Современные методы адаптации персонала. Плюсы и минусы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.11.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Калмыкова, П. А. Современные методы адаптации персонала. Плюсы и минусы / П. А. Калмыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119806/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор описывает современные методы адаптации персонала, которые способствуют успешной реализация системы адаптации. А также рассматриваются плюсы и минусы каждого метода.

Ключевые слова : адаптация персонала, методы адаптации персонала.

Довольно долго процессу адаптации не уделяли должного внимания в компаниях, так как рабочие процессы протекали медленно, а инновации внедрялись раз в несколько лет. Сейчас рабочие процессы движутся стремительней, а в каждой компании есть свои внутренние нормы и требования, которые влияют на ее деятельность и конкурентоспособность, поэтому новичок должен быстро включится в работу. На этапе адаптации новичка компания должна оказать ему помощь, используя современные методы адаптации, которые включают в себя глубокие подходы и стратегии.

От того, как быстро специалист адаптируется на новом месте работы, в том или ином виде зависит работа организации. Работодатели используют различные методы адаптации персонала в организациях. Виктория Мироненко, эксперт по адаптации персонала в TalentTech Консалтинг, считает, что основная цель современных методов — максимально вовлечь нового сотрудника в жизнь компании с первых дней работы, помочь ему почувствовать себя частью команды даже вдали от коллег [1].

Существуют следующие современные методы трудовой адаптации:

  1. Адаптационная беседа

Адаптационная беседа — это встреча нового сотрудника с представителем отдела кадров или непосредственным руководителем, на которой новичок даёт обратную связь.

Беседы необходимо проводить с новичком один на один через определенные промежутки времени на разных этапах адаптации, чтобы получить обратную связь от сотрудника и вовремя выявить проблемы, которые мешают эффективной адаптации [2]. В конце или во время беседы интервьюеру необходимо заполнить форму обратной связи.

Академия развития бизнеса [3] предлагает задавать следующие вопросы на первой адаптационной беседе:

– Кто больше всего помог вам в эту первую неделю работы?

– Что могло бы еще улучшить и ускорить процесс адаптации в первые дни?

– Ознакомил ли вас руководитель с планом задач на время испытательного срока?

– Разобрались ли вы с профессиональными задачами?

– С какими трудностями в работе вы столкнулись в первые дни работы?

– Приняли ли вас коллеги? С помощью кого или чего вы влились в коллектив?

– Знаете ли вы к кому нужно обращаться, когда возникают организационные вопросы?

Адаптационная беседе помогает получить обратную связь от нового сотрудника и вовремя выявить проблемы, которые мешают эффективной адаптации.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 1.

Таблица 1

Плюсы и минусы адаптационной беседы

Плюсы

Минусы

Формирование доброжелательной обстановки: стажёр ощущает, что в нем заинтересованы и готовы оказать помощь

Не все сотрудники готовы к диалогу и могут умолчать о возникших сложностях

На ранних сроках можно предотвратить конфликты и трудности на новом месте

Неопытный интервьюер может не выявить проблем у новичка

Дает возможность руководителю лучше узнать новичка и его отношение к работе

На беседу необходимо выделять достаточно много времени, особенно если стажеров несколько

Обратная связь от новичка помогает совершенствовать систему адаптации

Сотрудник может разочароваться в компании, если после беседы его проблема не будет решена

  1. Welcome-book или адаптационная книга

Welcome-book — это путеводитель для новых сотрудников, в котором содержится информации о жизни и работе в компании, правилах взаимодействия, бытовых вопросах и карьерных перспективах. Путеводитель поможет новичку быстрее освоиться в новых условиях и лучше понять особенности корпоративной культуры. Особенно этот актуален Welcome-book, когда из компании уходят специалисты, которые не передали информацию новому сотруднику [4].

Академия развития бизнеса предлагает следующую структура welcome-book [5], которая представлена в таблице 2:

Таблица 2

Образец структуры welcome-book от Академии развития бизнеса

Приветственное письмо от руководителя

Организационная структура компании

Ключевые контакты

История компании

Культура и ценности компании

Бенефиты и компенсации

Политика и процедуры в компании

Про обучение и развитие персонала

Практическая информация

О дополнительных ресурсах, которые использует компания

Адаптационная книга может быть создана для всех сотрудников и содержать общую информацию о компании, но если компания хочет закрыть все вопросы, которые связаны с должностными обязанностями, то необходимо разработать отдельную книгу для каждой должности. Путеводитель может быть в печатном или онлайн виде, но главное, что книга не была слишком объемной, необходимо вовремя актуализировать информацию в книге.

Welcome-book может быть создан компанией самостоятельно силами HR-специалистов, начальников отделов и генерального директора, но также для создания путеводителя можно обратиться в стороннюю организацию.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 3.

Таблица 3

Плюсы и минусы Welcome-book

Плюсы

Минусы

Welcome-book позволяет разгрузить отдел обучения или наставников, так как в ней новичок найдет ответы на часть вопросов

Welcome-book нужно своевременно актуализировать

Печатная версия Welcome-book — это имиджевый продукт, который поможет сформировать репутацию компании и показывает как она заботиться о сотрудниках

Если в адаптационной книге отображаются только общие вопросы о компании, то у новичка могут остаться вопросы по его должностным обязанностям

У новичка всегда под рукой нужная информация, которую он может изучить или повторить в любое время

Так как адаптационная книга дорогостоящий продукт, может не подойти маленьким компаниям

  1. Наставничество

Наставничество один из самых популярных методов адаптации персонала. Наставничество — это метод обучения и вовлечения нового сотрудника в работу под руководством коллеги. Важно, чтобы наставник был опытным и компетентным сотрудником, который готов делиться своими знаниями и опытом. Наставник обучает новичка, передаёт ему свои знания и опыт, разбирает ошибки и помогает в сложных ситуациях [6].

Наставничество состоит из трех этапов (рисунок 1):

Этапы наставничества

Рис. 1. Этапы наставничества

Существует несколько видов наставничества [7]:

– Традиционное наставничество, при котором за новичком закрепляется один наставник. При такой модели разрабатывается индивидуальный план адаптации, по которой наставник обучает подопечного;

– Ситуационное наставничество, при котором обучение происходит не по разработанной программе, а ситуационно, когда у новичка возникают вопросы;

– Групповое наставничество используют, когда на одну должность приходят несколько сотрудников.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 4.

Таблица 4

Плюсы и минусы наставничества

Плюсы

Минусы

Наставник работает с новичком один на один и обучает на примере реальных рабочих задач. Такой подход помогает стажеру быстрее вникнуть в работу, совершать меньше ошибок и повысить производительность

Наставнику нужно выделять время на работу с новичком. Это будет непросто, если он и без того завален рабочими задачами

Наставничество повышает лояльность к компании и снижает текучесть на испытательном сроке

Наставник может не обладать нужными компетенциями, чтобы обучать подопечного, из-за этого адаптация может пройти плохо

Наставничество помогает расти не только стажерам, но и наставникам

Стажёр и наставник могут не сойтись характерами или иметь разные взгляды на работу, что также будет мешать эффективной адаптации

  1. Игровые методы адаптации

При геймификации процесса адаптации применяются новых игровых подходов и процессы для вовлечения людей и решения различных задач [8].

Игровой метод — это упрощенное представление каких-либо деловых и рабочих процессов. Применение игрового метода адаптации может сделать увлекательным скучные и монотонные процессы.

Игровые элементы вызывают у обучающихся интерес, ведь когда сотрудник справляется с заданием и получает за это награду, ему сразу хочется приступить к следующему заданию [9].

При таком методе новичок сразу получает обратную связь на платформе обучения, например, в виде правильных или неправильных ответов на вопросы. Быстрый отклик позволяет сотруднику сразу увидеть результат работы, проанализировать и исправить ошибки.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 5.

Таблица 5

Плюсы и минусы геймификации

Плюсы

Минусы

Повышается мотивация учиться, особенно у молодых сотрудников

Геймификация может быть непонятна сотрудникам старшего поколения

Геймификация подразумевает постоянную отработку полученных знаний, поэтому информация лучше запоминается

Геймификацию можно адаптировать не для всех сотрудников и ситуаций

Обучение проходит на специальных онлайн-платформах через телефон или компьютер. Поэтому сотрудник может учиться в любое свободное время

Нужно правильно доносить важность геймификации, иначе некоторые сотрудники могут не воспринимать её серьёзно

  1. Баддинг

Метод адаптации, при котором новому сотруднику помогает коллега, а не наставник. Название этого метода происходит от английского слова buddy — приятель, поэтому модника-коллегу другими словами называю «бадди».

Основная задача бадди не научить новичка профессии, а помочь освоится в новой обстановке и чувствовать себя комфортно. Бадди не должен контролировать знания нового сотрудника или обустраивать рабочее место, а также отвечать за работу новичка.

Эффективность этого метода была доказана специалистами Harvard Business Review [10]. Согласно исследованию, если в первые 3 месяца новичок впился не работы с бадди хотя бы один раз, то лучше работал на 56 %, а если больше четырех раз, то показатель увеличивался до 86 %.

Баддинг увеличивает лояльность новичка и повышает шансы на его удержал в компании.

Плюсы и минусы данного метода представлены в таблице 6.

Таблица 6

Плюсы и минусы баддинга

Плюсы

Минусы

С бадди новичок быстрее вливается в коллектив, разбирается в организационных вопросах и начинает чувствовать себя частью компании

Бадди и новичок могут не сойтись характерами, что плохо скажется на адаптации и мнении о компании

Новички меньше стесняются коллег-приятелей, чем начальников или HR-менеджеров. Поэтому задают даже «глупые» вопросы и не воспринимают обратную связь как критику

Важно заинтересовать сотрудников в роли бадди, иначе они будут выполнять функцию только формально. Для мотивации используют премии, бонусы и нематериальные методы

Баддинг не требует больших финансовых затрат по сравнению с некоторыми другими методами адаптации

Не всегда сотрудники на роль бадди обладают нужными компетенциями для обучения и поддержки стажёра

Перед внедрением и разработкой системы адаптации с применением современных методов адаптации, компании необходимо взвесить все плюсы и минусы, а также опираться на свой бюджет, потребность и специфику работы.

Вне зависимости от выбранного метода, внедрение современных методов адаптации персонала помогает повысить конкурентоспособность компании, снизить текучку кадров, ускорить процесс адаптации и повысить мотивацию сотрудников.

Литература:

1. Как вырастить продуктивного сотрудника? Современные методы и инструменты адаптации персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://potok.io/blog/hr-howto/adaptation-methods/

2. 7 методов адаптации персонала в организации — тренды 2024 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/metodi-adaptacii-personala

3. Виды и методы адаптации персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1-arb.ru/articles/upravlenie-personalom/vidy-i-metody-adaptatsii-personala/

4. И.Контараева Как создать книгу сотрудника [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.smart-bee.ru/blog/tpost/ou39og9b11-kak-sozdat-knigu-sotrudnika

5. Что включить в welcome-book для новичков [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://1-arb.ru/articles/upravlenie-personalom/chto-vklyuchit-v-welcome-book-dlya-novichkov/?sphrase_id=109523

6. И.Нымм Наставничество как метод обучения персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/nastavnichestvo-obuchenie-personala

7. Наставничество в адаптации сотрудников: за или против? [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://edstein.ru/blog/tpost/dzxftjlvo1-nastavnichestvo-v-adaptatsii-sotrudnikov

8. Наргиз Мурадова, Алексей Иванович Тихонов, Валерия Германовна Коновалова Геймификация в адаптации персонала // Московский экономический журнал. 2019. № 7. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gei-mifikatsiya-v-adaptatsii-personala

9. И.Нымм Как применять геймификацию в адаптации и обучении персонала: способы и кейсы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/gamifikacia-v-adaptacii

10. Доун Клингхоффер, Кэндис Янг, Дэйв Хаспас Каждому новому сотруднику нужен “Напарник” по адаптации [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hbr.org/2019/06/every-new-employee-needs-an-onboarding-buddy

Основные термины (генерируются автоматически): новичок, обратная связь, сотрудник, компания, плюс, минус, адаптационная беседа, адаптационная книга, наставник, процесс адаптации, таблица.


Похожие статьи

Задать вопрос