Современные методы адаптации персонала. Плюсы и минусы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.11.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Калмыкова, П. А. Современные методы адаптации персонала. Плюсы и минусы / П. А. Калмыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119806/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор описывает современные методы адаптации персонала, которые способствуют успешной реализация системы адаптации. А также рассматриваются плюсы и минусы каждого метода.

Ключевые слова : адаптация персонала, методы адаптации персонала.

Довольно долго процессу адаптации не уделяли должного внимания в компаниях, так как рабочие процессы протекали медленно, а инновации внедрялись раз в несколько лет. Сейчас рабочие процессы движутся стремительней, а в каждой компании есть свои внутренние нормы и требования, которые влияют на ее деятельность и конкурентоспособность, поэтому новичок должен быстро включится в работу. На этапе адаптации новичка компания должна оказать ему помощь, используя современные методы адаптации, которые включают в себя глубокие подходы и стратегии.

От того, как быстро специалист адаптируется на новом месте работы, в том или ином виде зависит работа организации. Работодатели используют различные методы адаптации персонала в организациях. Виктория Мироненко, эксперт по адаптации персонала в TalentTech Консалтинг, считает, что основная цель современных методов — максимально вовлечь нового сотрудника в жизнь компании с первых дней работы, помочь ему почувствовать себя частью команды даже вдали от коллег [1].

Существуют следующие современные методы трудовой адаптации:

  1. Адаптационная беседа

Адаптационная беседа — это встреча нового сотрудника с представителем отдела кадров или непосредственным руководителем, на которой новичок даёт обратную связь.

Беседы необходимо проводить с новичком один на один через определенные промежутки времени на разных этапах адаптации, чтобы получить обратную связь от сотрудника и вовремя выявить проблемы, которые мешают эффективной адаптации [2]. В конце или во время беседы интервьюеру необходимо заполнить форму обратной связи.

Академия развития бизнеса [3] предлагает задавать следующие вопросы на первой адаптационной беседе:

– Кто больше всего помог вам в эту первую неделю работы?

– Что могло бы еще улучшить и ускорить процесс адаптации в первые дни?

– Ознакомил ли вас руководитель с планом задач на время испытательного срока?

– Разобрались ли вы с профессиональными задачами?

– С какими трудностями в работе вы столкнулись в первые дни работы?

– Приняли ли вас коллеги? С помощью кого или чего вы влились в коллектив?

– Знаете ли вы к кому нужно обращаться, когда возникают организационные вопросы?

Адаптационная беседе помогает получить обратную связь от нового сотрудника и вовремя выявить проблемы, которые мешают эффективной адаптации.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 1.

Таблица 1

Плюсы и минусы адаптационной беседы

Плюсы

Минусы

Формирование доброжелательной обстановки: стажёр ощущает, что в нем заинтересованы и готовы оказать помощь

Не все сотрудники готовы к диалогу и могут умолчать о возникших сложностях

На ранних сроках можно предотвратить конфликты и трудности на новом месте

Неопытный интервьюер может не выявить проблем у новичка

Дает возможность руководителю лучше узнать новичка и его отношение к работе

На беседу необходимо выделять достаточно много времени, особенно если стажеров несколько

Обратная связь от новичка помогает совершенствовать систему адаптации

Сотрудник может разочароваться в компании, если после беседы его проблема не будет решена

  1. Welcome-book или адаптационная книга

Welcome-book — это путеводитель для новых сотрудников, в котором содержится информации о жизни и работе в компании, правилах взаимодействия, бытовых вопросах и карьерных перспективах. Путеводитель поможет новичку быстрее освоиться в новых условиях и лучше понять особенности корпоративной культуры. Особенно этот актуален Welcome-book, когда из компании уходят специалисты, которые не передали информацию новому сотруднику [4].

Академия развития бизнеса предлагает следующую структура welcome-book [5], которая представлена в таблице 2:

Таблица 2

Образец структуры welcome-book от Академии развития бизнеса

Приветственное письмо от руководителя

Организационная структура компании

Ключевые контакты

История компании

Культура и ценности компании

Бенефиты и компенсации

Политика и процедуры в компании

Про обучение и развитие персонала

Практическая информация

О дополнительных ресурсах, которые использует компания

Адаптационная книга может быть создана для всех сотрудников и содержать общую информацию о компании, но если компания хочет закрыть все вопросы, которые связаны с должностными обязанностями, то необходимо разработать отдельную книгу для каждой должности. Путеводитель может быть в печатном или онлайн виде, но главное, что книга не была слишком объемной, необходимо вовремя актуализировать информацию в книге.

Welcome-book может быть создан компанией самостоятельно силами HR-специалистов, начальников отделов и генерального директора, но также для создания путеводителя можно обратиться в стороннюю организацию.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 3.

Таблица 3

Плюсы и минусы Welcome-book

Плюсы

Минусы

Welcome-book позволяет разгрузить отдел обучения или наставников, так как в ней новичок найдет ответы на часть вопросов

Welcome-book нужно своевременно актуализировать

Печатная версия Welcome-book — это имиджевый продукт, который поможет сформировать репутацию компании и показывает как она заботиться о сотрудниках

Если в адаптационной книге отображаются только общие вопросы о компании, то у новичка могут остаться вопросы по его должностным обязанностям

У новичка всегда под рукой нужная информация, которую он может изучить или повторить в любое время

Так как адаптационная книга дорогостоящий продукт, может не подойти маленьким компаниям

  1. Наставничество

Наставничество один из самых популярных методов адаптации персонала. Наставничество — это метод обучения и вовлечения нового сотрудника в работу под руководством коллеги. Важно, чтобы наставник был опытным и компетентным сотрудником, который готов делиться своими знаниями и опытом. Наставник обучает новичка, передаёт ему свои знания и опыт, разбирает ошибки и помогает в сложных ситуациях [6].

Наставничество состоит из трех этапов (рисунок 1):

Этапы наставничества

Рис. 1. Этапы наставничества

Существует несколько видов наставничества [7]:

– Традиционное наставничество, при котором за новичком закрепляется один наставник. При такой модели разрабатывается индивидуальный план адаптации, по которой наставник обучает подопечного;

– Ситуационное наставничество, при котором обучение происходит не по разработанной программе, а ситуационно, когда у новичка возникают вопросы;

– Групповое наставничество используют, когда на одну должность приходят несколько сотрудников.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 4.

Таблица 4

Плюсы и минусы наставничества

Плюсы

Минусы

Наставник работает с новичком один на один и обучает на примере реальных рабочих задач. Такой подход помогает стажеру быстрее вникнуть в работу, совершать меньше ошибок и повысить производительность

Наставнику нужно выделять время на работу с новичком. Это будет непросто, если он и без того завален рабочими задачами

Наставничество повышает лояльность к компании и снижает текучесть на испытательном сроке

Наставник может не обладать нужными компетенциями, чтобы обучать подопечного, из-за этого адаптация может пройти плохо

Наставничество помогает расти не только стажерам, но и наставникам

Стажёр и наставник могут не сойтись характерами или иметь разные взгляды на работу, что также будет мешать эффективной адаптации

  1. Игровые методы адаптации

При геймификации процесса адаптации применяются новых игровых подходов и процессы для вовлечения людей и решения различных задач [8].

Игровой метод — это упрощенное представление каких-либо деловых и рабочих процессов. Применение игрового метода адаптации может сделать увлекательным скучные и монотонные процессы.

Игровые элементы вызывают у обучающихся интерес, ведь когда сотрудник справляется с заданием и получает за это награду, ему сразу хочется приступить к следующему заданию [9].

При таком методе новичок сразу получает обратную связь на платформе обучения, например, в виде правильных или неправильных ответов на вопросы. Быстрый отклик позволяет сотруднику сразу увидеть результат работы, проанализировать и исправить ошибки.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 5.

Таблица 5

Плюсы и минусы геймификации

Плюсы

Минусы

Повышается мотивация учиться, особенно у молодых сотрудников

Геймификация может быть непонятна сотрудникам старшего поколения

Геймификация подразумевает постоянную отработку полученных знаний, поэтому информация лучше запоминается

Геймификацию можно адаптировать не для всех сотрудников и ситуаций

Обучение проходит на специальных онлайн-платформах через телефон или компьютер. Поэтому сотрудник может учиться в любое свободное время

Нужно правильно доносить важность геймификации, иначе некоторые сотрудники могут не воспринимать её серьёзно

  1. Баддинг

Метод адаптации, при котором новому сотруднику помогает коллега, а не наставник. Название этого метода происходит от английского слова buddy — приятель, поэтому модника-коллегу другими словами называю «бадди».

Основная задача бадди не научить новичка профессии, а помочь освоится в новой обстановке и чувствовать себя комфортно. Бадди не должен контролировать знания нового сотрудника или обустраивать рабочее место, а также отвечать за работу новичка.

Эффективность этого метода была доказана специалистами Harvard Business Review [10]. Согласно исследованию, если в первые 3 месяца новичок впился не работы с бадди хотя бы один раз, то лучше работал на 56 %, а если больше четырех раз, то показатель увеличивался до 86 %.

Баддинг увеличивает лояльность новичка и повышает шансы на его удержал в компании.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 6.

Таблица 6

Плюсы и минусы баддинга

Плюсы

Минусы

С бадди новичок быстрее вливается в коллектив, разбирается в организационных вопросах и начинает чувствовать себя частью компании

Бадди и новичок могут не сойтись характерами, что плохо скажется на адаптации и мнении о компании

Новички меньше стесняются коллег-приятелей, чем начальников или HR-менеджеров. Поэтому задают даже «глупые» вопросы и не воспринимают обратную связь как критику

Важно заинтересовать сотрудников в роли бадди, иначе они будут выполнять функцию только формально. Для мотивации используют премии, бонусы и нематериальные методы

Баддинг не требует больших финансовых затрат по сравнению с некоторыми другими методами адаптации

Не всегда сотрудники на роль бадди обладают нужными компетенциями для обучения и поддержки стажёра

Перед внедрением и разработкой системы адаптации с применением современных методов адаптации, компании необходимо взвесить все плюсы и минусы, а также опираться на свой бюджет, потребность и специфику работы.

Вне зависимости от выбранного метода, внедрение современных методов адаптации персонала помогает повысить конкурентоспособность компании, снизить текучку кадров, ускорить процесс адаптации и повысить мотивацию сотрудников.

Литература:

1. Как вырастить продуктивного сотрудника? Современные методы и инструменты адаптации персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://potok.io/blog/hr-howto/adaptation-methods/

2. 7 методов адаптации персонала в организации — тренды 2024 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/metodi-adaptacii-personala

3. Виды и методы адаптации персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1-arb.ru/articles/upravlenie-personalom/vidy-i-metody-adaptatsii-personala/

4. И.Контараева Как создать книгу сотрудника [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.smart-bee.ru/blog/tpost/ou39og9b11-kak-sozdat-knigu-sotrudnika

5. Что включить в welcome-book для новичков [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1-arb.ru/articles/upravlenie-personalom/chto-vklyuchit-v-welcome-book-dlya-novichkov/?sphrase_id=109523

6. И.Нымм Наставничество как метод обучения персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/nastavnichestvo-obuchenie-personala

7. Наставничество в адаптации сотрудников: за или против? [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://edstein.ru/blog/tpost/dzxftjlvo1-nastavnichestvo-v-adaptatsii-sotrudnikov

8. Наргиз Мурадова, Алексей Иванович Тихонов, Валерия Германовна Коновалова Геймификация в адаптации персонала // Московский экономический журнал. 2019. № 7. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gei-mifikatsiya-v-adaptatsii-personala

9. И.Нымм Как применять геймификацию в адаптации и обучении персонала: способы и кейсы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/gamifikacia-v-adaptacii

10. Доун Клингхоффер, Кэндис Янг, Дэйв Хаспас Каждому новому сотруднику нужен “Напарник” по адаптации [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hbr.org/2019/06/every-new-employee-needs-an-onboarding-buddy

Основные термины (генерируются автоматически): новичок, обратная связь, сотрудник, компания, плюс, минус, адаптационная беседа, адаптационная книга, наставник, процесс адаптации, таблица.


Похожие статьи

Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний

В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Управление адаптацией персонала в период проведения изменений

В данной статье рассматриваются понятие и методы адаптации персонала, а также типы организаций по принципу внимания к системе адаптации. На примере Томского государственного университета анализируются проблемы и даются рекомендации по усовершенствова...

Методы обучения в педагогической деятельности

Данная статья предлагает обзор методов обучения, которые используются в педагогической деятельности. Мы рассмотрим основные методы обучения, их классификацию, применение в практике и влияние на процесс обучения. Важно отметить, что нет универсальных ...

Эффективность применения методов мотивации на предприятии

В статье представлено понятие мотивации. От созданной системы мотивации зависят результаты работников. Рассмотрены основные методы мотивации. Выявлены основные преимущества и недостатки мотивации.

Возможности и принципиальные решения по построению системы мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации

В данной статье обосновывается актуальность создания сервиса по мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации и рассматриваются проблемы, связанные с их использованием, при разработке.

Применение ситуационных подходов в образовании

В статье описаны преимущества применения ситуационных подходов в учебных заведениях, от чего зависит эффективность применения данных подходов, какие факторы за это отвечают. Также приводятся особенности применения управленческих методов и концепций в...

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

Необходимость количественной оценки удобства использования интерфейсов

В статье рассмотрены способы оценки удобства пользовательских интерфейсов и выделены основные недостатки данных подходов. Обосновывается необходимость создания количественной методики оценки юзабилити, сочетающей лучшие практики, применяемые при прое...

Адаптация персонала на предприятии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией персонала на предприятии. Проведен анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала на предприятии, а также представлены рекомендации по улучшению адаптационного периода.

Современные технические средства обучения

В мире инноваций возникает потребность в использование современных технических средств обучения. Уже несколько лет тенденция на использование современного обучения пользуется актуальностью. Данная статья направлена на понимание технических средств об...

Похожие статьи

Адаптация в системе управления персоналом ИТ-компаний

В статье авторы определяют важность адаптации в системе управления персоналом ИТ-компаний. Описываются инструменты адаптации, в том числе цифровые, а также приводятся показатели оценки эффективности адаптации.

Управление адаптацией персонала в период проведения изменений

В данной статье рассматриваются понятие и методы адаптации персонала, а также типы организаций по принципу внимания к системе адаптации. На примере Томского государственного университета анализируются проблемы и даются рекомендации по усовершенствова...

Методы обучения в педагогической деятельности

Данная статья предлагает обзор методов обучения, которые используются в педагогической деятельности. Мы рассмотрим основные методы обучения, их классификацию, применение в практике и влияние на процесс обучения. Важно отметить, что нет универсальных ...

Эффективность применения методов мотивации на предприятии

В статье представлено понятие мотивации. От созданной системы мотивации зависят результаты работников. Рассмотрены основные методы мотивации. Выявлены основные преимущества и недостатки мотивации.

Возможности и принципиальные решения по построению системы мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации

В данной статье обосновывается актуальность создания сервиса по мотивации сотрудников с использованием принципов геймификации и рассматриваются проблемы, связанные с их использованием, при разработке.

Применение ситуационных подходов в образовании

В статье описаны преимущества применения ситуационных подходов в учебных заведениях, от чего зависит эффективность применения данных подходов, какие факторы за это отвечают. Также приводятся особенности применения управленческих методов и концепций в...

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

Необходимость количественной оценки удобства использования интерфейсов

В статье рассмотрены способы оценки удобства пользовательских интерфейсов и выделены основные недостатки данных подходов. Обосновывается необходимость создания количественной методики оценки юзабилити, сочетающей лучшие практики, применяемые при прое...

Адаптация персонала на предприятии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией персонала на предприятии. Проведен анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала на предприятии, а также представлены рекомендации по улучшению адаптационного периода.

Современные технические средства обучения

В мире инноваций возникает потребность в использование современных технических средств обучения. Уже несколько лет тенденция на использование современного обучения пользуется актуальностью. Данная статья направлена на понимание технических средств об...

Задать вопрос