Использование специальных методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ по слуху, имеющими интеллектуальные нарушения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, Н. Ю. Использование специальных методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ по слуху, имеющими интеллектуальные нарушения / Н. Ю. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120329/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье рассматриваются ключевые методы и приемы, которые могут быть использованы для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху, имеющими также интеллектуальные нарушения.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, имеющие интеллектуальные нарушения, методы обучения, приемы обучения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху, имеющими также интеллектуальные нарушения, представляет собой сложный и ответственный процесс. В данной категории детей наблюдается не только нарушение слуха, но и задержка или отклонения в развитии интеллектуальных способностей, что требует применения специализированных подходов. Важной задачей педагогов и специалистов является создание условий для максимальной адаптации этих детей к обществу и обеспечение их полноценного обучения с учетом индивидуальных особенностей. В данной статье рассмотрим ключевые методы и приемы, которые могут быть использованы для успешного обучения и развития таких детей.

1.Индивидуальный подход

Каждый ребенок с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями имеет уникальный уровень развития и восприятия. Поэтому важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитель и специалисты должны учитывать не только степень утраты слуха, но и уровень интеллектуального развития, темп обучения, способность к коммуникации и взаимодействию.

Основные рекомендации:

– Оценка уровня знаний и способностей ребенка.

– Разработка индивидуальных программ обучения (ИПР).

– Постоянный мониторинг прогресса и корректировка программы по мере необходимости.

2.Визуализация информации

Для детей с нарушениями слуха особенно важно использовать визуальные средства для передачи информации. Это могут быть:

– Жестовая речь.

– Мимика и жесты.

– Иллюстрации, схемы, графики.

– Презентации и видеоматериалы с субтитрами.

Визуальные средства помогают компенсировать отсутствие аудиальной информации, способствуют лучшему пониманию учебного материала и развивают способность к ассоциативному мышлению. Опорный материал должен даваться не только на доске, или в презентации, но и накапливаться у детей в предметных тетрадях, папках-накопителях. Особенности памяти детей с нарушениями слуха, имеющими интеллектуальные нарушения, заключаются в том, что они не удерживают материал долго и такие папки-накопители являются хорошим подспорьем для успешного обучения. Ребенок в любой момент может вернуться к пройденному материалу, либо посмотреть алгоритм выполнения того, или иного задания.

3.Использование жестового языка

Для детей с нарушением слуха жестовый язык является основным средством коммуникации. Однако дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности в его освоении. Поэтому требуется постепенное и поэтапное внедрение жестовой речи в обучении, адаптированной под возможности конкретного ребенка.

Приемы:

– Обучение базовым жестам и символам.

– Использование карточек с изображениями жестов для повторения.

– Постепенное усложнение речевых конструкций по мере освоения.

Часто такие дети испытывают затруднения в обучении чтению, и сопряженное с дактилем чтение значительно упрощает освоение алфавита, способствует ускорению процесса чтения. Для понимании прочитанного, наряду с наглядным материалом так же дается жест, обозначающий предмет, или действие.

4.Применение интерактивных методов обучения

Дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях для восприятия и закрепления информации. Интерактивные методы обучения помогают активизировать интерес и вовлеченность ребенка в учебный процесс. Использование игр, занятий с элементами творчества, музыкальных и танцевальных упражнений (если это позволяет состояние ребенка) может быть особенно эффективным.

Примеры интерактивных методов:

– Игра-путешествие, где каждое задание выполнено в виде загадки или интересной головоломки.

– Использование мультимедийных интерактивных досок.

– Творческие занятия с элементами рисования и лепки.

Применение интерактивных методов обучения способствует вовлечению детей в обучение в интересной, простой и понятной форме. Вовлеченность способствует развитию любознательности и самостоятельному поиску необходимой информации или нужного ответа.

5.Коррекционно-развивающие технологии

Коррекционные занятия играют важную роль в работе с детьми, имеющими двойную проблему в развитии — нарушение слуха и интеллектуальные нарушения. Сюда относятся упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, а также коррекция речевых навыков.

Основные задачи коррекционной работы:

– Развитие слухового восприятия с помощью звуковых вибрационных сигналов.

– Формирование навыков восприятия и воспроизведения речи.

– Коррекция поведения и развитие социального взаимодействия.

Как правило, коррекционные занятия с психологом прописаны в рекомендациях ПМПК и являются самостоятельной обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Но на уроках также можно и нужно использовать задания коррекционной направленности в соответствие с темой урока. Например, на уроке окружающего мира можно предложить такое упражнение, как «Третий лишний», на уроке математики «Запомни числа по порядку», на уроке русского языка «Найди ошибку».

6.Развитие мелкой моторики и координации

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие речи и интеллекта у детей с ОВЗ. Работа с мелкими предметами, аппликации, сборка пазлов и другие упражнения помогают не только улучшить координацию движений, но и способствуют общему развитию ребенка.

Примеры упражнений:

– Рисование по точкам.

– Мозаика и пазлы.

– Лепка из пластилина или глины.

7.Психолого-педагогическая поддержка

Не менее важным является сопровождение детей с ОВЗ психологами и педагогами. Эмоциональная поддержка, коррекция поведенческих отклонений и развитие навыков социального взаимодействия играют важную роль в процессе их социализации.

Специалисты работают над тем, чтобы создать безопасную и комфортную среду, где ребенок может развиваться и учиться.

Методы психологической поддержки:

– Арт-терапия.

– Музыкальная терапия.

– Терапия общением с животными (зоотерапия).

Заключение

Работа с детьми с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями требует особого подхода и использования специализированных методов и приемов.

Индивидуальный подход, визуализация информации, использование жестового языка, интерактивные методы, коррекционно-развивающие технологии и психолого-педагогическая поддержка — все это является неотъемлемой частью комплексной работы с такими детьми. Основная цель заключается в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность полноценного развития, адаптации в обществе и реализации своих возможностей, несмотря на существующие ограничения.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, жестовый язык, интерактивный метод обучения, нарушение, ограниченная возможность здоровья, жестовая речь, индивидуальный подход, мелкая моторика, социальное взаимодействие.


Ключевые слова

методы обучения, приемы обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, имеющие интеллектуальные нарушения

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...

Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием

В статье рассматриваются особенности проведения функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием, на разных этапах курса реабилитации.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...

Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием

В статье рассматриваются особенности проведения функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием, на разных этапах курса реабилитации.

Задать вопрос