От пассивного слушателя к активному участнику: роль информационных технологий в изучении истории архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Галюкова, Е. Ю. От пассивного слушателя к активному участнику: роль информационных технологий в изучении истории архитектуры / Е. Ю. Галюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118803/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются изменения в преподавании истории, уделено особое внимание изучению архитектуры в школьном курсе истории России с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Автор анализирует использование цифровых приложений и ресурсов для развития творческих способностей и критического мышления. Особое внимание уделяется мультимедийным инструментам и сборным моделям, которые активизируют учебный процесс и повышают интерес к изучению истории.

Ключевые слова : ИКТ, цифровые ресурсы, история России, мультимедийные инструменты.

Сейчас история — это один из предметов, который за последние годы претерпел заметные изменения. Изменения произошли не только в сущности понимания предмета, но и в методах преподавания. Авторы учебников и рабочих программ вносят определенный вклад, предлагая различные подходы к изучению тем по архитектуре в школьном курсе истории России. Информационные технологии здесь играют особую роль, так как могут стать эффективным инструментом в образовательном процессе, а также способны активизировать школьников к процессу обучения, перевести учащихся из пассивных слушателей в активных участников. При изучении архитектуры в школе для того чтобы активизировать внимание обучающихся необходимо применять различные ресурсы, например, видео и аудио-ресурсы, различные 3D-программы, видео игры, готовы сборные модели, плакаты и др. Среди таких программ можно выделить следующие программы и ресурсы: Power Point, 2ГИС, Яндекс. Карты, Google Map, Arzamas Academy, История.РФ, WikiArquitectura, сборные модели «Умная Бумага».

Power Point — это программа, которая позволит учителям создавать различные презентации и слайд-шоу с использованием текста, изображений, анимацией, рисунков, звука, видеоэффектов, графиков и другими мультимедийными компонентами. Все вышеперечисленное делает данную программу «хорошим инструментом для создания увлекательных, интерактивных презентаций, которые помогут вдохновить учеников и эффективно донести информацию». Power Point обладает рядом преимуществ: во-первых, программа позволит создать презентации с красочными иллюстрациями архитектурных зданий, памятников и величайшими архитекторами; во-вторых, программа дает возможность добавить интерактивные элементы, анимации и гиперссылки на дополнительную информацию; в-третьих, в презентации можно добавлять игровые элементы, например, создавать игры и викторины; в-четвертых, в презентациях можно сравнивать различные архитектурные стили и эпохи, подчеркивая изменения в разные периоды времени.

2ГИС, Яндекс. Карты, Google Map — это приложения для навигации и картографии, которые можно применять для обогащения исторических знаний. Данные приложения обладают рядом преимуществ, которые имеют возможность: исследовать архитектурные объекты не только в своем регионе, но в различных уголках мира; совершать виртуальные экскурсии и изучать архитектурные места; получить подробную информацию о памятниках, сооружениях с помощью встроенной в приложение информацией; сравнительного анализа архитектурных стилей, течений и эпох; использование карт для разработки индивидуальных и групповых проектов.

В связи с этим 2ГИС, Яндекс.Карты, Google Map — это отличные инструменты, которые способны расширить возможности преподавания истории в школе. Особенностью данных приложений является обширный доступ к разнообразной информации о культурном наследии России. Ребенок, находясь в Новокузнецке сможет путешествовать по всей стране с помощью информационных технологий.

Arzamac Academy — это образовательная онлайн-платформа, которая предлагает широкий спектр учебной информации по истории, архитектуре и искусству. Информация представлена для широкой публики в доступной и интересной форме, такие как, видео, подкасты, интерактивные курсы, тесты, викторины и т. д. Данный ресурс может быть применен при изучении истории в школе по нескольким причинам: во-первых, ресурс позволяет углубиться в разнообразные аспекты архитектуры, начиная от древней истории заканчивая современной; во-вторых, на платформе богатый выбор интересных и полезных видеороликов об истории архитектуры, важнейших архитектурных строениях и архитекторах; в-третьих, ресурс имеет интерактивные учебные материалы с помощью которых ученики могут проверять свои знания; в-четвертых, платформа сможет вдохновить школьников на создание индивидуальных и групповых проектов.

«История.РФ» — это веб-ресурс на котором пользователи могут изучить многовековую историю нашей страны. Портал имеет богатый арсенал различных образовательных материалов: аудио и видео материалы, подкасты, лекции, статьи, викторины, интерактивные задания и т. д. По мнению разработчиков, целью ресурса является: доступность знаний об истории каждому. Данный ресурс обладает рядом преимуществ, например, есть разнообразные статьи и публикации; наглядные материалы; интерактивные туры; специальные проекты, предназначенные для изучения истории архитектуры; тесты и викторины в интерактивном формате; образовательные ресурсы не только для школьников, но и учителей.

WikiArquitectura — это виртуальный ресурс архитектурных шедевров доступный в двух форматах: онлайн и в мобильном приложении. С помощью программы школьники смогут визуализировать материал и изучать исторические эпохи, различные архитектурные стили, здания и др. Для тех, кто хочет глубже углубиться в архитектуру приложение обладает интерактивными функциями для активного обучения школьников.

Данное приложение можно использовать на уроках в школе благодаря ряду преимуществ: доступ к большому количеству архитектурных проектов Европы и России; проекты имеют подробное описание, иллюстрации и фотографии; самостоятельное изучение архитектурных проектов; WikiArquitectura станет дополнительным источником информации для индивидуальных и групповых проектов школьников.

«Умная Бумага» — это бумажные или картонные модели, которые предлагают школьникам возможность изучать и исследовать архитектуру на учебных занятиях. Компания выпустила серию архитектурных моделей «Города в миниатюре», которая предлагает собрать популярные архитектурные сооружения Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, и др. Кроме российских городов, компания представила серию «Музеи мира в миниатюре». Данные модели можно использоваться на уроках в школе так как: модели дают уникальную возможность рассмотреть архитектурные шедевры в объеме с сохранением пропорций, масштаба, деталей и внутреннего убранства; обучающиеся смогут изучать и сравнивать образцы сборных моделей.

Процесс обучения с использованием перечисленных приложений может сделать урок истории более динамичным, увлекательным и эффективным. Информационные технологии обогащают уроки истории благодаря мультимедийным ресурсам, таким как: видео, аудио, подкасты, интерактивные карты, 3D-модели и т. д. Важно, чтобы учителя могли успешно интегрировать информационные технологии в учебный процесс.

Литература:

1. Благодарова, О. Ю. Использование средств ИКТ на уроках // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 85–86.

2. Егоров Ю. Д. Сравнение карт 2ГИС, Яндекс. Карты, Google Map // Актуальные проблемы компьютерной визуализации. — 2018. — № 4. — С. 6–11.

Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, программа, школьный курс истории России, школьник, школа, учебный процесс, урок истории, процесс обучения, проект, видео, приложение, презентация, особое внимание, модель, материал, изучение истории, изучение архитектуры.


Ключевые слова

ИКТ, история России, цифровые ресурсы, мультимедийные инструменты

Похожие статьи

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Особенности преподавания предмета информатики в школах

В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Похожие статьи

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО

В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...

Особенности преподавания предмета информатики в школах

В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Задать вопрос