Ключевые слова: волшебство, балет, Мариус Петипа, педагог, либретто, загадка, миф, балетмейстер.
Мариус Петипа — волшебный балетмейстер, прекрасный педагог, создатель классического репертуара и автор балетов «Спящая красавица», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Раймонда» и др. Француз, покоривший Россию. Человек, постигший таинственное искусство, и сумевший передать все волшебство на сцене. Пример того, как страсть и талант могут изменить мир искусств.
Судьба балетмейстера, сумевшего завоевать признание в России
История жизни. Заметное влияние на становление Мариуса Петипа как законодателя классического танца оказали его происхождение и фамилия. Он появился на свет 11 марта 1818 года в марсельской среде Франции. Первичные уроки танцевального искусства Мариус получил от своего отца, Жана Антуана Петипа, который сам был талантливым артистом балета и хореографом. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.
«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» — вспоминал Мариус Петипа.
Около 9-ти лет понадобилось Мариусу Петипа, чтобы стать премьером и балетмейстером в Нантском театре. Получив ангажемент, он стал сочинять постановки для опер, одноактные балеты и даже дивертисменты. Совместно с отцом успел принять участие в гастролях по Америке, Франции и Испании. Однако он не попал в труппу Парижской оперы. Но Мариус не отчаялся, а принял решение изучать испанские танцы. Эти знания танцовщик в дальнейшем сумел применить, попав в труппу Мариинского театра. Каждую деталь, каждую ноту и каждое движение Петипа словно проживал, что привлекло внимание зрителей и критиков. Вдохновленный богатством русской культуры, он начал адаптировать свои идеи, сочетая элементы классического и народного танца, что сделало его работы уникальными и запоминающимися.
Настоящий триумф Мариусу Петипа подарила Россия. Премьера состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Главный балетмейстер Жюль Перро сделал Мариуса одновременно солистом и постановщиком — помощником. Перед первой постановкой молодого танцовщика, будущего балетмейстера, наставник требовал его посещать музеи и читать книги — получать знания по этнографии и истории. Только спустя 8 лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».
Интересные факты из жизни
—Обе жены Мариуса Петипа были актрисами Императорских театров, а сам он вырос в артистической семье. Актрисами служили его мать и сестра, отец работал балетмейстером, а старший брат, Люсьен Петипа, — директором Французской оперы.
—Мариусу Петипа довелось работать при четырех императорах: Николае І, Александре II, Александре III и Николае II
Увлекательное путешествие творческого вдохновения и безудержной страсти. Сложность процесса создания балета заключается в том, что в него включены не только хореографы и композиторы, но и художники с драматургами.
Либретто — литературная основа балета, в которой излагается история сюжета. Часто балетмейстеры берут за основу фольклорные произведения и легенды. Мариус Петипа неоднократно обращался к романтическим новеллам Теофиля Готье, сказкам Шарля Перро, произведениям Уильяма Шекспира и древнеиндийскому эпосу.
Музыка, вторая составляющая создания прекрасного. Важно было правильно и точно собрать партитуру — нотную запись всех партий музыкального произведения. В Императорских театрах чаще всего уже работали штатные композиторы. Например, Людвиг Минкус, Цезарь Пуни, Риккардо Дриго. Композиторы с легкостью подстраивались под замысел балетмейстера, используя свои сочинения. Мариуса Петипа не всегда радовала такая перспектива, поэтому при нем в театре стали работать «звездные» композиторы — Петр Чайковский и Александр Глазунов.
После сочинения либретто и партитуры балетмейстер придумывал хореографию, создавал рисунки, схемы. В таких записях подробно описывались перестановки танцоров, их взаимодействие. Вариации и pas de deux Мариус Петипа придумывал на репетициях, а вот ансамблевые построения разрабатывал дома, передвигая шахматные фигурки. На это уходило много времени, самые удачные записывал в блокнот.
Последний пункт. Художественное оформление постановки — сценография. Как правило, спектакли в XIX веке оформляли художники из Академии художеств. Например, Карл Вальц, Матвей Шишков и Михаил Бочаров. В XX веке появились именитые художники: Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Они создавали объемные и красочные декорации.
Любимые балерины Мариуса Петипа. В балетах Петипа участвовали великие балерины ХХ века. Среди них — Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская. Балетмейстер старался подчеркивать все достоинства танцовщиц.
Успешные дебюты. В 1862 году сценическое воплощение получил первый большой балет Мауса Петипа «Дочь фараона». В спектакле можно проследить умелое воплощение прекрасного не только у солистов, но и у кордебалета. Однако это пошло в ущерб сюжету. Московскую публику спектакль порадовал больше, чего не скажешь о петербуржцах.
В 1877 году большую удачу одержал балет «Баядерка» с солисткой Екатериной Вазем. Завершающая картина «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.
Постановки Мариуса Петипа и их тайны
Более 60-ти спектаклей поставил балетмейстер в России. 6 из них стали мировым наследием: «Дочь фараона» (1862), «Дон Кихот» (1869), «Баядерка» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895).
«Дочь фараона» (1862). Большой театр Санкт-Петербурга. Первый большой балет Мариуса Петипа. Балет в 3-х действиях, в 9-ти картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни. Либретто Мариуса Петипа и Жюля Анри Сен-Жоржа по роману Теофиля Готье «Роман о мумии». Премьера состоялась 18 января 1862 года в санкт-петербургском Большом каменном театре. Публику поразило роскошное оформление: костюмы в восточном стиле, декорации пирамид, муляжи верблюдов и даже спецэффекты, которые имитировали песчаную бурю. Танцоры тоже сделали свое дело. Можно было лицезреть загадочное лицо сфинкса, с замершими в вечности глазами Аспиччия выходила из гробницы и будто повелительным движением звала за собою Таора. От дуэта героев веяло духом Египта, несмотря на откровенную маскарадность постановки. Чуть измученные черты аттитюдов, орнаментальные port de bras, чувственные исполнительницей руки, напоминали о выразительных и слегка нервных линиях древних рельефов. Кордебалет второго акта, с помощью классического Pas d’action воссоздал атмосферу той эпохи. Кульминацией послужило большое адажио.
Первое волшебство, созданное Мариусом Петипа. Балетмейстер сумел виртуозно передать дух Египта и подчеркнуть культуру страны.
«Дон Кихот» (1869). Большой театр. Балет в 4-х действиях, 8-ми картинах и прологом. Либретто Мариуса Петипа по роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Интересно, что спектакль не повторялся в точности как по роману. Сюжетные акценты здесь расставлены иначе, что позволяет назвать балетмейстера волшебником. Рыцарь Дон Кихот в постановке оказался вовсе второстепенным персонажем. А все внимание перешло на любовь Китри и цирюльника Базиля. Также Петипа мастерски стилизовал испанские танцы. В этом ему помогла жизнь в Испании до приезда в Россию.
«Баядерка» (1877). Большой театр Санкт-Петербурга. Один из самых загадочных балетов в 3-х действиях и 5-ти картинах с апофеозом Мариуса Петипа. В основу сюжета легла древнеиндийская драма Калидасы «Сакунтала» в интерпретации Теофиля Готье.
Самая большая загадка балета — это потерянный финал. Изначально концовка балета подразумевала разрушение храма, в котором происходила брачная церемония Солора и Гамзатти, и смертью всех, кто был причастен к гибели Никии. Логическое завершение: все злодеи наказаны, а невинные жертвы оправданы. Однако, этого не произошло. Почему убрали целый акт до сих пор остается загадкой.
Еще одна странная особенность кроется в тексте. Весь сюжет являлся сном героя, традиционный прием XIX века. Но в ХХ веке мы можем увидеть совершенно другую интерпретацию: «Во время танцев тень Никии всюду преследует Солора, напоминая ему о нарушенной им клятве. Измученный этим преследованием теней, выступающих из мрака, Солор умирает». Теперь тени обрели реальность, и являются образом мстительниц.
«Спящая красавица» (1890). Мариинский театр. Балет, состоящий из пролога, 3-х действий и апофеоза. Первая общая работа Ивана Всеволожского, Мариуса Петипа и Петра Чайковского по сюжету одноименной сказки Шарля Перро. В постановке появились новые персонажи, декорации и детали, что добавило зрелищности.
Балетмейстер создал хореографию еще до написания музыки. Так, вариация Авроры должна была длится по задумке «от 24 до 32 тактов». Чайковский постарался и создал музыкальный шедевр.
В этом балете можно увидеть волшебный дивертисмент. На празднике танцуют герои сказок: Золушка, Красная Шапочка и даже Кот в сапогах. Однако есть блестящий дуэт, о котором мало кто помнит, дуэт Голубой птицы и принцессы Флорины. Так вот загадка, кто эти герои?
Достаточно вспомнить писательницу XVII-XVII веков — Мари-Катрин д'Онуа (1651–1705). В ХХ веке ее произведения были почти забыты. Так вот именно у этой писательницы есть произведение «Голубая птица». Флорина — дочь короля, Голубая птица — превращенный молодой король Шарман (Очарователь).
До XIX века сказки Мари-Кантри пользовались популярностью, поэтому весьма закономерно, что эти герои стали гостями на свадьбе Авроры. Чайковский сумел с помощью флейты и кларнета точно охарактеризовать героев. Их дуэт волшебен.
«Щелкунчик» (1892). Мариинский театр. Двухактный балет Петра Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Волшебное, предпраздничное настроение создает этот балет. Филигранная работа композитора над партитурой обернулась глубиной и многозначностью психологических зарисовок, которые долгое время оставались неразгаданными. В ней кроется тайна, загадка и нечто глубокое. В этой музыки нет места инфантильности. Драматургия, как и музыка, кажется волшебной. Однако, три, полюбившихся публике образа, несут больше человеческий характер. Щелкунчик — образ бодрого мальчишки, Клара — образ женственности, а Дроссельмейер создает образ сумрака, фатума, зла. В партитуре можно заметить еще и эстетику мишуры, не декор, а некую недосказанность.
Еще один волшебный и незабываемый момент: первый акт ночная смена — страхи юной Клары, ее любовь к Щелкунчику, битва с мышиным королем, все это переплетение сказочного с человеческим.
В знаменитом Вальсе цветов и pas de deux с вариациями сконцентрирована вся лирическая, драматическая и, наконец, трагедийная сила балета. Мистическую точку в спектакле ставит именно Фея Драже. То, что после ее двухминутной вариации будет помпезное завершение в большом балетном стиле — кода, финальный вальс и апофеоз, — вызывает только ухмылку.
«Лебединое озеро» (1895). Мариинский театр. Балет Петра Чайковского, написанный в 4-х актах. Либретто Владимира Бегичева, последующие редакции Мариус Петипа (1-й и 3-й акты) и Лев Иванов (2-й и 4-й акты). Одним из главных новаторств стала партия черного лебедя: Петипа объединил образы двух героинь-антагонистов — Одетты и Одиллии — и создал в спектакле дополнительный эмоциональный акцент.
Первый миф таинственного балета — кто был автором либретто и какое произведение легко в основу? Принято считать, что либретто написал Владимир Бегичев и Василий Гельцер, также были предположения, что вместе с ними работал еще и Вацлав Рейзингер. Однако это версия веяла сомнения. Участие Гельцера никак не подтверждалось, это лишь слова Модеста Чайковского. Основным источником считали вдохновения Чайковского после посещения Германского замка Людвига Второго Баварского в Нойшванштайне, а также озеро «Шванзе». Однако композитор посетил Германию в 1876 года, когда уже вовсю шли репетиции. Так что этот мф опровергается. Так откуда взялась идея? Известно лишь, что финал первой постановки «Лебединого озера» ставился по рассказу Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
Второй миф — отсрочка премьеры. Чистовой вариант партитуры был закончен 10 апреля 1876 года, а показ спектакля состоялся спустя 11 месяцев. Одна из предположительных причин -массовый демарш танцовщиц. Главной танцовщицей была Лидия Гейтен, которая не поймала музыку, под которую должна была танцевать. Второй отказницей стала Анна Собещанская, которую отстранили в результате интриг. Поэтому репетиции были отложены.
Третий миф касается «Русского танца». По некоторым предположением танец был вставлен, как «дань патриотизму», в связи с русско-турецкой войной. Однако миф опровергли, война началась 24 апреля, а номер был готов 20 февраля. Причина вставки весьма прозаична. Полина Карпакова (ведущая танцовщица) заявила, что не имеет ярких выходов на сцену, и потребовала сочинить ей яркий индивидуальный танец.
Исчезнувший балет «Талисман»
Когда-то это был аншлаговый спектакль, соперничающий до революции по своей популярности с самим «Лебединым озером». Теперь от него практически ничего не осталось. В Гвардейском архиве, где хранятся нотации многих старинных балетов, сделанные помощником Петипа Николаем Сергеевым по методу Степанова, найдены всего три файла, относящихся к этому спектаклю. В одном из них просто записана перестановка декораций одного из актов этого балета. Лишь одна запись относится к хореографии — запись одного ансамбля из второго акта для 6 человек, а также запись вариации (пиццикато).
Балет «Талисман» был поставлен Петипа в 1889 году (то есть ровно за один год до «Спящей красавицы»). Музыку к нему написал известный дирижер и композитор Риккардо Дриго.
Считалось, что либретто «Талисмана» написал Мариус Петипа. Однако до премьеры в газетах опубликовали новость — настоящий автор драматург Константин Тарновский. Спектакль не увидел свет, Тарновский забыл про него, а Петипа присвоил себе. Вскоре после переговоров Тарновского с театральной дирекцией в афише появились две фамилии: Тарновский и Петипа.
Первоначальный запутанный и невнятный сюжет с обилием действующих лиц в четырех действиях, семи картинах, с прологом, эпилогом и апофеозом был сокращен в бурятской постановке до трех актов.
От «Талисмана», как было уже сказано, ничего не осталось. Даже сохранившееся популярное па-де-де принадлежит совсем не Петипа, а было поставлено знатоком классики Петром Гусевым по мотивам Петипа в 1955 году. Где в спектакле Петипа находилось это па-де-де не совсем понятно. Скорее всего в самом конце пролога и называлось Grand pas d`ensemble.
После премьеры «Петербургская газета» писала, что в адажио, насыщенном акробатическими приемами, «Чеккети буквально подбрасывал балерину, которая, как пух, плавно и тихо опускалась». Корнальба в сольных вариациях «удивляла своими полётами и классическими танцами», а Чеккети — «боевыми антраша и такими турами в воздухе, какие мы не видели на нашей балетной сцене в продолжении многих лет».
Было в балете Петипа и много других удивительных танцев. Например, индийский катхак, исполненный «восточной неги и пластических движений», и танец Гималайских горцев. А также танец джеллалабадских баядерок. Самым популярным стал танец яиц, который подавался под французским названием La danse des oeufs, и назвался так, потому что его исполнительница (Жукова 1-я) грациозно танцевала, держа в руках корзиночку, наполненную яйцами.
Заслуги Мариуса Петипа огромны, даже безграничны. Почти все сохранившиеся к нынешнему времени балетные спектакли тех времен так или иначе прошли «через его руки», у него учились многие ведущие балетмейстеры последующих времен. Всю свою жизнь он отстаивал традиции балета, отвергая танец ради танца. Балеты Мариуса Петипа удивительно гармонично сочетаются пантомимой и танцем. Его танцевальная фантазия не имела границ, как в отношении сольных номеров, так и массовых построений. С легкостью балетмейстера можно назвать волшебником, он не просто создавал чудо на сцене, он проживал это чудо, и закладывал нечто большее в каждую постановку.