости, но единого подхода к её описанию пока нет. Д. А. Леонтьев рассматривает её как интегративную характеристику личности, ответственной за преодоление жизненных трудностей [3]. Л. А. Александрова видит жизнестойкость как способность преобразовывать неблагоприятные обстоятельства, выделяя три её компонента: личностные ресурсы, смысл и гуманистическую этику [1].
С. В. Книжникова исследовала жизнестойкость в контексте профилактики суицидального поведения, акцентируя внимание на смысле регуляции, самооценке, социальной компетентности и коммуникативных навыках. Автор пришла к выводу, что развитие жизнестойкости успешно осуществляется в образовательной системе [7].
Таким образом, в работах отечественных психологов выделяются три направления понимания жизнестойкости: как ресурс потенциала личности, как стратегическое совладание и как базовый личностно-психический ресурс.
Ряд отечественных психологов, хотя и не занимаются исследованием феномена жизнестойкости в чистом виде, однако применяют это понятие для объяснения иных психологических явлений. Так, М. А. Одинцова, исследуя поведение личности в преодолении трудностей, определяет два стиля преодоления: виктимный (стиль жертвы) и жизнестойкий, подробно охарактеризовав личность, придерживающуюся жизнестойкого стиля. «Личность с жизнестойким стилем преодоления выделяется высокой активностью, стремлением находить ресурсы в себе для управления сложными жизненными ситуациями… обладает реальным взглядом на возникающие трудности… позитивно воспринимает мир, демонстрирует адекватное мировоззрение…» [8].
Анализ зарубежных экспериментальных исследований, посвященных жизнестойкости, демонстрирует их преимущественно односторонний характер, поскольку основное внимание в них сосредоточено на изучении жизнестойкости как общей характеристики психического здоровья человека. Многие исследователи рассматривают «hardiness» в контексте преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, а также физического, психического и социального благополучия.
Подводя итоги данной статьи можно сделать выводы, что в современной психологии сформировались разные взгляды на феномен жизнестойкости. А в последнее время, в связи с быстроизменяющимся миром интерес к изучению этого феномена стал стремительно расти. Рассмотрев разные подходы отечественных и зарубежных авторов, мы изучили основные понятия и структуру жизнестойкости.
Литература:
- 1.Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ясницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82–90.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2006. 18 с.
- Леонтьев Д. А. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. М.: Смысл, 2011.680 с. 46 Actual problems of pedagogy and psychology 2023. Vol. 4, no.6.
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости /.Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. М.: Смысл, 2006.
- Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87–101.
- Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. СПб.: Питер, 2002. 567 с.
- Книжникова С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции (Статья) / С. В. Книжникова // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». — Краснодар, 28–29 октября, 2010. — С. 67–70.
- Одинцова, М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — 2-е изд. — Москва: Флинта, 2015. — 292 c. — Текст: непосредственный.