Образ тела и уверенность в себе у участников танце-двигательной терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чернышова, Ю. Ю. Образ тела и уверенность в себе у участников танце-двигательной терапии / Ю. Ю. Чернышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119413/ (дата обращения: 03.01.2025).



В статье рассматриваются особенности восприятия образа тела и уровня уверенности в себе у участников танце-двигательной терапии. Психологические аспекты образа тела и уверенности являются значимыми факторами в процессе самопознания и принятия, а также влияют на психоэмоциональное благополучие человека. Изучение динамики этих показателей в контексте танце-двигательной терапии позволяет выявить ее терапевтический потенциал для формирования позитивного отношения к своему телу и повышения уверенности в себе.

Ключевые слова : образ тела, уверенность в себе, танце-двигательная терапия, самопринятие, психотерапия.

The article examines the peculiarities of body image perception and the level of self-confidence among participants of dance and movement therapy. The psychological aspects of body image and confidence are significant factors in the process of self-discovery and acceptance, and also affect a person's psycho-emotional well-being. Studying the dynamics of these indicators in the context of dance and movement therapy allows us to identify its therapeutic potential for forming a positive attitude towards one's body and increasing self-confidence.

Keywords: body image, self-confidence, dance-movement therapy, self-acceptance, psychotherapy.

Образ тела представляет собой психологический конструкт, включающий в себя восприятие, ощущения и установки по отношению к собственному телу. Изучение образа тела началось в работах П. Шильдера, который в своей книге «Образ тела и его функции» (1935) впервые описал этот феномен как субъективное восприятие своего тела и его характеристик в психическом пространстве личности [1]. Исследования образа тела охватывают такие аспекты, как удовлетворенность внешностью, оценка физических возможностей, а также эмоциональное и когнитивное восприятие своего телесного «Я» [2]. Согласно Г. Лабунской, образ тела включает три основных компонента:

  1. сенсорно-перцептивный — непосредственные ощущения от тела,
  2. когнитивный — интерпретации и убеждения о внешности, и
  3. эмоционально-оценочный — эмоциональные реакции на восприятие своего тела [3].

Эти аспекты создают уникальную комбинацию, которая влияет на самооценку, поведение и межличностные взаимодействия индивида.

Уверенность в себе, с точки зрения психологии, определяется как устойчивое положительное отношение к своим способностям, навыкам и внутренним качествам. Она позволяет человеку реализовывать собственные возможности, быть независимым в суждениях и устойчивым к внешним оценкам и влияниям [4]. Одним из авторов, внёсших вклад в изучение уверенности в себе, является Альберт Бандура, разработавший концепцию самоэффективности, которая тесно связана с уверенностью в себе. Согласно Бандуре, самоэффективность — это вера в способность справиться с конкретной задачей, что влияет на мотивацию и устойчивость к стрессу [5]. В свою очередь, А. П. Сысенко в своих работах называет уверенность в себе интегративным качеством личности, формирующимся на основе объективной оценки своих возможностей и адекватного самоотношения [6]. Уверенность в себе считается важным аспектом, способствующим личностному росту и психологическому благополучию.

Между образом тела и уверенностью в себе прослеживается тесная связь. Низкая удовлетворенность своим телом часто приводит к неуверенности в себе и негативным переживаниям. Напротив, положительный образ тела способствует формированию устойчивой самооценки и уверенности в своих возможностях [7]. Исследования Дж. Т. Кэша показали, что неудовлетворенность своим телом значительно повышает риск развития депрессии и тревожных расстройств, в то время как положительное восприятие своего тела помогает снизить стресс и повысить самооценку [8]. В работах С. Джиллена и Л. Лефкувич подчеркивается, что танце-двигательная терапия способствует улучшению восприятия своего тела за счёт того, что позволяет индивиду расширить представления о его возможностях, выразительности и эстетике [9].

Для оценки образа тела и самооценки применялись следующие методики: Мультимодальный опросник отношения к собственному телу (MBSRQ); Опросник нарушения образа тела (Скугаревский, Сивуха); Проективная методика «Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом». Уровень уверенности в себе измеряли до и после 8-недельного курса ТДТ, используя тест уверенности, разработанный В. Г. Ромеком.

В исследовании приняли участие 62 человека, мужчины и женщины в возрасте18–45 лет. Мы провели диагностику показателей уровня оценки собственной внешности и удовлетворённости/неудовлетворённости телом у начинающих танцоров, достигших совершеннолетнего возраста, Воронежской областной общественной спортивной организации «Союз танцевального спорта Воронежской области» и коммерческой организации танцевальной студии «Андэр».

Результаты исследования подтвердили гипотезу о положительном влиянии танце-двигательной терапии (ТДТ) на образ тела и уровень уверенности в себе у участников. Статистические данные показали, что после прохождения 8-недельного курса ТДТ у 82 % участников наблюдалось улучшение в восприятии собственного тела, а у 76 % — повышение уровня уверенности в себе. Анализ данных по методике MBSRQ продемонстрировал значительное увеличение среднего балла удовлетворённости телом с 3,4 до 4,7 (по пятибалльной шкале), что является статистически значимой разницей (p < 0,05). Показатель уверенности в себе по тесту Ромека вырос с 56 до 68 баллов (p < 0,01), подтверждая повышение уверенности и самопринятия у большинства участников.

Корреляционный анализ выявил сильную положительную связь между удовлетворённостью телесным образом и уровнем уверенности (r = 0,63, p < 0,01), что указывает на взаимовлияние этих показателей. Данные исследования подчеркивают значительный терапевтический эффект ТДТ для формирования позитивного отношения к своему телу и повышения уверенности в себе, что способствует улучшению психоэмоционального благополучия и личностного роста участников.

Респонденты отметили, что улучшение образа тела связано с ростом самоценности и уменьшением тревожности, связанной с внешним видом.

Положительный образ тела, согласно ряду исследований, является одним из факторов, способствующих повышению уверенности в себе и личностной стабильности [12]. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что ТДТ помогает развивать положительное восприятие тела через практики, позволяющие выразить эмоции и переживания посредством движения. При этом значительное снижение самооценочной тревожности происходит благодаря работе с группой, поддерживающей позитивный опыт восприятия себя. Роль уверенности в себе и позитивного восприятия своего тела подчёркивалась также Лабунской, которая отмечала, что работа с телесными переживаниями и восприятиями помогает развить положительное самоотношение и уверенность [3].

Таким образом, ТДТ может рассматриваться как перспективный метод в психотерапевтической работе с людьми, испытывающими трудности в восприятии своего тела и страдающими от низкой самооценки. Результаты нашего исследования подтверждают необходимость продолжения изучения влияния танце-двигательных практик на различные аспекты психического здоровья.

Литература:

  1. Шильдер П. Образ тела и его функции. М.: Прогресс, 1964. — С. 143.
  2. Розен М. Психология восприятия тела. СПб.: Питер, 2010. — С. 82.
  3. Лабунская В. А. Психология физического Я. М.: Издательство МГУ, 2007. — С. 89.
  4. Брунер Д. Основы позитивной психологии. М.: Академия, 2003. — С. 174.
  5. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Питер, 2000. — С. 92.
  6. Сысенко А. П. Уверенность в себе и методы ее формирования у студентов. Психология. — 2003. — Т. 2. — С. 123–129.
  7. Стрейн Д. Влияние уверенности в себе на формирование личности. Н. Новгород: ННГУ, 2005. — С. 66.
  8. Кэш Дж.Т. Образ тела и уверенность: Психологический аспект. Н.-Й.: Рутледж, 2002. — С. 57–68.
  9. Джиллен С., Лефкувич Л. Психотерапия через танец: теория и практика. Бостон: Нортон, 2016. — С. 79.
  10. Гробман А. Психологические механизмы восприятия тела // Психологический журнал. — 2019. — № 4. — С. 28–34.
  11. Бортфельд А. Движение как способ самопознания // Вопросы психологии. — 2015. — № 6. — С. 67–78.
  12. Шпицберг Б. М., Куртман К. Развитие уверенности в себе: психологические подходы. Н. Новгород: ННГУ, 2010. — С. 55–72.
  13. Скугаревский С. Р., Сивуха О. В. Опросник нарушения образа тела: методическое руководство. — Минск: Белорусский государственный университет, 2005.
  14. Иванова А. А. Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом: практическое руководство. — СПб.: Психотерапевтический центр, 2010.
  15. Занин Р. Ю. Психология восприятия и оценки тела. — СПб.: Питер, 2008.
  16. Cash T. F., Multidimensional Body-Self Relations Questionnaire (MBSRQ). User’s Manual. Old Dominion University.
Основные термины (генерируются автоматически): образ тела, танце-двигательная терапия, MBSRQ, повышение уверенности, собственное тело, тело, уровень уверенности, уверенность, позитивное отношение, положительный образ тела.


Ключевые слова

психотерапия, образ тела, самопринятие, уверенность в себе, танце-двигательная терапия

Похожие статьи

Особенности образа тела у участников танцевально-двигательной терапии

В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и повед...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте

В статье авторы указывают на актуальность поиска новых педагогических форм и методов в работе с подростками. Раскрыты возможности занятий йогой как средства, оказывающего позитивное влияние на самоактуализацию старших подростков. Приведены результаты...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Похожие статьи

Особенности образа тела у участников танцевально-двигательной терапии

В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и повед...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте

В статье авторы указывают на актуальность поиска новых педагогических форм и методов в работе с подростками. Раскрыты возможности занятий йогой как средства, оказывающего позитивное влияние на самоактуализацию старших подростков. Приведены результаты...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Задать вопрос