Теоретические проблемные вопросы административной ответственности за неуплату налогов и сборов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Исаханов, А. Р. Теоретические проблемные вопросы административной ответственности за неуплату налогов и сборов в Российской Федерации / А. Р. Исаханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118854/ (дата обращения: 07.11.2024).



В данной статье рассматриваются теоретические проблемные вопросы административной ответственности за неуплату налогов и сборов в Российской Федерации (в частности, о правовом дуализме понятия налоговой ответственности), анализируются нормы налогового и административного законодательства.

Ключевые слова: налог, правонарушение, налоговая ответственность, административная ответственность, дуализм налоговой ответственности.

This article examines the theoretical problematic issues of administrative liability for non-payment of taxes and fees in the Russian Federation (in particular, the legal dualism of the concept of tax liability), analyzes the norms of tax and administrative legislation.

Keywords: tax, offense, tax liability, administrative liability, dualism of tax liability.

Динамично развивающееся общество и экономическая сфера, в частности, требуют постоянного критического анализа налогового законодательства Российской Федерации, административного и уголовного законодательства, затрагивающих вопросы уплаты налогов и сборов. Главной целью такого анализа является выявление проблем и поиск их скорейшего решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации [1] каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации [2] (далее — НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов российское законодательство предусматривает ответственность (п. 5 ст. 23 НК РФ) вид которой зависит, например, от суммы неуплаченного налога или субъекта правонарушения. Так, неплательщики налогов могут привлекаться к налоговой (т. е. финансовой) ответственности на основании НК РФ, к административной — на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] (далее — КоАП РФ), к уголовной — на основании Уголовного кодекса Российской Федерации [4], [5, с. 1552–1553].

Интересен тот факт, что в науке уже не одно десятилетие ведутся споры о самостоятельности налоговой ответственности. Существует два противоположных мнения: одни ученые выступают за то, чтобы считать налоговую ответственность самостоятельным видом ответственности, другие же утверждают, что она является частью административной ответственности [6, с. 70]. Данную дискуссию о, так называемом, дуализме налоговой ответственности породило то, что в НК РФ и КоАП РФ присутствуют схожие составы правонарушений (например, ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ).

На тему идентичности данных составов правонарушений рассуждали Власюк Е. И. и Жадобина Н. Н., которые в результате анализа представленных статей не выявили существенных различий между ними и указали на необходимость их объединения в одном законодательном акте — полагаем, в КоАП РФ, так как данные авторы высказывали мнение о несамостоятельности налоговой ответственности [7, с. 9, 12].

Мы же находим некоторые отличия. Если сравнивать п. 2 ст. 116 НК РФ и ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ, то следует заметить, что, во-первых, описываются два разных правонарушения (если по административному законодательству к ответственности привлекаются одновременно за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет и за ведение деятельности без постановки на учет, то по налоговому — только за последнее); во-вторых, данные составы отличаются по субъекту ответственности (организации и индивидуальные предприниматели в НК РФ, должностные лица в КоАП РФ); наконец, в-третьих, санкции указанных статей также отличаются.

Шилехин К. Е. высказывал мнение о том, что объектом административных и налоговых правонарушений являются общественные отношения в области государственного управления. Аргументация данной позиции заключалась в том, что в обоих случаях государство недополучает причитающиеся ему средства, происходит некоторый сбой в налаженных финансовых механизмах, от чего ему и причиняется вред, способствующий возникновению иных негативных последствий. Также у автора не было сомнений в том, что и в НК РФ, и в КоАП РФ имеют место быть составы правонарушений в сфере налогов и сборов, однако при этом полагал, что субъект посягательства может быть привлечен только либо к административной, либо к уголовной ответственности, различие между которыми проводится по степени общественной опасности [8, с. 48].

Мы же являемся сторонниками противоположного мнения, и считаем, что налоговая ответственность самостоятельна. Согласны с Крохиной Ю. А., которая справедливо указывала на то, что НК РФ содержит собственные процессуальные нормы, позволяющие привлечь нарушителя к ответственности, и, следовательно, налоговая ответственность не находится в зависимости от КоАП РФ [9, с. 244]. Кроме того, в НК РФ содержится дефиниция налогового правонарушения, что также делает точку зрения об автономности налоговой ответственности состоятельной.

Говоря об административной ответственности за совершение правонарушений в области уплаты налогов и сборов, также существует определенная процедура, установленная п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которой к данному виду ответственности за неуплату налогов налогоплательщики привлекаются на основании составленного уполномоченным лицом протокола. Исходя из анализа статей главы 15 КоАП РФ, следует вывод, что к административной ответственности по составам правонарушений в области налогов и сборов привлекаются только должностные и юридические лица. Упоминания граждан в санкциях вышеуказанных статей не встречается [5, с. 1554].

Резюмируя вышесказанное, автор данной работы не поддерживает мнение некоторых исследователей и приходит к выводу о том, что в российском законодательстве отсутствует необходимость перенесения составов налоговых правонарушений из налогового законодательства в административное. Поднимаемый в данной научной статье вопрос разграничения налоговых и административных норм является чрезвычайно важным и актуальным, поскольку связан с правильностью трактовки законодательной воли (так называемым, уяснением правовых норм) и стремлением к единообразному применению законодательства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998
  3. № 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824; 12.08.2024, № 33 (ч. 1), ст. 4955.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2021, № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 01.01.2024, № 1 (ч. 1), ст. 50.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; 12.08.2024, № 33 (ч. 1), ст. 4916.
  6. Лещина А. С. Административная ответственность за неуплату налогов гражданами Российской Федерации // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». — 2022. — № 3. — С. 1550–1557.
  7. Подройкина И. А., Линкин В. Н. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства // Вестник Российской таможенной академии. — 2020. — № 4. — С. 70–75.
  8. Власюк Е. И., Жадобина Н. Н. Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов // Вестник СурГУ. — 2016. — № 1(11). — С. 9–14.
  9. Шилехин К. Е. Признаки административных правонарушений в области налогов и сборов // Административное и муниципальное право. — 2020. — № 1. — С. 46–54.
  10. Налоговое право России: учебник для вузов / Ю. А. Крохина, Н. С. Бондарь, В. В. Гриценко, И. И. Кучеров; отв. ред. Ю. А. Крохина. 5-е изд., испр. М.: Норма: НИЦ ИНФА-М, 2014. 703 с.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговая ответственность, Российская Федерация, административная ответственность, административное законодательство, налоговое законодательство, неуплата налогов, российское законодательство, состав правонарушений, уплата налогов.


Ключевые слова

административная ответственность, налоговая ответственность, налог, правонарушение, дуализм налоговой ответственности

Похожие статьи

Задать вопрос