Основные подходы к организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей обучающихся в 1960–1980-е гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Лосева, Д. С. Основные подходы к организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей обучающихся в 1960–1980-е гг. / Д. С. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — URL: https://moluch.ru/archive/546/119480/ (дата обращения: 24.11.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются основные идеи, которые легли в основу организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей обучающихся 1960–1980-х гг. Подчеркивается, что сотрудничество педагогов и родителей является важным фактором и необходимым условием для обеспечения полноценного развития и воспитания детей. Обозначаются основные подходы, которые использовались в дошкольной педагогике того времени: просветительский, практический, индивидуальный, партнёрский и деятельностный. Рассматриваются ключевые аспекты этих подходов в контексте современных тенденций в образовании.

Ключевые слова: организация взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей; советская система образования.

The article discusses the main ideas that formed the basis for organizing interaction between preschool teachers and students' parents in the 1960s-1980s. It is emphasized that cooperation between teachers and parents is an important factor and a necessary condition for ensuring the full development and upbringing of children. The main approaches used in preschool pedagogy of that time are outlined: educational, practical, individual, partner and activity-based. Key aspects of these approaches are considered in the context of modern trends in education.

Keywords: organization of interaction between preschool educators and parents; Soviet education system.

Современная система дошкольного образования Российской Федерации ставит перед собой основную задачу в создании условий, повышающих компетентность родителей детей дошкольного возраста. Одной из основных задач, стоящих перед системой дошкольного образования РФ является создание условий, помогающих развитию педагогических компетенций родителей обучающихся. Эффективным методом решения поставленной задачи является методическая работа с родителями дошкольников. В грамотной педагогической помощи родители дошкольников нуждались и в период 1960–1980 годов [5].

В 1960 -1980 гг. одной из ведущих задач дошкольных учреждений являлось идеологическое воздействие на стиль воспитания родителями своих детей, что позволяло воспитывать полноценного гражданина СССР [1].

В указанный период основными принципами работы с родителями были признаны идеи о ведущей роли обучения и воспитания в развитии детей, а также о единстве усвоения знаний и способов обучения. Также были выделены основные подходы к организации взаимодействия между педагогами и родителями дошкольников [6].

Просветительский подход был направлен на повышение педагогической культуры родителей. Родители сами или с воспитателем встречались для обсуждения тем воспитания, смотрели диафильмы. В 1959–1970 гг. был особенный рост интереса родителей к педагогическим и психологическим особенностям детей, поэтому были популярны просветительские «Школы матери», в которых проводились различные учебные лекции и консультации, а после проводились тематические мероприятия. На занятиях просветительских объединений «Школы для родителей», изучали темы коммунистического воспитания в семье, здоровья дошкольников, музыки в жизни ребенка, трудового воспитания, корректирования недостатков речи, культуры поведения детей и с детьми, игры и подготовка к школе. Были также открыты факультеты для родителей в Университете педагогической культуры. Проводились выставки, доклады, консультации, открытые лекции, семинары-практикумы, показ кинофильмов [2].

Практический подход предполагал организацию совместных мероприятий с участием детей и родителей. Большое количество отзывов о пользе получали открытые дни в дошкольных учреждениях. Государственной программой предусматривались различные родительские собрания, направленные на развитие познавательных интересов дошкольников. Во многих случаях сад выстраивал тесные отношения с родителями. Их привлекали к воскресникам — бесплатным работам в садах [4].

Индивидуальный подход учитывал особенности каждой семьи и помогал родителям решать конкретные проблемы в воспитании. Педагоги проводили индивидуальные консультации и беседы, чтобы помочь родителям найти наиболее эффективные методы воспитания для их ребёнка. Работа воспитателя происходила даже с теми семьями, которые не посещали детский сад [4].

Партнёрский подход основывался на идее равноправного сотрудничества между педагогами и родителями. Родители становились активными участниками образовательного процесса и могли влиять на принятие решений, касающихся воспитания и развития детей. Здесь можно рассмотреть родительские комитеты, которые обсуждали сложные вопросы наказаний, проводили консультации и пропаганду, распространения педагогических знаний. С родителями обсуждалось обустройства сада и оборудования участка, озеленения на территории, содержания воспитательной работы и даже, в случае наличия у них опыта и возможностей для решения таких сложных вопросов — газификацию, изготовление игрушек для сада, организацию массовых учебных и спортивных мероприятий. Родительские комитеты организовывали массовые конференции с кинофильмами, концертами подопечных и выставками [3].

Деятельностный подход включал в себя совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Это могло быть участие в проектах, исследовательской работе или творческих мастерских. Чаще всего это была организация концертов подопечных в качестве дополнительного мотивационного подкрепления. Деятельностный подход способствовал укреплению связей между семьёй и детским садом [3].

Подходы к организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста были введены в педагогический процесс, что предусматривало рассматривать его как метод обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Это обязывало воспитателя организовывать взаимодействие и включать родителей в образовательный процесс.

В настоящее время эти подходы адаптированы к новым условиям и потребностям семей. Современные технологии открывают новые возможности для коммуникации. Просветительский подход в современном образовательном процессе реализуется через онлайн-лекции, семинары и консультации на различных платформах.

Практический подход реализуется через организацию совместных мероприятий в онлайн-формате, таких как виртуальные праздники, конкурсы, выставки и спортивные соревнования. Индивидуальный подход основывается на индивидуальных консультациях и беседах в режиме онлайн. Партнёрский подход на современном этапе реализуется через вовлечение родителей в принятие решений, касающихся воспитания и развития детей, через различные формы обратной связи и сотрудничества. Деятельностный подход — через совместную деятельность детей, родителей и педагогов в рамках проектов, исследовательской работы или творческих мастерских в интернете.

Таким образом, основные подходы к организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей, разработанные в 1960–1980-х годах, остаются актуальными и в современном образовательном процессе. Каждый ребёнок и каждая семья уникальны, поэтому необходимо выбирать те подходы, которые наиболее соответствуют их потребностям и возможностям. Только так можно создать эффективную систему взаимодействия педагогов и родителей, которая будет способствовать полноценному развитию и воспитанию детей.

Литература:

  1. Гуменюк А. А. Реформирование сети детских дошкольных учреждений в СССР во второй половине 1950-х — середине 1980-х гг. // Вестник Волги. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. № 3. С. 56–65.
  2. Дудова Т. М. Воспитание педагогической культуры родителей как ведущее направление взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи / Т. М. Дудова / / Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 24–25.
  3. Земскова А. И. Внедрение в работу дошкольного учебного заведения новой формы сотрудничества — родительский клуб / А. И. Земскова // Дошкольное воспитание. 1969. № 10. С. 17–20.
  4. Дошкольное воспитание.1962. № 7. С. 17–22.
  5. Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. — М: Просвещение, 1985. 174 с.
  6. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: Аркти, 2005.


Задать вопрос