В настоящей статье автором исследуются особенности производства судебно-психологической экспертизы проводимой в отношении обвиняемого по уголовному делу. Изучено понятие личности, какие его внутренние состояния влияют на поведение в стрессовой ситуации. Определен прядок составления вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом-психологом.
Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, экспертиза, государственная судебно-экспертная деятельность, индивидуальные особенности, личность, обвиняемый, поведение.
Судебно-психологическая экспертиза — это вид судебной экспертизы с использованием специальных знаний в области психологии. Судебно-психологическая экспертиза развивается как в рамках судебной психологии, являющейся составной частью юридической психологии. [4]
В современном правовом пространстве судебно-психологическая экспертиза занимает особое место, ведь именно она позволяет суду получить полноценное и обоснованное представление о психическом состоянии обвиняемого в уголовном деле. В рамках российского правопорядка, процедура и специфические аспекты проведения судебно-экспертных исследований регламентируются в соответствии с нормами, закрепленными в главе 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. [1] Экспертиза имеет множество особенностей, которые необходимо учитывать, чтобы результаты были максимально достоверными и не поддавались сомнению.
Важно отметить, что судебно-психологическая экспертиза не является решающим аргументом в деле, однако её результаты могут оказать значительное влияние на принятие решения. Так, к примеру, в п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2010 № 28 указано, что заключение эксперта «не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами». [2]
Анализ личностных характеристик подозреваемого является ключевым элементом в процессе раскрытия уголовных преступлений. Следует отметить, что понятие «личность» рассматривается специалистами из различных научных областей с уникальной перспективы, что приводит к наличию многообразия теоретических подходов в психологической науке.
Понимание необходимости многоаспектного исследования личности с уголовно-правовых, криминологических, уголовно-процессуальных, криминалистических позиций, в особенности неизвестного преступника, во все времена представляло первостепенную проблему для правоохранителей.
Сегодня в криминалистике понятие «личность преступника» охватывает систему биологических (антропологических, анатомических, биохимических, функциональных), социальных (общегражданских, семейно-бытовых, профессиональных, антиобщественных) и психических (психологических, психопатологических) свойств человека, сведения о которых отражены в окружающей среде и могут оказать существенное влияние на организацию поисково-познавательной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. [3]
Юридическое значение понятия личности заключается в определении индивидуальных характеристик обвиняемого, включая его способности, систему ценностей, мировоззрение, мотивы, типичные способы адаптации и реагирования, темперамент, характер и культурные различия. Понятие «индивидуально-психологические характеристики» охватывает особенности личности и конкретизирует их. Другими словами, это синтез различных человеческих характеристик. [4]
Понятие личности в психологии относится к набору уникальных характеристик, которые определяют поведение, мысли и эмоциональные реакции человека. Эти характеристики включают темперамент, личностные черты, мотивацию, ценности, установки и социальные роли. Психологи используют различные методы для изучения личности, включая интервью, анкетирование, наблюдение и поведенческий анализ. Они также исследуют взаимодействие между личностью и такими факторами, как окружающая среда, культура и генетика.
Исследование личности обвиняемого в рамках судебно-психологической экспертизы имеет свои особенности и значимость, учитывая, что результаты таких исследований могут существенно повлиять на ход расследования дела.
Таким образом, эксперт-психолог может работать с достаточно широким спектром явлений, связанных с индивидуальными особенностями изучаемого человека, что позволяет ему составить «психологический профиль» обвиняемого и использовать его в качестве основы для решения многих юридических вопросов.
Следует отметить, что для решения конкретного дела может потребоваться задать более конкретный вопрос, ориентируясь на конкретное обстоятельство или характеристику лица, которые имеют юридическое значение и могут привести к определенным уголовно-правовым последствиям. Поэтому в таких ситуациях правильно поставить вопрос о том, обладает ли обвиняемый определенными (интересующими следствие) индивидуально-психологическими особенностями.
Практика показывает, что в некоторых случаях необходимо выявить специфические черты личности, такие как: повышенная агрессивность, жестокость, импульсивность или внушаемость. С другой стороны, определенные существенные характеристики социального отношения человека, его мотивации и воли становятся важными в других случаях. [5]
В ходе проведения судебно-психологического исследования, целью которого является определение эмоционального состояния лица, подвергаемого судебному разбирательству, включая оценку аффекта и прочих чувственных реакций, прорабатываются следующие основополагающие вопросы:
- Осуществляется ли оценка влияния физиологического аффекта на состояние лица в момент совершения деяния, в отношении которого ведётся судебное разбирательство.
- Проводится ли исследование возможного влияния эмоционального возбуждения (стресс, отчаяние, растерянность) на умственную деятельность и сознательный процесс лица в момент совершения деяния, в отношении которого ведётся судебное разбирательство.
- Осуществляется ли анализ личных психологических характеристик лица, которые могли оказать влияние на его поведение в контексте изучаемой ситуации.
- В свете психического состояния лица, его личных психологических характеристик и доказательств дела, определяется, имело ли он возможность осуществлять корректное оценивание своих действий в рамках изучаемой ситуации.
Существует проблема оценки влияния психологических особенностей человека на его поведение в ситуациях, связанных со следствием или судебным разбирательством. Чтобы получить ответ, предлагается сформулировать вопрос следующим образом: «Могут ли индивидуально-психологические особенности человека оказать существенное влияние на его поведение во время совершения деяния, в котором он обвиняется?". Разумно утверждать, что личностные черты человека выражаются в его поступках. Поведение всегда является результатом сочетания личных психологических факторов и внешних обстоятельств.
Логично возникает вопрос, при каких обстоятельствах это влияние следует считать значительным, и какие юридические последствия оно имеет с точки зрения уголовного права? С точки зрения судебной психологии, индивидуальные психологические особенности обвиняемого играют важную роль в его поведении. Эти черты могут ограничивать его способность осмысленно оценивать свои противоправные действия и добровольно контролировать их. Это означает, что они могут не до конца осознавать последствия своих действий или быть неспособными регулировать свое поведение в момент совершения преступных деяний, которые им приписываются.
Эксперты оценивают эмоциональное состояние обвиняемого как в момент совершения преступления, так и на этапе судебного разбирательства. Определение наличия эмоциональных расстройств, таких как депрессия, тревожность или агрессия, может повлиять на оценку степени вины.
Таким образом, основной концепцией в данном типе экспертного заключения является значительное влияние психологических особенностей индивида на преступное поведение. С точки зрения юридической науки, признание такого влияния значительным, то есть ограничивающим произвольность поведения, его контроль и осознание, может выступать в качестве смягчающего фактора ответственности. В отличие от формулы «ограниченная вменяемость», отсутствие этой анализируемой способности в данном случае обусловлено не психическим расстройством, а скорее личностными особенностями или аномалиями в них.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 (ред. от 29.06.2021) «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Российская газета. № 296. 30.12.2010
- Брянцева, Ю. С. Заключение и показания психолога-эксперта в суде как доказательство в судебном процессе / Ю. С. Брянцева. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2023. № 48 (495). С. 313–315
- Криминалистическое изучение личности: научно-практическое пособие для магистров / А. Г. Бедризов, Т. С. Волчецкая, Н. В. Галяшин и др.; отв. ред. Я. В. Комиссарова. М.: Проспект, 2016. 224 с.
- Сорокотягин, И. Н. Юридическая психология: учебник и практикум для вузов / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 360 с.