В статье рассматриваются изменения в преподавании истории, уделено особое внимание изучению архитектуры в школьном курсе истории России с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Автор анализирует использование цифровых приложений и ресурсов для развития творческих способностей и критического мышления. Особое внимание уделяется мультимедийным инструментам и сборным моделям, которые активизируют учебный процесс и повышают интерес к изучению истории.
Ключевые слова : ИКТ, цифровые ресурсы, история России, мультимедийные инструменты.
Сейчас история — это один из предметов, который за последние годы претерпел заметные изменения. Изменения произошли не только в сущности понимания предмета, но и в методах преподавания. Авторы учебников и рабочих программ вносят определенный вклад, предлагая различные подходы к изучению тем по архитектуре в школьном курсе истории России. Информационные технологии здесь играют особую роль, так как могут стать эффективным инструментом в образовательном процессе, а также способны активизировать школьников к процессу обучения, перевести учащихся из пассивных слушателей в активных участников. При изучении архитектуры в школе для того чтобы активизировать внимание обучающихся необходимо применять различные ресурсы, например, видео и аудио-ресурсы, различные 3D-программы, видео игры, готовы сборные модели, плакаты и др. Среди таких программ можно выделить следующие программы и ресурсы: Power Point, 2ГИС, Яндекс. Карты, Google Map, Arzamas Academy, История.РФ, WikiArquitectura, сборные модели «Умная Бумага».
Power Point — это программа, которая позволит учителям создавать различные презентации и слайд-шоу с использованием текста, изображений, анимацией, рисунков, звука, видеоэффектов, графиков и другими мультимедийными компонентами. Все вышеперечисленное делает данную программу «хорошим инструментом для создания увлекательных, интерактивных презентаций, которые помогут вдохновить учеников и эффективно донести информацию». Power Point обладает рядом преимуществ: во-первых, программа позволит создать презентации с красочными иллюстрациями архитектурных зданий, памятников и величайшими архитекторами; во-вторых, программа дает возможность добавить интерактивные элементы, анимации и гиперссылки на дополнительную информацию; в-третьих, в презентации можно добавлять игровые элементы, например, создавать игры и викторины; в-четвертых, в презентациях можно сравнивать различные архитектурные стили и эпохи, подчеркивая изменения в разные периоды времени.
2ГИС, Яндекс. Карты, Google Map — это приложения для навигации и картографии, которые можно применять для обогащения исторических знаний. Данные приложения обладают рядом преимуществ, которые имеют возможность: исследовать архитектурные объекты не только в своем регионе, но в различных уголках мира; совершать виртуальные экскурсии и изучать архитектурные места; получить подробную информацию о памятниках, сооружениях с помощью встроенной в приложение информацией; сравнительного анализа архитектурных стилей, течений и эпох; использование карт для разработки индивидуальных и групповых проектов.
В связи с этим 2ГИС, Яндекс.Карты, Google Map — это отличные инструменты, которые способны расширить возможности преподавания истории в школе. Особенностью данных приложений является обширный доступ к разнообразной информации о культурном наследии России. Ребенок, находясь в Новокузнецке сможет путешествовать по всей стране с помощью информационных технологий.
Arzamac Academy — это образовательная онлайн-платформа, которая предлагает широкий спектр учебной информации по истории, архитектуре и искусству. Информация представлена для широкой публики в доступной и интересной форме, такие как, видео, подкасты, интерактивные курсы, тесты, викторины и т. д. Данный ресурс может быть применен при изучении истории в школе по нескольким причинам: во-первых, ресурс позволяет углубиться в разнообразные аспекты архитектуры, начиная от древней истории заканчивая современной; во-вторых, на платформе богатый выбор интересных и полезных видеороликов об истории архитектуры, важнейших архитектурных строениях и архитекторах; в-третьих, ресурс имеет интерактивные учебные материалы с помощью которых ученики могут проверять свои знания; в-четвертых, платформа сможет вдохновить школьников на создание индивидуальных и групповых проектов.
«История.РФ» — это веб-ресурс на котором пользователи могут изучить многовековую историю нашей страны. Портал имеет богатый арсенал различных образовательных материалов: аудио и видео материалы, подкасты, лекции, статьи, викторины, интерактивные задания и т. д. По мнению разработчиков, целью ресурса является: доступность знаний об истории каждому. Данный ресурс обладает рядом преимуществ, например, есть разнообразные статьи и публикации; наглядные материалы; интерактивные туры; специальные проекты, предназначенные для изучения истории архитектуры; тесты и викторины в интерактивном формате; образовательные ресурсы не только для школьников, но и учителей.
WikiArquitectura — это виртуальный ресурс архитектурных шедевров доступный в двух форматах: онлайн и в мобильном приложении. С помощью программы школьники смогут визуализировать материал и изучать исторические эпохи, различные архитектурные стили, здания и др. Для тех, кто хочет глубже углубиться в архитектуру приложение обладает интерактивными функциями для активного обучения школьников.
Данное приложение можно использовать на уроках в школе благодаря ряду преимуществ: доступ к большому количеству архитектурных проектов Европы и России; проекты имеют подробное описание, иллюстрации и фотографии; самостоятельное изучение архитектурных проектов; WikiArquitectura станет дополнительным источником информации для индивидуальных и групповых проектов школьников.
«Умная Бумага» — это бумажные или картонные модели, которые предлагают школьникам возможность изучать и исследовать архитектуру на учебных занятиях. Компания выпустила серию архитектурных моделей «Города в миниатюре», которая предлагает собрать популярные архитектурные сооружения Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, и др. Кроме российских городов, компания представила серию «Музеи мира в миниатюре». Данные модели можно использоваться на уроках в школе так как: модели дают уникальную возможность рассмотреть архитектурные шедевры в объеме с сохранением пропорций, масштаба, деталей и внутреннего убранства; обучающиеся смогут изучать и сравнивать образцы сборных моделей.
Процесс обучения с использованием перечисленных приложений может сделать урок истории более динамичным, увлекательным и эффективным. Информационные технологии обогащают уроки истории благодаря мультимедийным ресурсам, таким как: видео, аудио, подкасты, интерактивные карты, 3D-модели и т. д. Важно, чтобы учителя могли успешно интегрировать информационные технологии в учебный процесс.
Литература:
1. Благодарова, О. Ю. Использование средств ИКТ на уроках // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 85–86.
2. Егоров Ю. Д. Сравнение карт 2ГИС, Яндекс. Карты, Google Map // Актуальные проблемы компьютерной визуализации. — 2018. — № 4. — С. 6–11.