Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Свиренков, Н. А. Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы Хабаровского края / Н. А. Свиренков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 447-450. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119649/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в Хабаровском крае. Автор анализирует основные законы, постановления и нормативные акты, определяющие правовые основы деятельности государственных служащих в регионе. Статья предназначена для специалистов в области права, государственного управления и кадровой работы, а также для лиц, интересующихся вопросами государственной службы в Хабаровском крае.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, правовое регулирование, региональное управление.

The article examines the legal regulation of the state civil service in Khabarovsk Krai. The author analyzes the main laws, regulations and regulations that determine the legal basis for the activities of civil servants in the region. The features of the regional legislation in the field of civil service, as well as the rules governing the procedures for recruitment, labor rights and responsibilities of civil servants are highlighted. The article is intended for specialists in the field of law, public administration and personnel work, as well as for persons interested in issues of civil service in Khabarovsk Krai.

Keywords: state civil service, legal regulation, regional administration.

В соответствии с принятой Концепцией реформирования системы государственной гражданской службы, Федеральный закон от 25 мая 2003 г. № 58-ФЗ устанавливает правовые основы института государственной гражданской службы в Российской Федерации, а также определяет его структуру, включая государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы. После принятия Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, государственная служба субъектов Российской Федерации перешла к общему управлению Российской Федерации и её субъектов.

После принятия закона о государственной гражданской службе были утверждены правила, касающиеся организации и финансовых аспектов этой службы. Государственная служба субъектов Российской Федерации ранее находилась полностью под контролем субъектов. Закон Хабаровского края обеспечивает полное регулирование полномочий сотрудников гражданской службы в этом регионе.

Нормативные правовые акты, подтверждающие полноту регулирования предоставленных полномочий субъектам Российской Федерации, включают в себя Закон Хабаровского края от 29 июня 2005 года № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» (редакция от 03 августа 2024 года). Одним из ключевых аспектов, требующих внимания, является определение и описание фактических пробелов в нормативном содержании закона, которые могут привести к неоднозначному или некорректному применению его положений. В данном контексте пробелом можно считать, как отсутствие необходимых норм и правил, так и противоречия, неоднозначности в существующих нормативных актах.

Первоначальной и важнейшей проблемой является тот факт, что в государственной службе тесно связаны нормы не только административного, но и трудового законодательства. Особенностями данного обстоятельства является то, что государство выступает в роли работодателя, а значит в правовой статус государственных служащих включена обязанность государства перед личностью по признанию, соблюдению и защите ее прав, свобод, интересов. К тому же, процесс прохождения службы определен характером осуществления служебной деятельности. В соответствии Законом Хабаровского края от 29 июня 2005 года № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края», содержащем нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом». А все нормы Трудового кодекса Российской Федерации, распространяющиеся на деятельность государственных служащих, применяются с особенностями, предусмотренными иными нормативными правовыми актами о государственные службы. Необходимо отметить, что Трудовой кодекс регулирует отношения граждан, которые вступают на службу и осуществляют трудовые функции, а остальные регулируют статус государственного служащего.

Одним из главных аспектов, который может быть квалифицирован как правовой пробел в законодательстве Хабаровского края, является нечеткость и неопределенность в определении некоторых ключевых терминов и понятий, используемых в тексте закона. Например, недостаточная ясность в определении понятий «государственная гражданская служба», «категории государственных служащих», «органы власти Хабаровского края» и др. может привести к различным толкованиям и противоречиям как при применении закона в повседневной практике, так и при его интерпретации в судебной практике.

Кроме того, еще одним важным аспектом, является отсутствие четких и подробных механизмов и процедур урегулирования споров и конфликтов, возникающих в контексте применения Закона о государственной гражданской службе Хабаровского края. Мы считаем, что разработка дополнительных нормативных актов или поправок к существующему закону для устранения подобных пробелов становится очевидной, с учетом сложности и многообразия ситуаций, возникающих на практике.

Для государственных гражданских служащих в Хабаровском крае закон № 293 от 29 сентября 2005 года устанавливает правовую базу для присвоения и классификации классных чинов. Этот закон регулирует критерии оплаты труда, формирование кадрового состава, предоставление государственных гарантий и компенсаций, а также требования к служебной дисциплине, запреты и ограничения. Финансирование, ведение реестров гражданских служащих, принятие программ развития гражданской службы и другие важные аспекты государственной гражданской службы также регулируются этим законом.

Анализ нормативного регулирования вопросов государственной гражданской службы Хабаровского края и изучение принятых законов в рассматриваемой сфере общественных отношений показывает, что законодательство Хабаровского края не решает следующие вопросы:

— обеспечение государственной пенсией граждан, работавших в государственной службе, и их семей (п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ),

— установление случаев, порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию (п. 7 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ).

В Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 года имеются недочеты и несоответствия. Важно обратить внимание на ссылочные положения, которые содержатся в данном законе и указывают на документы Президента России, постановления Правительства и другие законодательные акты, которые отсутствуют.

В Российской Федерации есть закон, который называется Федеральным законом «О государственной гражданской службе», в котором подчеркивается важность соблюдения единства правовых и организационных основ гражданской службы. Также, согласно другому закону, гражданским служащим, которые работают на должностях в регионах, должны быть присвоены определенные классные чины. Мы считаем, что в настоящее время отсутствуют четкие правила, которые бы регулировали этот процесс. Чтобы исправить ситуацию, необходимо принять соответствующие нормативные акты, такие как указы Президента или постановления Правительства.

По нашему мнению, на подзаконном уровне отсутствуют утвержденные:

— обобщенные показатели эффективности и результативности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечение исполнения указанных решений правовыми, организационными и документационными механизмами, которые общи для государственных органов и гражданских служащих для установления особого порядка оплаты труда (часть 14 статьи 50),

— регламент о кадровом резерве на гражданской службе (часть 8 статьи 64), кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской — порядок ведения Сводных реестров должностей и государственных гражданских служащих Российской Федерации (часть 3 статьи 10, часть 5 статьи 43),

— Не установлено соотношение между классными чинами, дипломатическими рангами, воинскими и специальными званиями в Указе Президента Российской Федерации согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 58-ФЗ.

— Имеют место столкновения при применении некоторых положений законодательства, например, возникает проблема согласования статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ, которая предусматривает базовые государственные гарантии.

Государственные гарантии для гражданских служащих, как утверждается в части 3 соответствующей статьи, включают иные гарантии, предусмотренные федеральными законами. Это означает, что помимо гарантий из указанной статьи, гражданским служащим могут быть предоставлены другие государственные гарантии, но только если они предусмотрены федеральными законами. Следовательно, согласно Федеральному закону № 79-ФЗ, субъекты Российской Федерации не могут устанавливать дополнительные гарантии для гражданских служащих своими нормативными актами, кроме тех, что предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, в Хабаровском крае остро стоит вопрос об улучшении государственной гражданской службы. Раскрывая тему выбора перспективных направлений для развития государственных служащих, необходимо обратить внимание на проблемы, которые накопились в системе государственной службы на протяжении многих лет. Трансформация этого института требует тщательного теоретического и практического обоснования.

Одним из ключевых аспектов, определяющих успешность модернизации государственной службы, является уровень доверия общества к государственным служащим. Также немаловажным фактором является разделение норм трудового законодательства и административно-правового регулирования.

Исходя из анализа, перспективные направления в улучшении государственной службы в Российской Федерации включают в себя создание более открытой для общества системы, совершенствование работы кадровых служб в борьбе с коррупцией, внедрение передовых электронных технологий в управленческую и кадровую деятельность, а также улучшение системы образования для будущих и действующих специалистов в области государственной службы.

Литература:

  1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 N 143-Ф3) // СЗ РФ от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020 N 395-ФЗ) // СЗ РФ 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.
  3. Закон Хабаровского края от 29 июня 2005 года № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края»//СП Консультант плюс.
  4. Постановления губернатора Хабаровского края «О резерве управленческих кадров Хабаровского края» № 93 от 04 октября 2022 г.»//СП Консультант плюс.
  5. Боровик, В. С. Основы политологии и социологии: моногр. / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Высшая школа, 2023. — 392 c.
  6. Гусев А. В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования / А. В. Гусев. — Екатеринбург: УрГЮА, -2019. — 82 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, государственная гражданская служба, Российская Федерация, государственная служба, гражданская служба, служащий, акт, кадровый резерв, трудовое законодательство, Трудовой кодекс.


Похожие статьи

Задать вопрос