Инновации в сфере физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.11.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, А. А. Инновации в сфере физической культуры и спорта / А. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 447-450. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119509/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует инновации в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, спорт, инновации.

Мы живём в век технологического прогресса, развитие технологий оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни. Исключением не является и сфера спорта и физической культуры. Поскольку спорт и физическая культура непосредственно затрагивают всю общественную жизнь, так как Физическая активность является важным аспектом высокого качества жизни населения, поскольку способствует повышению функциональных возможностей систем организма и замедлению развития хронических заболеваний. Физическое воспитание направлено на развитие навыков, необходимых для ведения здорового и активного образа жизни, помогает в достижении здоровой физической формы и поддерживает личное и общественное благополучие. На современном этапе развития общества неотъемлемым элементом повышения эффективности физического воспитания является инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), позволяющая получить прогрессивный социально-экономический эффект и увеличить уровень жизни населения.

Говоря об инновациях в физической культуре и спорте необходимо определить значение слова «инновация». Инновации представляют собой внедряемые либо уже внедрённые новшества, обеспечивающие увеличение продуктивности и результативности процессов, улучшение качества деятельности либо её результатов за счёт использования новых относительно имеющегося базиса методов, идей, приёмов и способов. Инновации являются продуктами конкретной формы инновационной деятельности. В процессе их применения изменяется деятельность управления, что приводит к модификации продукта и технологии. Эффективнее всего управление инновациями осуществляется при мотивировании внешними экономическими факторами. [1, c. 162–163] Необходимость внедрения инноваций в занятие физической культурой и спортом обуславливается снижением интереса, и мотивации молодежи к подвижному образу жизни. В условиях глобализации физического воспитания и спорта в некоторых американских и английских школах в 2005 году был доказан упадок развития предмета: очевидные недостатки в учебной программе, распределении времени, устаревшие материалы, человеческие и финансовые ресурсы, проблемы с ограниченными возможностями, а также качество и выполнение программы. Несмотря на международную пропаганду, поддерживаемую обширными медицинскими, научными, экономическими, социальными и культурными доводами в пользу физической активности, ее популярность снижается в большинстве стран, в том числе это справедливо и по отношению к России. Помимо этого, было обнаружено, что примерно две трети взрослого населения недостаточно активны для обеспечения себя хорошим физическим здоровьем. Ожирение среди школьников также является новой проблемой. [2, c.127] Решение проблемы видится в внедрении инновационных методов в занятие как спортом, так и физической культурой.

Спорт и физическую культуру зачастую считают тождественным. Действительно они существуют неразрывно друг от друга и имеют много общего, однако одним целым не являются. Цель физической культуры в поддержании человеком здорового образа жизни, его развития как физического так и духовного. Определение физической культуры дано в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 24.07.2024) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» согласно которому физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3]. Спорт в свою очередь ставит задачей достижение определённых результатов, заключающихся в конкретных достижениях той или иной спортивной дисциплины. При этом спорт может быть профессиональным, и в таком случае спортивные достижения являются первоочередной задачей. В любительском спорте достижения тоже важны, однако не являются непосредственной целью такой деятельности. Так или иначе даже для профессиональных спортсменов физическая культура является необходимой для поддержания их формы, а интерес населения к спортивным мероприятиям в свою очередь способствует заинтересованности в физической культуре в целом. Поэтому инновации необходимы как в сфере спорта так и сфере физической культуры.

Инновации в сфере спорте должны в первую очередь сделать его доступнее для зрителя, это будет способствовать росту популярности, что в свою очередь заинтересует людей как к занятиям самим спортом, так и занятием физической культуры. Например, использование инновационных технологий может помочь с получением экспертных знаний о каком-либо виде спорта в увлекательной форме. Смартфоны уже можно использовать для просмотра изображений игроков в определенном движении — таких как треугольное нападение в баскетболе или удар в ворота в футболе. Записанные изображения затем синхронизируются для воспроизведения в гаджете с разделенным экраном вместе с изображением известного игрока. Обучающиеся игроки могут легко сравнить свой стиль со стилем своих любимых игроков и внести для себя какие-либо изменения, чтобы улучшить свою игру. Однажды мы можем даже увидеть известных спортсменов, таких как Александр Овечкин, дающих тренерские советы через мобильные приложения, чтобы мысленно подготовить себя к международным соревнованиям [4, с. 67].

Заинтересованность людей к физической активности необходимо прививать в учебных заведениях, как в школах среди детей и подростков, так и в высших учебных заведениях. Для того чтобы стимулировать интерес студентов к активному участию в уроках физической подготовки, необходимо внедрять личностно ориентированный метод, сфокусированный на самопознании и творчестве. Этот метод обучения способствует развитию уникальных способностей каждой личности и помогает осознать важность физической активности. При использовании данного подхода преподаватель формирует образовательное пространство, в котором каждому студенту будет комфортно развиваться самостоятельно. Это обеспечивает учет индивидуальных особенностей, таких как тип телосложения, физическая подготовленность, состояние здоровья и особенности психического развития. Внедрение этой инновации в образовательный процесс позволяет студентам самостоятельно выбирать активности, формировать группы на основе личностных характеристик, физической подготовки, мотиваций и интересов. Также внедряется тренировочная деятельность, а физические нагрузки оптимизируются [5]. К методам проведения занятий физической культурой в учебных заведениях также можно отнести те методы, о которых в своей статье говорит Солоненко А.В:

  1. Чередование видов деятельности. Монотонная и однообразная деятельность не только отбивает у занимающихся интерес и удовольствие от процесса, но и негативно сказывается на их здоровье. Поэтому на уроках следует чередовать и распределять различные виды физической активности, обеспечивать их разнообразие. Кроме того, автор статьи заявляет, что разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся — один их способов повышения эффективности урока.
  2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке и индивидуальный подход к каждому. Этот пункт подразумевает, что урок должен заинтересовать детей, увлечь их в физическую деятельность, а также уважительное отношение учителя или преподавателя к учащимся и учет их личностных и физических качеств. Солоненко А. В. комментирует его следующим образом: «Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме».
  3. Дозировка заданий. Задания должны даваться в том количестве, в котором занимающиеся смогут их выполнить. «Главное при выполнении упражнений — не допускать перегрузки учащихся» — говорит Солоненко А. В.
  4. Занятия на свежем воздухе. Солоненко А. В., комментируя данный пункт, заявляет, что, как известно, дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма, производимое во время уроков на свежем воздухе, которые могут включать бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол и иные игры с мячом [6].

В заключение статьи необходимо отметить что в быстро изменяющемся мире использование инновационных подходов необходимо во всех сферах жизни, особенно в сфере спорта и физической культуры, имеющей огромное влияние на общество в целом. В условиях снижения интереса молодежи к физической активности важно уже сегодня вводить новые, инновационные методы в занятие спортом и физической культурой. Среди инноваций позволяющих популяризировать спорт среди молодежи можно отметить информационные технологии, позволяющие простым людям стать ближе к спорту. Интерес к занятию физической культурой будет расти вместе с всеобщим интересом к спорту. Также необходимо внедрять новые методы подхода к занятиям физической культурой в учебных заведениях: школах, колледжах, университетах. Это методы позволяющие создать благоприятную обстановку как с точки зрения физической нагрузки, так и с точки зрения общей атмосферы на занятии. Внедрение таких методов способно повысить качество тренировочного процесса, тем самым молодежь будет заинтересована в подвижном образе жизни.

Литература:

  1. Степанов, И. Э. Инновации в сфере физической культуры и спорта / И. Э. Степанов, С. С. Межман. — Текст: непосредственный // Научный лидер. — 2021. — № 41. — С. 162–165. Шилько, А. И.
  2. Шилько, А. И. Инновационные технологии в жизни студентов и школьников, а также профессиональных спортсменов / А. И. Шилько. — Текст: непосредственный // Наука-2020. — 2021. — № 6. — С. 126–130.
  3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 24.07.2024) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/.
  4. Борзенкова, Д. А. Инновации в физической культуре и спорте / Д. А. Борзенкова. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-fizicheskoy-kulture-i-sporte (дата обращения: 19.11.2024).
  5. Яценко, А. О. Инновационные технологии в сфере физической культуры и спорта / А. О. Яценко. — Текст: электронный // Международный научно исследовательский журнал Аллея Науки: [сайт]. — URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/6December2023/Innovatsionnie-tehnologii-v-sfere-fizicheskoi-kul-turi-i-sporta.pdf (дата обращения: 19.11.2024).
  6. Солоненко, А. В. Инновационные технологии на уроках физической культуры / А. В. Солоненко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/ (дата обращения: 19.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая активность, спорт, физическое воспитание, занятие, инновация, сфера спорта, физическая подготовка, инновационная деятельность, общественная жизнь.


Похожие статьи

Задать вопрос