В эпоху развития цифровых технологий, возникают трудности и с достоверной получаемой информацией, а именно когда опубликованная в сети Интернет уже не актуальна. Ситуаций может быть множество и к каждой необходимо подходить индивидуально. Например, человек ранее указав о себе какую-либо информацию, просит ее удалить, поскольку уже не пользуется данной электронной почтой или номером телефона. Или же лицо просит удалить негативные отзывы о своей деятельности, мотивируя это тем, что данная информация устарела, отзывы были опубликованы давно, в связи с чем не являются актуальными. С данными требованиями может быть не согласен Интернет-ресурс, на котором опубликована данная информация. Вместе с тем, с 01.01.2016 года в Российской Федерации были приняты поправки к ФЗ от 13.07.2015 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ст. 29 и ст. 402 ГПК РФ которые дают возможности убирать из поисковых систем информацию не соответствующую действительность, так называемое право на забвение.
Ключевые слова: право на забвение, поисковая система, право на защиту информации в цифровой среде, персональные данные.
За последние полвека технологии совершили огромный прорыв, и информация стала общедоступным и наиболее ценным ресурсом, что в свою очередь приводит к необходимости контроля получаемой информации и защите прав человека, как на получение этой информации, так и защите персональных данных, которые в том числе составляют эту информацию.
В первую очередь именно государство обязаны защищать и обеспечивать реализацию прав человека, путем принятия соответствующего законов и подзаконных актов. Однако государства постоянно сталкиваются с необходимостью установления баланса между публичными и частными интересами.
В Хартии об основных правах закрепляет право на доступ к собственным данным и право на исправление в них ошибок, что в том числе подразумевает право на удаление данных, право возражать против обработки данных или ограничивать ее.
Аналогичные гарантии, также отражены в Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных N 108, а именно устанавливается, что каждый человек имеет право на удаление неточных, ложных или незаконно обработанных данных.
Каждый граждан имеет право требовать у оператора поисковой системы прекращение предоставления ссылок, если в них отражена информация:
– является недостоверной;
– распространяется с нарушением закона;
– является неактуальной, утратившей значение для гражданина в силу его последующих действий или событий.
Исключение составляют сведения:
– о событиях, содержащих признаки преступлений, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли;
– совершенном преступлении, по которому не снята или не погашена судимость.
При этом бремя доказывания того, что обработка данных является законной, возложено на оператора, поскольку именно они несут ответственность за законность обработки этих данных.
Обратиться с таким требованием можно в любое время, однако имеются исключения. Например, когда обработка персональных данных необходимых для:
1) осуществления права на свободу выражения мнений;
2) соблюдения юридического обязательства;
3) для выполнения задачи, выполняемой в общественных интересах;
4) при осуществлении официальных полномочий, возложенных на операторов;
5) общественные интерес в области здравоохранения;
6) для целей архивирования в общественных интересах, в целях научных или исторических исследований или в статистических целях.
Оператор, опубликовавший персональные данные, обязана уведомить иных субъектов, обрабатывающих эти данные, о наличии запроса и удалении этих данных.
Российское законодательство в этом плане еще находится на стадии развития, но уже в ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» установлены случаи, когда допускается блокирование или удаление персональных данных. К ним относятся:
1) выявление неправомерной обработки персональных данных;
2) выявление неточных персональных данных;
3) достижение цели обработки персональных данных;
4) отзыв субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных;
5) если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных;
6) отсутствие возможности уничтожения персональных данных в течение срока, предусмотренного данным Законом.
В соответствии со статьей 8 этого Закона сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию такого субъекта либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
01.03.2021 г. вступили в силу поправки к ст. 10.1 ФЗ закрепляющие особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Предполагается, что эти изменения будут способствовать более эффективной защите прав субъектов персональных данных.
А что нам говорит судебная практика?
К сожалению, практика российских судов не такая обширная, как зарубежных, однако даже в ней можно найти интересные случае.
К примеру, для размещения сайта в Интернете ему необходимо присвоить доменное имя, а лицо, зарегистрировавшее данное имя, является владельцем сайта.
В качестве доказательства факта регистрации доменного имени на конкретное лицо Российские суды используют данные из сервиса Whois (решение Московского городского суда от 08.06.2021 по делу N 3–781/201/2021, Постановления Арбитражных судов Дальневосточного округа от 22.09.2022 N Ф03–4436/2022 по делу N А04–5573/2021, Северо-Западного округа от 28.07.2022 N Ф07–9486/2022 по делу N А56–34153/2021).
Однако, если владелец сайта желает скрыть свои данные, в соответствующей графе, он ставит «Private Person». В таком случае, для получения данных о собственнике, можно направить запрос регистратору доменного имени. В России с 1993 по 2001 г.г. регистратор был единственный — РОСНИИРОС. После регистраторов стало несколько и все они используют централизованную базу данных доменных имен.
Проблема заключается в том, что информация о владельце домена конфиденциальна, которую можно попробовать получить через Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), указав в запросе, что владелец сайта разместил персональные данные, однако скрывает информацию о себе.
И даже в данном случае можно потребовать удаления информации с сайта, однако в этом случае в соответствии с ФЗ «О персональных данных», у владельца сайта есть не 3 рабочих дня, а 30 календарных дней (ч. 5 ст. 21 ФЗ).
Как пояснил Европейский суд по правам человека, поисковые системы в Интернете и результаты поиска, предоставляющие персональные данные, могут установить подробный профиль человека. Суд указана на необходимость установления баланса между законным интересом пользователей сети Интернет в доступе к информации и основными правами субъекта этих данных.
Все больше и больше предъявляется требований к тому, чтобы личные данные были точными и не выходили за рамки общедоступной информации.
При этом Европейский суд обратил внимание на то, что даже, например, после ликвидации компании ее права и обязательства часто продолжают существовать, поскольку судебные разбирательства, касающиеся вопроса ликвидации юридических лиц, часто бывают быть длительными, и вопросы, касающиеся компании, ее сотрудников могут возникать спустя многие годы после прекращения существования компании.
Учитывая зарубежный опыт, следует выделить четыре основных группы прав, которые могут быть затронуты, а именно право на доступ своим данным, право на удаление данных, право на изменение данных, право на перенос данных.
С целью пресечения возможности злоупотребления правом, следует ввести такое понятие, как общественная значимость данных, которая позволит определить порядок обращения и удаления информации о пользователей.
Литература:
- Баринов С. В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4.
- Варламова Н. В. Принципиальное единство права и прав человека // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13. N 4.
- Белых В. С., Болобонова М. О. Понятие, значение и тенденции развития цифрового права // Юрист. 2020. N 1. С. 5–14.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека. 2021
- Хуснутдинов А. И. Право на доступ в Интернет — новое право человека? // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. N 4. С. 117; Варламова Н. В. Указ. соч. N 4. С. 24
- Антопольский А. А. Права человека и Интернет: практика Европейского суда по правам человека / А. А. Антопольский // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2019. Т. 14. N 2. С. 159–185