В данной статье рассматриваются ключевые методы и приемы, которые могут быть использованы для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху, имеющими также интеллектуальные нарушения.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, имеющие интеллектуальные нарушения, методы обучения, приемы обучения.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху, имеющими также интеллектуальные нарушения, представляет собой сложный и ответственный процесс. В данной категории детей наблюдается не только нарушение слуха, но и задержка или отклонения в развитии интеллектуальных способностей, что требует применения специализированных подходов. Важной задачей педагогов и специалистов является создание условий для максимальной адаптации этих детей к обществу и обеспечение их полноценного обучения с учетом индивидуальных особенностей. В данной статье рассмотрим ключевые методы и приемы, которые могут быть использованы для успешного обучения и развития таких детей.
1.Индивидуальный подход
Каждый ребенок с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями имеет уникальный уровень развития и восприятия. Поэтому важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитель и специалисты должны учитывать не только степень утраты слуха, но и уровень интеллектуального развития, темп обучения, способность к коммуникации и взаимодействию.
Основные рекомендации:
– Оценка уровня знаний и способностей ребенка.
– Разработка индивидуальных программ обучения (ИПР).
– Постоянный мониторинг прогресса и корректировка программы по мере необходимости.
2.Визуализация информации
Для детей с нарушениями слуха особенно важно использовать визуальные средства для передачи информации. Это могут быть:
– Жестовая речь.
– Мимика и жесты.
– Иллюстрации, схемы, графики.
– Презентации и видеоматериалы с субтитрами.
Визуальные средства помогают компенсировать отсутствие аудиальной информации, способствуют лучшему пониманию учебного материала и развивают способность к ассоциативному мышлению. Опорный материал должен даваться не только на доске, или в презентации, но и накапливаться у детей в предметных тетрадях, папках-накопителях. Особенности памяти детей с нарушениями слуха, имеющими интеллектуальные нарушения, заключаются в том, что они не удерживают материал долго и такие папки-накопители являются хорошим подспорьем для успешного обучения. Ребенок в любой момент может вернуться к пройденному материалу, либо посмотреть алгоритм выполнения того, или иного задания.
3.Использование жестового языка
Для детей с нарушением слуха жестовый язык является основным средством коммуникации. Однако дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности в его освоении. Поэтому требуется постепенное и поэтапное внедрение жестовой речи в обучении, адаптированной под возможности конкретного ребенка.
Приемы:
– Обучение базовым жестам и символам.
– Использование карточек с изображениями жестов для повторения.
– Постепенное усложнение речевых конструкций по мере освоения.
Часто такие дети испытывают затруднения в обучении чтению, и сопряженное с дактилем чтение значительно упрощает освоение алфавита, способствует ускорению процесса чтения. Для понимании прочитанного, наряду с наглядным материалом так же дается жест, обозначающий предмет, или действие.
4.Применение интерактивных методов обучения
Дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях для восприятия и закрепления информации. Интерактивные методы обучения помогают активизировать интерес и вовлеченность ребенка в учебный процесс. Использование игр, занятий с элементами творчества, музыкальных и танцевальных упражнений (если это позволяет состояние ребенка) может быть особенно эффективным.
Примеры интерактивных методов:
– Игра-путешествие, где каждое задание выполнено в виде загадки или интересной головоломки.
– Использование мультимедийных интерактивных досок.
– Творческие занятия с элементами рисования и лепки.
Применение интерактивных методов обучения способствует вовлечению детей в обучение в интересной, простой и понятной форме. Вовлеченность способствует развитию любознательности и самостоятельному поиску необходимой информации или нужного ответа.
5.Коррекционно-развивающие технологии
Коррекционные занятия играют важную роль в работе с детьми, имеющими двойную проблему в развитии — нарушение слуха и интеллектуальные нарушения. Сюда относятся упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, а также коррекция речевых навыков.
Основные задачи коррекционной работы:
– Развитие слухового восприятия с помощью звуковых вибрационных сигналов.
– Формирование навыков восприятия и воспроизведения речи.
– Коррекция поведения и развитие социального взаимодействия.
Как правило, коррекционные занятия с психологом прописаны в рекомендациях ПМПК и являются самостоятельной обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Но на уроках также можно и нужно использовать задания коррекционной направленности в соответствие с темой урока. Например, на уроке окружающего мира можно предложить такое упражнение, как «Третий лишний», на уроке математики «Запомни числа по порядку», на уроке русского языка «Найди ошибку».
6.Развитие мелкой моторики и координации
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие речи и интеллекта у детей с ОВЗ. Работа с мелкими предметами, аппликации, сборка пазлов и другие упражнения помогают не только улучшить координацию движений, но и способствуют общему развитию ребенка.
Примеры упражнений:
– Рисование по точкам.
– Мозаика и пазлы.
– Лепка из пластилина или глины.
7.Психолого-педагогическая поддержка
Не менее важным является сопровождение детей с ОВЗ психологами и педагогами. Эмоциональная поддержка, коррекция поведенческих отклонений и развитие навыков социального взаимодействия играют важную роль в процессе их социализации.
Специалисты работают над тем, чтобы создать безопасную и комфортную среду, где ребенок может развиваться и учиться.
Методы психологической поддержки:
– Арт-терапия.
– Музыкальная терапия.
– Терапия общением с животными (зоотерапия).
Заключение
Работа с детьми с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями требует особого подхода и использования специализированных методов и приемов.
Индивидуальный подход, визуализация информации, использование жестового языка, интерактивные методы, коррекционно-развивающие технологии и психолого-педагогическая поддержка — все это является неотъемлемой частью комплексной работы с такими детьми. Основная цель заключается в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность полноценного развития, адаптации в обществе и реализации своих возможностей, несмотря на существующие ограничения.