Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы) / Е. И. Миронова, Н. Р. Якубова, О. В. Ковшова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118881/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Ключевые слова: семья, взаимодействие, формы, инновационные, информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

В современном дошкольном образовании особую актуальность приобретают инновационные (нетрадиционные) формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, что соответствует федеральной образовательной программе

культуры. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:

– Продумывание содержания и форм работы с родителями. Про ведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.

– Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними про водить, сформировать у них положительный образ ребенка.

– Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

– Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

К инновационным формам и методам взаимодействия с родителями относятся:

Информационно-аналитические формы .

Они предназначены на выявление интересов, запросов родителей, налаживание эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия», «телефон доверия».

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий проводится анкетирование «Социальный портрет семьи» .

«Родительская почта» организуется с целью выяснения проблемных вопросов. Это сделанный почтовый ящик с надписью «Спрашивайте — отвечаем», куда родители помещают записки. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту.

«Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они направлены на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, на процесс формирования у них практических навыков воспитания. Активные формы и методы работы с родителями: — посещение семей воспитанников на дому; — общие и групповые родительские собрания; — консультации; — занятия с участием родителей — «Дни открытых дверей»; — тренинги; — семинар-практикумы; — родительские гостиные, круглый стол. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

«Читательская (педагогическая ) конференция»: проводится предварительная работа перед собранием, где родителям дается какое — либо задание по определенной теме.

«Аукцион »: собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки).

«Семинар — практикум»: на собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, можно использовать элементы тренинга.

«Душевный разговор» : собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. «Мастер — класс»: родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

«Ток-шоу»: собрание такой формы предполагает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей:

«Мозговой штурм» метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» — этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. «Ассоциации» — на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. «Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. «Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).

«Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.

«Слово-эстафета »: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч), должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос(ла) хороший сын (дочь), я должен…» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители. «Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают. Одной из познавательной формой взаимодействия с родителями является «Семейный клуб». При подготовке к заседаниям клуба педагоги обязательно должны ориентироваться на запросы родителей.

Заседания «Семейного клуба» проводятся в форме деловой игры, круглого стола, тренинга, игр с педагогическим содержанием. Еще одна эффективная форма работы с родителями — это тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевого воспитания детей.

Литература:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Дорофеевой Э. М. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  2. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. — С-П.: Детство-Пресс, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, лист бумаги, метод взаимодействия, проблема, детский сад, запрос родителей, круглый стол, познавательная форма взаимодействия, современное дошкольное образование, список прилагательных.


Ключевые слова

взаимодействие, формы, семья, инновационные, информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные

Похожие статьи

Задать вопрос