В данной работе рассматривается влияние возраста на лингвистические параметры речевой деятельности подростков. Цель данного исследования — сравнение лингвистических параметров в речевой деятельности младших и старших подростков в мессенджере “Telegram”. Были рассмотрены следующие лингвистические параметры: частота использование сленга, аббревиатур, эмодзи и количество слов в сообщении.
В данном исследовании была собрана выборка из 56 человек, которая составляла группы младших (от 11 до 14 лет) и старших (от 15–17 лет) подростков. Применялись теоретические методы, такие как библиометрический методологический метод, метод концептуального моделирования. Для анализа дополнительных переменных, а именно фактора «Экстраверсия/Интроверсия» и «Ведущая модальность», использовались личностный опросник Айзенка и детский опросник Айзенка, опросник доминирующей модальности С.Ефремцева. Из методов статистического анализа применялась множественная линейная регрессия и критерий U Манна-Уитни.
В результате проведенного исследования было выявлено, что переменная «Возраст» оказывает влияние только на частоту использования аббревиатур у старших подростков, также выявлены значимые различия у старших и младших подростков, проявляющихся в параметрах “Количество слов в сообщении”, “Частота использования сленга”, “Частота использования эмодзи”. Также выявлено влияние переменной “Экстраверсия/Интроверсия” на переменную “Количество слов в сообщении” у младших подростков. Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что речевая деятельность младших и старших подростков в мессенджерах различается, можно предположить, что это связано со сменой ведущей деятельности с учебной деятельности на общение со сверстниками.
Ключевые слова: лингвистические параметры, подростки, речевая деятельность, социальные сети, мессенджеры.
This paper examines the influence of age on the linguistic parameters of speech activity of adolescents. The purpose of this study is to compare the linguistic parameters in the speech activity of younger and older adolescents in the Telegram messenger. The following linguistic parameters were considered: frequency of use of slang, abbreviations, emoji and the number of words in a message.
This study collected a sample of 56 people, which constituted groups of younger (11 to 14 years old) and older (15–17 years old) adolescents. Theoretical methods were used, such as the bibliometric methodological method, the method of conceptual modeling. To analyze additional variables, namely the factor «Extraversion / Introversion» and «Leading modality», the Eysenck personality questionnaire and the Eysenck children's questionnaire, the questionnaire of the dominant modality of S. Efremtsev were used. The statistical analysis methods used were multiple linear regression and the Mann-Whitney U test.
As a result of the study, it was found that the variable «Age» affects only the frequency of using abbreviations in older adolescents, and significant differences were also found between older and younger adolescents, manifested in the parameters «Number of words in a message», «Frequency of using slang», «Frequency of using emoji». The influence of the variable «Extroversion / Introversion» on the variable «Number of words in a message» in younger adolescents was also found. Based on the data obtained, it can be concluded that the speech activity of younger and older adolescents in messengers differs, it can be assumed that this is due to the change in the leading activity from educational activities to communication with peers.
Keywords: linguistic parameters, teenagers, speech activity, social networks, messengers.
Актуальность
Речь как высшая психическая функция формируется прижизненно, основываясь на социальном контексте. Как отмечает Ю. С. Барышева, на современном этапе развития общества мессенджеры играют важнейшую роль в жизни каждого современного человека, выступая не только средством коммуникации, но и формируя особую речевую культуру. Речевая деятельность подростков в мессенджерах представляет собой малоизученный лингвистический феномен, требующий пристального внимания. Подростки проводят время в виртуальном пространстве, общаясь со сверстниками и формируя собственные языковые нормы. Речь подростков в мессенджерах характеризуется рядом особенностей, которые отличают ее от традиционных форм общения. По мнению Бутакова Л. О., к числу наиболее заметных явлений относятся широкое использование сленга, аббревиатур, эмодзи и других невербальных средств передачи эмоций, а также специфические синтаксические конструкции и грамматические ошибки.
Цель
Цель данного исследования сравнение лингвистических параметров в речевой деятельности младших и старших подростков в мессенджере “Telegram”.
Описание выборки
В исследовании приняли участие подростки. Выборку составили 56 испытуемых, 28 респондентов составили первую экспериментальную группу — младшие подростки 11–14 лет, 28 респондентов составили вторую экспериментальную группу — старшие подростки 15–17 лет. Характеристики выборки представлено в таблице 1.
Таблица 1
Описание выборки
Группа |
Наличие сиблингов |
Количество |
Средний возраст |
|
Экспериментальная группа — Младшие подростки (11–14 лет) |
единственный ребенок |
3 |
28 |
12,79 |
есть сиблинги |
25 |
|||
Экспериментальная группа — Старшие подростки (15–17 лет) |
единственный ребенок |
5 |
28 |
16,07 |
есть сиблинги |
23 |
|||
Материалы и методы
В исследование были использованы следующие методы:
Теоретические (библиометрический методологический метод, метод концептуального моделирования)
Эмпирические (личностный опросник Айзенка (EPI)– для старших подростков (15–17 лет); детский опросник Айзенка (JEPI)– для младших подростков (11–14 лет); опросник доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева)
Методы статистического анализа: множественная линейная регрессия, критерия U Манна-Уитни, λ-критерию Колмогорова-Смирнова.
Результаты
По результатам описательной статистики можно сделать вывод:
По результатам теста Колмогорова — Смирнова нормальное распределение выявлено для признаков «Количество слов в сообщении» у старших подростков и «Экстраверсия/Интроверсия» у обеих групп, по остальным признакам нормальное распределение отсутствует.
По результатам статистической обработки были выявлено следующие:
- Влияние переменной “Возраст” на переменную “Частота использования аббревиатур” у старших подростков (p(F) > 0,05 (р=0,004)). Таким образом, речевая деятельность старших подростков характеризуется более частым применением аббревиатур, однако влияние данной переменной не отражается на параметрах использования количества слов, применения эмодзи и сленга.
- Сравнение лингвистических параметров у младших и старших подростков выявило наличие значимых различий в переменных “Количество слов в сообщении” (p(U) < 0,05 (р=0,026)), “Частота использования сленга” (p(U) < 0,01 (р=0,0002)), “Частота использования эмодзи” (p(U) < 0,05 (р=0,032)). Значимых различий по переменной “Частота использования аббревиатур” у младших и старших подростков не выявлено (p(U) > 0,05 (р=0,121)).
- Влияние переменной “Экстраверсия/Интроверсия” на переменную “Количество слов в сообщении” у младших подростков (p(F) > 0,05 (р=0,184)). Таким образом, фактор “Экстраверсия/Интроверсия” значимо влияет на использование большего количества слов, однако не на частоту использования эмодзи.
Анализ показал общую тенденцию, что старшие подростки используют мессенджеры для общения чаще, чем младшие. При этом обе группы редко применяют сленг, эмодзи и аббревиатуры в сообщениях. Можно предположить, что различия в речевой деятельности у исследуемых групп подростков в мессенджерах связаны со сменой ведущей деятельности с учебной у младших подростков на эмоционально-личностное общение со сверстниками у старших подростков. Также было отмечено по результатам Детского опросника Айзенка (JEPI) — для младших подростков (11–14 лет), что у обеих групп подростков проявляется высокий уровень «нейротизма», что может быть связано с особенностями нервной системы в этом возрасте. Данная тема остается малоизученной и требует дальнейшего изучения с расширением выборки в последующих исследованиях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для оптимизации подходов в работе с подростками разных возрастных групп. Полученные данные могут быть полезны для создания индивидуализированных программ развития, адаптированных к коммуникативным особенностям подростков.
Литература:
- Барышева Ю. С. Социализация и инкультурация российских детей и подростков в цифровой среде: основные проблемы и исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 1 (856). С. 166–176. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-inkulturatsiya-rossiyskih-detey-i-pod rostkov-v-tsifrovoy-srede-osnovnye-problemy-i-issledovaniya
- Бутакова Л. О. Психолингвистические исследования речевой деятельности представителей поколения Z: между мифами и реальностью // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2021. № 19. С. 14–35. URL: https://disk.yandex.ru/d/UBELmcgDlyPYKg
- Еспаева Б. А. Влияние социальных сетей на речь и речевую культуру // Научный аспект. 2023. № 4. С. 1131–1136. URL: https://na-journal.ru/pdf/nauchnyi_aspekt_4–2023_t10_web.pdf#page=5
- Куликов Л. В., Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. и др. Психолингвистические особенности сетевой коммуникации молодых людей с разными половозрастными характеристиками // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2022. № 1. С. 33–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-osobennosti-setevoy-kommuni katsii-molodyh-lyudey-s-raznymi-polovozrastnymi-harakteristikami
- Ланская И. А. Вопросы изучения молодежного сленга в курсе «русский язык и культура речи» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 189–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-izucheniya-molodezhnogo-slenga-v-kurse-r usskiy-yazyk-i-kultura-rechi
- Летягина В. А., Печекладова А. А. Особенности лексики молодёжи в сети Интернет // Молодой ученый. 2022. № 12 (407). С. 294–296. URL: https://moluch.ru/archive/407/89761/ 50
- Мазирка И. О., Некрасова О. А. Влияние социальных сетей на формирование языковой личности российского подростка // Филология: научные исследования. 2022. № 5. С. 63–75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-formirovanie-yazykovo y-lichnosti-rossiyskogo-podrostka
- Малышева Е. А. Психология подросткового общения в условиях медиапространства // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2 (133). С. 106–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-podrostkovogo-obscheniya-v-usloviyah mediaprostranstva
- // Мартина А. Н. Молодежный сленг в социальной сети «Вконтакте» Трибуна ученого. 2021. https://disk.yandex.ru/i/zriUU-TEXIiJiw
- № 5. С. 406–410. URL: Мезенцева Е. С., Кистаубаева Д. М. Компьютерный жаргон в русской речи школьников // Вестник Московской международной академии. 2020. № 1–2. С. 50–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternyy-zhargon-v-russkoy-rechi-shkolnikov
- Николаева А. И. Формирование культуры речи школьников: на примере дискурса в социальных сетях // Современное педагогическое образование. 2023. № 5. С. 80–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-rechi-shkolnikov-na-primere-di skursa-v-sotsialnyh-setyah
- Потапова Р. К., Уманская П. А., Потапов В. В. Особенности речи подростков в условиях русскоязычной цифровой коммуникации // Этнопсихолингвистика. 2023. № 1 (12). С. 7–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechi-podrostkov-v-usloviyah-russkoyaz ychnoy-tsifrovoy-kommunikatsii
- Смирнов С. А. Л. С. Выготский и цифра: вызов для культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 51 2023. Т. 2023. № 2. С. 41–51. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2023_n2/Smirnov
- Турмасова Е. А., Юдеева Т. В. Особенности использования ненормативных речевых конструктов в коммуникативном поведении подростков в интернет-пространстве // Человеческий капитал. 2023. № 12–1 (180). С. 227–232. https://humancapital.su/wp-content/uploads/2023/12/202312–1_p227–232.pdf
- URL: Уманская П. А. Лингвистические особенности речи подростков в условиях цифровой коммуникации // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: сборник материалов VII Международной научной конференции. Бийск, 2022. https://disk.yandex.ru/d/gVfUKSquQndrQg
- С. 141–149. URL: Чуганская А. А., Махмутова Е. Н. Подростки и молодежь в пространстве социальных сетей: к проблеме анализа эмоциональных реакций в сетевом общении // Исследователь/Researcher. 2023. № 1–2 (41–42). С. 118–122. URL: https://disk.yandex.ru/i/qcbKInF1nb-lJg
- Швецова В. М., Машкова М. М. Особенности использования заимствованной лексики в сфере молодежной коммуникации // Наука и образование. 2022. Т. 5. № 1. С. 1–7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-zaimstvovannoy-leksiki-v-sfere-molodezhnoy-kommunikatsii