Значение инструктора по профессиональной служебной и физической подготовке в комплектовании кадрового состава органов внутренних дел Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.12.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Жиляев, Д. М. Значение инструктора по профессиональной служебной и физической подготовке в комплектовании кадрового состава органов внутренних дел Российской Федерации / Д. М. Жиляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119988/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается проблема некомплекта сотрудников в территориальных органах МВД России на районном уровне и анализируется роль инструктора по профессиональной служебной и физической подготовке в отборе кадров. Обосновывается необходимость повышения эффективности деятельности инструкторов в мероприятиях по комплектованию кадрового состава органов внутренних дел с учетом специфики подготовки сотрудников и прохождения повышения квалификации.

Ключевые слова : некомплект сотрудников, территориальные органы МВД России, профессиональная служебная подготовка, физическая подготовка, повышение квалификации.

В настоящее время наблюдается нехватка сотрудников в правоохранительных органах, что свидетельствует о необходимости усиления работы по привлечению кадров.

В условиях дефицита компетентных специалистов и постоянного оттока кадров из органов внутренних дел, а также увеличения нагрузки на сотрудников и выполнения более сложных задач, первоочередной задачей становится эффективное использование имеющихся ресурсов для комплектования органов внутренних дел.

Руководитель территориального органа МВД России на районном уровне должен принимать меры для подготовки специалистов и их развития, а также для рационального использования кадрового потенциала для привлечения граждан на службу в органы внутренних дел.

Важно, чтобы сотрудники органов внутренних дел выполняли свои обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

Руководитель территориального органа МВД России должен проводить различные информационно-организационные мероприятия, включая профессионально-ориентационные мероприятия для населения по вопросам службы в органах внутренних дел. Эти мероприятия проводятся с обучающимися образовательных организаций, чтобы ориентировать их на поступление на службу в органы внутренних дел, а также формировать положительный образ сотрудника и перспективы службы в органах внутренних дел.

Инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке играет важную роль в этом направлении.

Основная задача инструктора — подготовка и совершенствование знаний, умений и навыков сотрудников в системе профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы. Он готовит сотрудников к действиям в различных ситуациях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по охране общественного порядка и выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях.

Инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке организует подготовку личного состава территориального органа МВД России на районном уровне к сдаче контрольных проверок и итоговых занятий по определению профессиональной подготовленности сотрудников по физической подготовке. Он также проверяет уровень владения боевыми приёмами борьбы.

Физическая подготовка сотрудников включает в себя общефизическую подготовку (упражнения прикладной гимнастики, атлетической подготовки и лёгкой атлетики, ускоренное передвижение, преодоление препятствий, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры) и специальные физические упражнения (боевые приёмы борьбы).

Инструктор использует методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками, в рамках занятий по физической подготовке сотрудников. Л. П. Матвеев отмечает, что исторически сложилось три типа методов: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. Однако только совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию комплексных задач физической подготовки.

Метод строго регламентированного упражнения характеризуется чётким предписанием относительно состава движений и операций, входящих в упражнение, количества их повторений и максимальной регламентации нагрузки.

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов считают, что сущность игрового метода заключается в организации двигательной деятельности занимающихся на основе содержания, условий и правил игры. Этот метод обеспечивает всестороннее и комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как они проявляются в тесном взаимодействии в процессе игры.

Импровизационный характер действий в игре способствует формированию у занимающихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства позволяет целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества.

Для игрового метода характерен фактор эмоциональной насыщенности. Однако этот метод ограниченно используется при разучивании новых движений и трудно контролируется с точки зрения нагрузки на организм.

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Он применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-технических умений и навыков.

Этот метод имеет много общего с игровым методом, но отличается тем, что не имеет сюжетного содержания.

С целью пропаганды здорового образа жизни, развития служебно-прикладных видов спорта и присвоение сотрудникам спортивных званий и разрядов инструктор осуществляет подготовку сборной команды для участия в региональной Спартакиаде правоохранительных органов, организует спортивно-массовые мероприятия , сдачу нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Опыт показывает, что общение с молодыми людьми в процессе разъяснения порядка поступления на службу в органы внутренних дел, условий работы и социальных гарантий не всегда приводит к желаемому результату — привлечению новых сотрудников. Однако это важный шаг на пути к установлению доверия между молодёжью и полицией.

Обладая основами методики огневой и физической подготовки, личной безопасности сотрудников, а также правовых и методических основ организации занятий по огневой и физической подготовки сотрудников привлечение инструктора на открытые уроки с юношами старших классов в период проведения 5 дневных учебных военных сборов, в рамках программы физического воспитания и изучения основ самообороны положительно сказывается на формировании образа сотрудника полиции и привлечения кандидатов на службу в ОВД.

Во многих регионах из студентов колледжей и вузов сформированы общественные объединения правоохранительной направленности в качестве отрядов содействия полиции. Данные отряды функционируют в муниципальных образованиях и содействуют спецслужбам в патрулировании улиц и пресечении нарушений порядка под началом сотрудников патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, Госавтоинспекции. В программу ежемесячного расписания занятий данных отрядов входит обучение в форме практического занятия самообороне, проходящие в территориальном органе МВД России, руководителями занятий выступает инструктор.

В рамках Всероссийской акции «Зарядка со стражем порядка» инструктор привлекается к показным занятиям для школьников детских лагерей труда и отдыха, с целью демонстрации альтернативы преступной жизни, привитии любви к спорту, интересному и полезному времяпровождению, воспитанию силы духа, мотивации на физическое развитие, формирование ценностных ориентиров, позволяющих преодолеть трудности на жизненном пути.

Зачастую инструктора в свободное от службы время осуществляют преподавание в различных спортивных секциях либо, являясь спортсменами высокого уровня постоянно посещают спортивные объекты для занятия спортом.

В сотрудничестве с представителями органов местного самоуправления, образовательных учреждений, которые занимаются воспитанием и обучением детей, а также организуют спортивные, культурные и другие мероприятия для несовершеннолетних, проводятся экскурсии в отделения полиции и «дни открытых дверей». В рамках этих мероприятий инструктор проводит показательные занятия по боевым приёмам борьбы.

В процессе проведения этих мероприятий инструктор играет важную роль, выступая в качестве представителя Министерства внутренних дел. Он помогает обучающимся развить морально-психологическую устойчивость, способность противостоять деструктивной идеологии, формирует у молодёжи доверие к сотрудникам полиции. Инструктор также способствует формированию у обучающихся представления о сотруднике как о гражданине, патриоте и профессионале, создаёт положительный образ сотрудника и престиж профессии, а также перспективы службы в органах внутренних дел.

Таким образом, инструктор создаёт условия для того, чтобы потенциальные кандидаты на службу в органах внутренних дел могли осознанно выбрать эту сферу деятельности и реализовать себя в ней.

Вместе с тем во многих территориальных органах МВД России на районном уровне данная должность не предусмотрена штатным расписанием и эти функции возложены на так называемых «внештатных инструкторов» которые имеют образование в области физической культуры и спорта, либо имеющие спортивные звания (спортивные разряды, почетные спортивные звания) и прошедшие обучение на учебно-методических сборах (занятиях)для проведения практических занятий по физической подготовке.

Конечно у данной категории отсутствует стандартный, научно-обоснованный и содержательный набор компетенций, определяющей качество образования в области физической культуры. Их уровень знаний, умений и навыков, творческих способностей, обеспечивающих физическую, морально-волевую и духовно-нравственную основу остается на низком уровне. Эта деятельность является дополнительной к основным обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел. Поскольку она не стимулируется, её роль сводится к подготовке сотрудников к итоговой проверке и оценке уровня их общей физической подготовки.

Для того чтобы сотрудники могли получить необходимые знания, умения и навыки необходимо направлять их на курсы повышения квалификации по программам дополнительного образования в образовательные организации МВД России. На этих курсах сотрудники должны освоить основы методики огневой и физической подготовки, личной безопасности, а также правовые и методические аспекты организации занятий по огневой и физической подготовке.

Таким образом можно сделать вывод, что задействование на практические занятия подготовленного и компетентного инструктора, при проведении профессионально- ориентационных мероприятий, положительно сказывается на результатах комплектования квалифицированными кадрами территориального органа МВД России на районном уровне.

Литература:

  1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры).- М.: Физкультур и спорт, 1991. — 543 с. С 63.
  2. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.-2-е изд., исп.и доп. — М., 2003. — 540 с. С 46.
  3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты».
  4. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
  5. Приказ МВД России от 02.02.2024 № 44 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
  6. Совершенствование деятельности инструкторов огневой и физической подготовки территориальных органов МВД России: учебно-методическое пособие/под ред. М. П. Корнеевой и др. — М.: Академия управления МВД России, 2020. — 140 с.
  7. Инструкторско-методические занятия по огневой и физической подготовке: методические рекомендации/ Т. С. Купавцев, А. Р. Косиковский, [и др.]. — М.: Академия управления МВД России, 2022. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, территориальный орган МВД России, районный уровень, дело, инструктор, орган, боевой прием борьбы, игровой метод, мероприятие, физическая подготовка сотрудников.


Ключевые слова

повышение квалификации, физическая подготовка, территориальные органы МВД России, некомплект сотрудников, профессиональная служебная подготовка

Похожие статьи

Задать вопрос