В работе дается общая характеристика юридической ответственности как мере государственного принуждения к нарушителю за административные правонарушения. Автором рассмотрены основные проблемы данной отрасли административного права, касающегося назначения справедливого и обоснованного административного наказания. Также изучен вопрос малозначительности административного правонарушения, который оказывает влияние на квалификацию деяния и на размер и вид административного наказания.
Ключевые слова: юридическая ответственность, административное правонарушение, основание, противоправные деяния, малозначительность, административное наказание.
The work provides a general description of legal liability as a measure of state coercion against the violator for administrative offenses. The author examines the main problems of this branch of administrative law regarding the imposition of fair and justified administrative punishment. The issue of the insignificance of an administrative offense, which affects the qualification of the act and the size and type of administrative punishment, has also been studied.
Keywords: legal responsibility, violation of regulations, reasons, unlawful behaviors, lack of importance, administrative penalty.
Развитие юридической ответственности и ее практическая реализация тесно связаны с категорией «основания юридической ответственности». В юридической литературе и в действующем законодательстве отмечается, что основанием для наступления юридической ответственности является наличие факта совершения противоправного деяния.
Анализ оснований юридической ответственности констатирует их многообразие в реальной социальной жизни, а также многообразие точек зрения в юридической литературе по обозначенной проблеме. Одни ученые подчеркивают необходимость применения санкций к нарушителю закона, другие говорят о претерпевании им негативных социальных последствий, третьи рассматривают юридическую ответственность как особое отношение между государством и правонарушителем, четвертые сводят ее к понятию наказания.
Административное наказание — это установленная государством мера принуждения к нарушителю за административные правонарушения, применяемая с целью предотвращения совершения административных правонарушений как самим лицом, так и другими.
Административное наказание не должно нацелено на унижение человеческого достоинства, а должно быть назначено только в качестве меры за нарушение закона, и не из мести или личных мотивов. Наказание не должно быть преследованием и не должно иметь связи с политическими, идеологическими, национальными, расовыми или другими основаниями [1, с. 80].
Одной из ключевых проблем в области административного права является определение справедливого и обоснованного административного наказания. Данная проблема относится к правоприменительным проблемам и не может исчерпываться лишь критерием законности, который означает, что наказание назначается только в соответствии с нормами закона. Кроме того, назначение наказания в рамках установленных норм Кодекса об административных правонарушениях не всегда гарантирует справедливость и обоснованность. При решении вопроса о наказании необходимо учитывать такой аспект, как серьезность совершенного правонарушения, что тесно связано с социальной справедливостью. Так, если было совершено серьезное административное правонарушение, социальная справедливость может быть достигнута только через назначение соответствующего вида и размера наказания, отражающего тяжесть содеянного. При назначении административного наказания судьи руководствуются теми же принципами, что и при назначении уголовного наказания, однако административное право предполагает меньшее количество норм, регулирующих процесс назначения наказания.
Вопрос малозначительности административного правонарушения оказывает значительное влияние на определение характера деяния и на размер наказания. Важно отметить, что вопрос малозначительности правонарушения не ограничивается только административным правом, но также касается уголовного законодательства. Например, согласно статье 14 Уголовного кодекса РФ деяние, хотя и содержащее признаки уголовного преступления, не считается преступлением из-за своей невеликой общественной значимости и отсутствия общественной опасности [2]. Критерии малозначительности не прописаны в уголовном законе, они определяются по признаку общественной опасности. Таким образом, если деяние не представляет общественной опасности, оно не будет признано преступлением. если действие имеет юридическую значимость в уголовно-правовом смысле, то оно признается общественно опасным и подпадает под уголовную ответственность.
В отличие от данного подхода, административное правонарушение, классифицированное как незначительное, все равно считается правонарушением, однако лицо может быть освобождено от юридической ответственности путем вынесения ему устного замечания в виде предупреждения. Это означает, что незначительность правонарушения может рассматриваться как один из критериев освобождения от ответственности в рамках административного права. В уголовном праве такой механизм освобождения от уголовной ответственности в главе 11 Уголовного Кодекса РФ отсутствует.
Ю. И. Мигачев подчеркивает, что возможность избежать юридической ответственности из-за незначительности во многом зависит от решения судьи, который классифицирует преступление как незначительное. Он считает, что освобождение от ответственности является проявлением гуманизма в правоприменении [3, с. 128].
В работе Б. В. Россинского и Ю. Н. Старилова рассматривается возможность освобождения от юридической ответственности как альтернатива назначению административного наказания. Исследователи также относят данную норму к институту волеизъявления правоприменителя, поскольку в санкции статьи Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях не упоминается возможность освобождения от наказания в случае малозначительности проступка. . [4, с. 99].
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5], если административное правонарушение считается незначительным, то судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело, могут освободить лицо, совершившее нарушение, и ограничиться только устным замечанием. По мнению С. М. Даровских, практически все исследователи области административной ответственности подчеркивают важность малозначительности административных правонарушений как один из основных принципов административной ответственности [6, с. 14].
Таким образом, административное правонарушение приводит к установлению юридической ответственности, включая наложение административного наказания. Основанием установления юридической ответственности является виновно совершенное административное правонарушение, при этом должен соблюдаться принцип значимости содеянного, что юридически выражается в преодолении деянием порога малозначительного правонарушения, которое не является общественно значимым, а значит, и общественно опасным. В отличие от уголовного законодательства, институт малозначительности в административном праве более развит, однако это не освобождает от юридической ответственности. Практика показывает, что правоприменители редко квалифицируют деяние как малозначительное и редко освобождают привлекаемых лиц от ответственности. Возможно, это связано с тем, что основная цель ответственности — карательно-репрессивная, которая направлена на установление юридичеcкой ответственности за содеянное, в том числе, и в превентивных профилактических целях.
Литература:
- Бауаев В. В. Юридическая ответственность: основания применения при административных правонарушениях. Майкоп, 2021.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Мигачев Ю. И. Законодательство об административных правонарушениях: реформа или модернизация // Актуальные проблемы административного права. 2021. № 9.
- Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2020.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Даровских С. М. Принципы административного и уголовного процесса. Монография. М., 2022.