Правовые аспекты реформирования земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.11.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Ажаж, О. А. Правовые аспекты реформирования земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века / О. А. Ажаж. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119428/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует правовые аспекты реформирования земельных отношений в России в 90-х годах ХХ века.

Ключевые слова: земельное право, земельно-правовой статус, земельная реформа, российское дореволюционное законодательство, аграрный сектор экономики.

Большинство источников указывают, что земельное право долго шло к своему пути и развивало концепцию правового регулирования. Однако следую отметить, что, изучая данную тематику, нельзя не согласиться, что законодатель никогда не оставлял сферу земельный правоотношений без внимания.

В политике и экономике вопрос земельных отношений является самым востребованным, ведь земля в понимании аграрного сектора — это предмет труда, который является центром сельского хозяйства.

Россия имеет в своем потенциале огромные земельные ресурсы. Наша страна обладает 9,5 % мировой пашни, это говорит о том, что имеются колоссальные возможности для самообеспечения продовольствием. Но, несмотря на это, в России не производится достаточного количества продуктов питания, чтобы удовлетворить нужды населения, в свою очередь, уровень жизни населения, а также продовольственная безопасность государства напрямую зависят от результативного использования сельскохозяйственных угодий.

Еще при действующем Земельном кодексе РСФСР, который был принят 25 января 1991 г. было разделение на множество форм земли: колхозно-кооперативная, частная, коллективно-долевая форма собственности.

При этом обширно отметить можно и факт, что Закон состоял из 15 разделов, которые включали в себя 127 статей, регулирующие права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (раздел I), земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности (раздел III—V). Отдельные разделы были посвящены охране земель (раздел IX), государственному земельному кадастру (раздел XI), ответственности за нарушение земельного законодательства (раздел XIV) и международным договорам (раздел XV).

Основой земельно-правового строя является право собственности на землю, трансформация этого правового института ведет к качественным изменениям как экономических, так и правовых отношений, а существующая концепция земельной собственности становится критерием для обозначения этапов развития земельных отношений в стране.

Имеет место быть статья М. Н. Семякина «Фомирование идей и законодательства о вещном праве в Дореволюционной России», согласно которой автор отмечает: «сложившаяся в дореволюционной России система вещных прав по ряду моментов вполне отвечала соответствующим передовым для того времени европейским представлениям о вещном праве, обладая при этом своей российской самобытностью и особенностями», а так же данный автор отмечает, что вещное право мыслилось как право, основанное на непосредственном господстве лица в отношении вещи (объекта недвижимости) и носящее публичный характер.

Сегодня в числе тенденции развития земельного права можно выделить:

– возврат к частной собственности на землю;

– понимание необходимости не только использовать землю как экономический ресурс, но и осуществлять её охрану и сбережение.

К сожалению, второй пункт не всегда выдерживается, ведь нередко коммерческая составляющая оказывается преобладающей над принципом охраны земли как всенародного достояния. Это позволяет поставить вопрос о необходимости усиления ответственности за нарушение земельного и природоохранного законодательства. Необходимо создавать такие правовые условия, которые сделают экономически выгодным бережное обращение с землёй и соблюдение необходимых экологических требований. Вся история развития отечественного земельного права за последние сто лет — это история формирования не только земельного законодательства как отрасли законодательства, но и становления земельного права как комплексной отрасли права, которая к настоящему моменту уже заняла достаточно прочное место в правовой системе современной России.

Время не стоит на месте, постоянно реализовываются новые государственные программы для поддержания сельскохозяйственных товаропроизводителей, но проблемы существуют и на сегодняшний день, поэтому на настоящий момент необходимо проработать вопросы совершенствования земельных отношений в аграрном секторе экономики, упорядочения механизма проведения землеустроительных работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также выработки четкой политики государства в отношении сельскохозяйственной земли.

Основными проблемами в проведении земельной реформы на селе стали:

– Недостаточное государственное регулирование земельных отношений.

– Недостаточная работа органов местного самоуправления по оформлению невостребованных долей как следствие земельной реформы:

1) Отток населения из сельской местности;

2) Ликвидировано сотни тысяч сельскохозяйственных организаций;

3) Неразвита, социальная инфраструктура на селе

– Отсутствие информации о количественном и качественном состоянии земельных ресурсов.

– Заброшенные невостребованные земельные доли.

Ситуация с землями сельскохозяйственного назначения показала, что необходимо создать отдельное ведомство, наделенное полномочиями по изучению, направлению и воплощению вопросов рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

В целях решения проблем, возникших при проведении земельной реформы, считаем целесообразным:

– упростить процедуру выдела земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных долей для органов местного самоуправления, минуя процедуру согласования границ земельных участков ввиду того, что накопилось очень много невостребованных долей, которые сосредоточены у органов местного самоуправления, но процесс выделения земельных участков на общих основаниях является очень затратным как по времени, так и в финансовом плане. Кто имел намерение выделить свои земельные участки, тот это сделал, но остается актуальной проблема отыскать на карте и на местности свободные для выдела на местности земельные участки;

– создать специализированное ведомство, наделенное полномочиями исследованию земельного ресурса, в том числе по оценке состояния земли;

– наполнить базу Единого государственного реестра недвижимости актуальными данными о картографической основе каждого земельного участка, чтобы государство обладало полноценной информацией о качестве и количестве земли, но всего этого претворить в жизнь невозможно без полной инвентаризации земли, что и необходимо провести в первоочередном порядке.

В случае сельскохозяйственных земель наиболее важным элементом является включение неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство, защита прав владельцев сельскохозяйственных земель, в том числе землевладельцев, расширение прав собственности на землю в определенных областях сельскохозяйственной деятельности (животноводство, промышленное садоводство и виноградники и т. д.) защита сельскохозяйственных земель, в том числе особо ценных земель, в целях повышения плодородия почвы.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, на наш взгляд будет целесообразным:

1) органам государственной власти Российской Федерации активизировать работу по разработке и принятию нормативных актов, тематики Российской Федерации, которые будут направлены на реализацию норм федеральной территории в части регулирования вопросов общей юрисдикции Российской Федерации;

2) министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

– разработать комплекс мер по повышению эффективности механизма владения или аренды земли для граждан и юридических лиц на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе животноводство, на аукционах, либо в форме торгов, либо без торгов;

– разработать Нормативный акт, устанавливающий критерии отнесения земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, включая сельскохозяйственные угодья, используемые государственными селекционными культурами, племенными репродукторами и организациями, занимающимися сохранением сортов генофонда;

– рассмотреть возможность законодательного решения вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на приобретение земельных долей без огромных земельных участков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций участников программ государственной помощи в области развития сельского хозяйства, заинтересованных в Российской Федерации, среди таких лиц.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным референдумом 01.07.2020 г.] // Российская газета. — 2020 г.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. 14.02.2024) // СПС Консультант плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/2893ea8adc6bb6c0e22c48e6dd1115ea335e29f8/
  3. Братусь Д. А. Функции частной собственности в условиях глобализации: социально-экономический аспект // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (22–23 апреля 2004 года). Екатеринбург, 2005.
  4. Звонарев, А. В. Развитие земельного законодательства в первые годы советской власти / А. В. Звонарев, Д. А. Пашенцев // Российское государство ведение. — 2018. — № 1. — С. 30–36.
  5. Семякин М. Н. Формирование идей и законодательства о вещном праве в дореволюционной России // Ex jure. 2022. № 1. С. 86–97.
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, земля, Российская Федерация, земельная реформа, местное самоуправление, Россия, сельское хозяйство, аграрный сектор экономики, дореволюционная Россия, земельное законодательство.


Ключевые слова

земельное право, земельная реформа, аграрный сектор экономики, земельно-правовой статус, российское дореволюционное законодательство

Похожие статьи

Задать вопрос