В представленной статье рассмотрено является анализ правовых и политических аспектов двойного гражданства в различных странах. Это включает изучение нормативных актов, регулирующих двойное гражданство, а также политической позиции государств по этому вопросу. Такой анализ позволит понять, как политика по отношению к двойному гражданству влияет на общественную поддержку и доверие к государственным институтам.
Ключевые слова : двойное гражданство, анализ, исторический аспект, законодательство, права и обязанности.
The presented article analyses the legal and political aspects of dual citizenship in different countries. This includes the study of normative acts regulating dual citizenship, as well as the political position of states on this issue. Such an analysis will make it possible to understand how the policy towards dual citizenship affects public support and trust in state institutions.
Keywords: dual citizenship, analysis,historical aspect legislation, rights and obligations.
Двойное гражданство — это правовой статус личности, закрепленный различными государствами, который позволяет ей одновременно быть гражданином двух или более стран. В случае наличия двойного гражданства у человека возникает право полноценно пользоваться гражданскими, политическими и социальными правами как гражданин каждого из государств, чьим гражданином он является. Двойное гражданство может возникать как в результате законодательного принятия соответствующих решений странами, так и в силу национальных особенностей исторического развития. Понятие двойного гражданства обычно вызывает дискуссии и споры в обществе, поскольку некоторые рассматривают его как возможность укрываться от ответственности перед одним из государств или механизм обхода некоторых правовых ограничений, в то время как другие видят в нем выражение принятия многокультурного и многонационального общества.
Двойное гражданство представляет собой сложное правовое явление, требующее учета международных норм и особенностей национального законодательства каждой из стран. Важно учитывать, что нормы, регулирующие двойное гражданство, могут различаться в разных государствах и подвержены изменениям в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового сообщества [5, с. 57].
Определение понятия двойного гражданства включает в себя анализ его юридических, политических, социальных и экономических аспектов. Важно также учитывать позицию Международной организации по миграции (МОМ) и других организаций, занимающихся вопросами международной миграции и гражданства, по поводу двойного гражданства и его влияния на права и свободы личности. Таким образом, определение понятия двойного гражданства требует комплексного анализа и учета многочисленных факторов, включая международное право, национальное законодательство и общественное мнение.
Исторический аспект двойного гражданства в России представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий свои корни в давние времена. Отношение к двойному гражданству в России формировалось под воздействием различных исторических событий и изменений в законодательстве. Сам термин «двойное гражданство» в России начал активно использоваться в период после распада Советского Союза в 1991 году. Разрушение бывшего союзного государства привело к возникновению новых государств, у которых многие жители оказались в ситуации, когда у них имелась возможность иметь гражданство нескольких стран одновременно. Однако исторически Россия имела определенный подход к вопросу двойного гражданства. В период Российской империи и Советского Союза, за исключением некоторых периодов, принято было отрицательное отношение к наличию гражданства другой страны. В период Советского Союза идеология коммунизма отвергала идею двойного гражданства как несовместимую с идеями социализма. С распадом Советского Союза и развитием демократических процессов в России начали меняться взгляды на двойное гражданство.
С появлением возможности эмиграции и участия россиян в международных проектах, вопрос о признании двойного гражданства стал актуальным. При этом существуют исторические прецеденты, когда российские граждане получали второе гражданство, например, в период, когда СССР заключал двусторонние договоры о двойном гражданстве с некоторыми странами, в том числе с некоторыми странами Восточной Европы. Таким образом, исторический аспект двойного гражданства в России свидетельствует о том, что отношение к этому явлению было динамичным и менялось в зависимости от политической и социальной ситуации в стране. Современное понимание двойного гражданства в России является результатом сложного эволюционного процесса и взаимодействия с международными нормативными актами и тенденциями [3].
Международные нормативные акты играют значительную роль в формировании правовой базы государства, включая вопросы двойного гражданства. В контексте Российской Федерации, международные нормативные акты оказывают влияние на разработку и совершенствование законодательства о гражданстве и двойном гражданстве. Одним из ключевых международных документов, оказывающих влияние на политику государства в области гражданства, является Статья 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство». Этот принцип оказывает давление на государства, включая Россию, чтобы они обеспечили своим гражданам право на гражданство. Еще одним важным международным документом, влияющим на политику двойного гражданства, является Европейская конвенция о национальности. Этот документ устанавливает общие стандарты в отношении признания гражданства и решения вопросов двойного гражданства с учетом прав человека и гражданских свобод. Кроме того, существуют различные международные соглашения между странами, которые регулируют вопросы двойного гражданства и сотрудничают в разрешении споров, связанных с этим нарушением, что также оказывает давление на государства, чтобы они принимали во внимание международные нормы при разработке своего законодательства о гражданстве.
Таким образом, международные нормативные акты играют важную и определяющую роль в формировании позиции и законодательства государства в отношении двойного гражданства, влияя на его развитие и соответствие международным стандартам.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. — 2020. — № 144.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН. Редакция 2023 г. — Москва: Эксмо, 2023. — 8 с.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 29.12.2022г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 30.— Ст. 3032.
4. Федеральный закон от 28.04.2023г. № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2023г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2023. — № 18. — Ст. 3215.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2021. — № 27 (часть II). — Ст. 5351.
6. Таева, Н. Е. Реализация направлений миграционной политики в законодательстве о гражданстве Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2022. — С. 57–69.