Методы исследования копинг-стратегий у индивида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.11.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Трубеев, Д. И. Методы исследования копинг-стратегий у индивида / Д. И. Трубеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119744/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена раскрытию методов исследования копинг-стратегий в современной психологии. Изучены различные методики выявления копинг-стратегий у индивида.

Ключевые слова: изучение методик копинг-стратегий, преодоление трудностей, анкетирование, сбор данных.

В ходе данного исследования мы исходили из концепции «копинга», предложенной Р. Лазарусом и С. Фолкман. По их мнению, «копинг» представляет собой «постоянно меняющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления определённых внешних и внутренних вызовов, которые человек воспринимает как значительные или превышающие его возможности» [1]. Согласно «Стрессо-ориентированной теории» этих авторов, преодоление считается осознанным поведением, нацеленным либо на активное изменение ситуации, которую можно контролировать, либо на адаптацию к ней в случае, если ситуация таковой не является [3].

Лазарус и Фолкман рассматривают копинг как динамичный процесс взаимодействия индивида с стрессогенной ситуацией, который зависит от условий, когнитивной оценки ситуации, а также от индивидуальных особенностей и личных ресурсов. В результате этого были сформированы устойчивые «копинг-действия», которые оформлены в копинг-стратегии.

Исследователи выделили несколько типов копинг-стратегий, среди которых: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы и положительная переоценка [2].

На сегодняшний день феномен преодоления сложных жизненных ситуаций рассматривается как зарубежными психологами (Р. Лазарус, С. Фолкман, Э. Фрайденберг и другие), так и отечественными специалистами (Л. И. Анцыферова, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк и др.).

Для сбора информации использовались методы опроса, выбранные в соответствии с темой исследования, а также разработанные авторские анкеты. Сбор данных осуществлялся различными способами, включая социальные сети «ВКонтакте» и «Facebook». Анкета и методики представлены в форме Google.

Обработка данных проводилась с использованием статистических методов, в частности, применялся пакет IBM SPSS Statistics 23. При анализе данных были использованы описательная статистика, корреляционный анализ, u-критерий Манна-Уитни, а также коэффициент ранговой корреляции Пирсона.

К разработанной анкете были добавлены следующие методики:

  1. Опросник «Способы совладающего поведения» (WCQ) (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой и др.);
  2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (CSI) (Дж. Амирхан, адаптированная Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским);
  3. Методика «Шкала экзистенции» (ШЭ) (А. Лэнгле, адаптированная И. Н. Майниной);
  4. Методика «Шкала самодетерминации личности» (Б. Шелдон, адаптированная Е. Н. Осина);
  5. Методика «Шкала удовлетворённости жизнью» (SWLS) (Э. Динер, адаптированная Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Осиной).

Для определения способов совладания с различными стрессорами использовался опросник «Способы совладающего поведения» (WCQ), разработанный Р. Лазарусом и С. Фолкман, адаптированный Т. Л. Крюковой и другими. Опросник включает 50 утверждений, разделённых на восемь субшкал, отражающих такие способы совладания, как конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, избегание, решение проблемы и позитивная переоценка.

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (CSI), разработанная Дж. Амирханом и адаптированная Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским, предназначена для выявления преобладающих копинг-стратегий среди работников образовательной сферы. Амирхан выделяет три основные группы: решение проблемы (адаптивная стратегия), поиск социальной поддержки (также адаптивная стратегия) и избегание проблемы (неадаптивная стратегия) [7]. Методика включает 33 утверждения, соответствующие указанным копинг-стратегиям.

Методика «Шкала экзистенции» (ШЭ) была разработана А. Лэнгле и позволяет оценить, как сотрудники вузов и школ воспринимают осмысленность своей жизни и как они применяют самотрансценденцию. Адаптированная И. Н. Майниной, ШЭ состоит из 46 пунктов и включает 4 основные шкалы: Самодистанцирование, Самотрансценденция, Свобода и Ответственность, а также 2 фактора личности: Персональность и Экзистенциальность, и Общий показатель — мера переживаемой жизненной полноты.

Для оценки способности участников осознавать себя и определять ход своей жизни, а также для выявления уровня личностной зрелости использовали «Шкалу самодетерминации личности» Б. Шелдона, адаптированную и модифицированную Е. Н. Осиной. Эта шкала включает двенадцать пар утверждений и состоит из трёх субшкал: Самотождественность/самоотчуждение, Самовыражение и Воспринимаемый выбор [5]. Индекс самодетерминации рассчитывается путём вычисления среднего арифметического значений по субшкалам.

Шкала удовлетворённости жизнью (SWLS) состоит из пяти утверждений и предназначена для оценки когнитивной оценки респондентов по поводу соответствия жизненных обстоятельств их ожиданиям. Это позволяет установить уровень осознанности их отношения к жизни. Шкала была предложена Э. Динером и адаптирована Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Осиной [9]. Есть несколько методов исследования копинг-стратегий, направленных на получение подробных данных о предпочтениях и типах копинга, применяемых индивидуумами в различных жизненных ситуациях. Рассмотрим основные методы, которые были использованы в этом исследовании:

Анкетирование: Это один из самых распространённых методов сбора данных, который позволяет исследователям быстро и эффективно получить информацию от большой выборки участников. В анкетах, как правило, используются стандартизированные шкалы, такие как «Опросник копинг-стратегий» (Coping Strategies Inventory, CSI) или «Копинг-анализатор» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) [5]. Эти инструменты позволяют оценить различные аспекты копингового поведения, такие как активное решение проблемы, эмоциональное бегство и поиск социальной поддержки.

Групповые обсуждения: Этот метод часто применяется для получения качественной информации и глубокого понимания реакций и эмоций участников в ответ на стрессовые ситуации. В ходе таких обсуждений респонденты могут делиться своим опытом, мнениями и способами справления с трудностями. Это позволяет выявить не только типичные стратегии, но и индивидуальные, менее распространённые подходы к преодолению стресса [10].

Глубинные интервью: Этот метод предоставляет возможность исследователям получить обширную информацию о копинг-стратегиях на индивидуальном уровне. Глубинные интервью позволяют изучить мотивации и эмоции участников, а также контекст, в котором они применяют определённые стратегии преодоления. Так, интервью могут быть направлены на то, чтобы выяснить, какие обстоятельства побуждают индивидов использовать те или иные подходы к решению проблем.

Наблюдение: В некоторых случаях исследователи могут применять метод наблюдения, особенно в ситуациях, когда индивид испытывает стресс. Например, это может быть полезно в клинической практике, где специалист может видеть, как пациент справляется с трудностями в реальном времени. Наблюдение помогает понять, как респонденты применяют те или иные стратегии в естественных условиях, а не в рамках искусственно созданной ситуации [7].

Экспериментальные методики: В некоторых исследованиях могут использоваться эксперименты для изучения реакций людей на конкретные стрессовые ситуации. Участникам могут быть предложены сценарии, которые вызывают стресс, и затем записываются их копинг-стратегии, применяемые в ответ на эти сценарии. Это позволяет наблюдать, какие стратегии наиболее активно используются в условиях контролируемого эксперимента.

Анализ биомаркеров: В последнее время исследования копинг-стратегий также включают анализ физиологических показателей стресса, таких как уровень кортизола, пульс и артериальное давление. Это может помочь установить связь между применяемыми копинг-стратегиями и физиологической реакцией организма на стресс [6].

Объединив все эти методы, исследователи могут получить обширное и многостороннее понимание того, как люди справляются со стрессом в различных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, может оказать значительное влияние на разработку стратегий психологической поддержки и вмешательства, направленных на улучшение здоровья и благополучия индивидов [2].

Таким образом, исследования копинг-стратегий, основанные на сочетании количественных и качественных методов, являются важным инструментом для выявления эффективных способов преодоления стресса и могут способствовать развитию новых подходов в области психологии и психотерапии. Понимание того, как люди реагируют на стрессовые ситуации и какие стратегии они применяют, позволяет психологам разрабатывать более целенаправленные меры поддержки, которые помогут им более эффективно справляться с трудностями и повышать свою психологическую устойчивость.

Литература:

  1. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 107–130.
  2. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю., Вукс А. Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. СПб.: Психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева, 2009.
  3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010а. № 2. С. 36–64.
  4. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Рассказо — ва Е. А., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: Материалы II международной научнопрактической конференции. Кострома, 23–25 сентября 2010 / Под ред. Т. Л. Крю — кова, М. В. Сапоровской, С. А. Ха зова. Кострома: КГУ им. Н. А. Не красова, 2010. Т. 2. С. 195–197.
  5. Иванов П. А., Гаранян Н. Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. 1. С. 82–93.
  6. Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Пси хо ло — гия неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала чело века. М.: Смысл, 2010.
  7. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три ко — пинг-шка лы. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. Леонова А. Б. Стресс-резистентность и структурная организация процессов саморегуляции деятельности // Пси хо — логия саморегуляции в ХХI веке / Отв. ред. В. И. Моросанова. СПб.; М.: НесторИстория, 2011. С. 354–373.
  8. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2003.
  9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.
  10. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен экстремальности. М.: ПАРФ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): CSI, WCQ, SWLS, социальная поддержка, методика, ситуация, IBM, SPSS, адаптивная стратегия, принятие ответственности.


Ключевые слова

анкетирование, Сбор данных, преодоление трудностей, изучение методик копинг-стратегий

Похожие статьи

Задать вопрос