В статье рассматривается проблема некомплекта сотрудников в территориальных органах МВД России на районном уровне и анализируется роль инструктора по профессиональной служебной и физической подготовке в отборе кадров. Обосновывается необходимость повышения эффективности деятельности инструкторов в мероприятиях по комплектованию кадрового состава органов внутренних дел с учетом специфики подготовки сотрудников и прохождения повышения квалификации.
Ключевые слова : некомплект сотрудников, территориальные органы МВД России, профессиональная служебная подготовка, физическая подготовка, повышение квалификации.
В настоящее время наблюдается нехватка сотрудников в правоохранительных органах, что свидетельствует о необходимости усиления работы по привлечению кадров.
В условиях дефицита компетентных специалистов и постоянного оттока кадров из органов внутренних дел, а также увеличения нагрузки на сотрудников и выполнения более сложных задач, первоочередной задачей становится эффективное использование имеющихся ресурсов для комплектования органов внутренних дел.
Руководитель территориального органа МВД России на районном уровне должен принимать меры для подготовки специалистов и их развития, а также для рационального использования кадрового потенциала для привлечения граждан на службу в органы внутренних дел.
Важно, чтобы сотрудники органов внутренних дел выполняли свои обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.
Руководитель территориального органа МВД России должен проводить различные информационно-организационные мероприятия, включая профессионально-ориентационные мероприятия для населения по вопросам службы в органах внутренних дел. Эти мероприятия проводятся с обучающимися образовательных организаций, чтобы ориентировать их на поступление на службу в органы внутренних дел, а также формировать положительный образ сотрудника и перспективы службы в органах внутренних дел.
Инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке играет важную роль в этом направлении.
Основная задача инструктора — подготовка и совершенствование знаний, умений и навыков сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы. Он готовит сотрудников к действиям в различных ситуациях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по охране общественного порядка и выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях.
Инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке организует подготовку личного состава территориального органа МВД России на районном уровне к сдаче контрольных проверок и итоговых занятий по определению профессиональной подготовленности сотрудников по физической подготовке. Он также проверяет уровень владения боевыми приёмами борьбы.
Физическая подготовка сотрудников включает в себя общефизическую подготовку (упражнения прикладной гимнастики, атлетической подготовки и лёгкой атлетики, ускоренное передвижение, преодоление препятствий, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры) и специальные физические упражнения (боевые приёмы борьбы).
Инструктор использует методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками, в рамках занятий по физической подготовке сотрудников. Л. П. Матвеев отмечает, что исторически сложилось три типа методов: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. Однако только совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию комплексных задач физической подготовки.
Метод строго регламентированного упражнения характеризуется чётким предписанием относительно состава движений и операций, входящих в упражнение, количества их повторений и максимальной регламентации нагрузки.
Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов считают, что сущность игрового метода заключается в организации двигательной деятельности занимающихся на основе содержания, условий и правил игры. Этот метод обеспечивает всестороннее и комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как они проявляются в тесном взаимодействии в процессе игры.
Импровизационный характер действий в игре способствует формированию у занимающихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства позволяет целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества.
Для игрового метода характерен фактор эмоциональной насыщенности. Однако этот метод ограниченно используется при разучивании новых движений и трудно контролируется с точки зрения нагрузки на организм.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Он применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-технических умений и навыков.
Этот метод имеет много общего с игровым методом, но отличается тем, что не имеет сюжетного содержания.
С целью пропаганды здорового образа жизни, развития служебно-прикладных видов спорта и присвоение сотрудникам спортивных званий и разрядов инструктор осуществляет подготовку сборной команды для участия в региональной Спартакиаде правоохранительных органов, организует спортивно-массовые мероприятия , сдачу нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Опыт показывает, что общение с молодыми людьми в процессе разъяснения порядка поступления на службу в органы внутренних дел, условий работы и социальных гарантий не всегда приводит к желаемому результату — привлечению новых сотрудников. Однако это важный шаг на пути к установлению доверия между молодёжью и полицией.
Обладая основами методики огневой и физической подготовки, личной безопасности сотрудников, а также правовых и методических основ организации занятий по огневой и физической подготовки сотрудников привлечение инструктора на открытые уроки с юношами старших классов в период проведения 5 дневных учебных военных сборов, в рамках программы физического воспитания и изучения основ самообороны положительно сказывается на формировании образа сотрудника полиции и привлечения кандидатов на службу в ОВД.
Во многих регионах из студентов колледжей и вузов сформированы общественные объединения правоохранительной направленности в качестве отрядов содействия полиции. Данные отряды функционируют в муниципальных образованиях и содействуют спецслужбам в патрулировании улиц и пресечении нарушений порядка под началом сотрудников патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, Госавтоинспекции. В программу ежемесячного расписания занятий данных отрядов входит обучение в форме практического занятия самообороне, проходящие в территориальном органе МВД России, руководителями занятий выступает инструктор.
В рамках Всероссийской акции «Зарядка со стражем порядка» инструктор привлекается к показным занятиям для школьников детских лагерей труда и отдыха, с целью демонстрации альтернативы преступной жизни, привитии любви к спорту, интересному и полезному времяпровождению, воспитанию силы духа, мотивации на физическое развитие, формирование ценностных ориентиров, позволяющих преодолеть трудности на жизненном пути.
Зачастую инструктора в свободное от службы время осуществляют преподавание в различных спортивных секциях либо, являясь спортсменами высокого уровня постоянно посещают спортивные объекты для занятия спортом.
В сотрудничестве с представителями органов местного самоуправления, образовательных учреждений, которые занимаются воспитанием и обучением детей, а также организуют спортивные, культурные и другие мероприятия для несовершеннолетних, проводятся экскурсии в отделения полиции и «дни открытых дверей». В рамках этих мероприятий инструктор проводит показательные занятия по боевым приёмам борьбы.
В процессе проведения этих мероприятий инструктор играет важную роль, выступая в качестве представителя Министерства внутренних дел. Он помогает обучающимся развить морально-психологическую устойчивость, способность противостоять деструктивной идеологии, формирует у молодёжи доверие к сотрудникам полиции. Инструктор также способствует формированию у обучающихся представления о сотруднике как о гражданине, патриоте и профессионале, создаёт положительный образ сотрудника и престиж профессии, а также перспективы службы в органах внутренних дел.
Таким образом, инструктор создаёт условия для того, чтобы потенциальные кандидаты на службу в органах внутренних дел могли осознанно выбрать эту сферу деятельности и реализовать себя в ней.
Вместе с тем во многих территориальных органах МВД России на районном уровне данная должность не предусмотрена штатным расписанием и эти функции возложены на так называемых «внештатных инструкторов» которые имеют образование в области физической культуры и спорта, либо имеющие спортивные звания (спортивные разряды, почетные спортивные звания) и прошедшие обучение на учебно-методических сборах (занятиях)для проведения практических занятий по физической подготовке.
Конечно у данной категории отсутствует стандартный, научно-обоснованный и содержательный набор компетенций, определяющей качество образования в области физической культуры. Их уровень знаний, умений и навыков, творческих способностей, обеспечивающих физическую, морально-волевую и духовно-нравственную основу остается на низком уровне. Эта деятельность является дополнительной к основным обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел. Поскольку она не стимулируется, её роль сводится к подготовке сотрудников к итоговой проверке и оценке уровня их общей физической подготовки.
Для того чтобы сотрудники могли получить необходимые знания, умения и навыки необходимо направлять их на курсы повышения квалификации по программам дополнительного образования в образовательные организации МВД России. На этих курсах сотрудники должны освоить основы методики огневой и физической подготовки, личной безопасности, а также правовые и методические аспекты организации занятий по огневой и физической подготовке.
Таким образом можно сделать вывод, что задействование на практические занятия подготовленного и компетентного инструктора, при проведении профессионально- ориентационных мероприятий, положительно сказывается на результатах комплектования квалифицированными кадрами территориального органа МВД России на районном уровне.
Литература:
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры).- М.: Физкультур и спорт, 1991. — 543 с. С 63.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.-2-е изд., исп.и доп. — М., 2003. — 540 с. С 46.
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты».
- Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
- Приказ МВД России от 02.02.2024 № 44 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
- Совершенствование деятельности инструкторов огневой и физической подготовки территориальных органов МВД России: учебно-методическое пособие/под ред. М. П. Корнеевой и др. — М.: Академия управления МВД России, 2020. — 140 с.
- Инструкторско-методические занятия по огневой и физической подготовке: методические рекомендации/ Т. С. Купавцев, А. Р. Косиковский, [и др.]. — М.: Академия управления МВД России, 2022. — 104 с.