К вопросу о возможности и неизбежности правовых нарушений при чрезвычайных ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Конюшанец, К. С. К вопросу о возможности и неизбежности правовых нарушений при чрезвычайных ситуациях / К. С. Конюшанец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118762/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье поднимаются вопросы неизбежности и необходимости введения системы ограничений и свобод граждан РФ и её регионов в период ЧС. Права по таким ограничениям переданы при этом исполнительным органам власти: Правительству РФ и государственным органам власти в регионах и на местах. При введении таких ограничений органами исполнительной власти неизбежны нарушения прав граждан РФ как случайно, так и злонамеренно. Таким образом, правовое обеспечение процесса и ликвидации последствий ЧС требует к себе особого внимания отечественного законодателя и отечественных учёных и специалистов-правоведов.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, неизбежность ограничений прав и свобод граждан, исполнительная власть на федеральном уровне, в регионах и на местах.

Особенности чрезвычайных ситуаций для отечественного правового поля

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в силу их чрезвычайности и разрушительности не могут не нести за собой не только серьезных материальных последствиий в форме аварий и разрушений материальных объектов, но и значительных последствий, которые находятся в правовом поле жизнедеятельности людей — граждан определённого государства, в том числе и граждан Российской Федерации.

Современный мир в целом богат на чрезвычайные ситуации, и Российская Федерации в этом контексте не является исключением. При этом последствия практически любого ЧС приносят с собой неизбежные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие нарушения при ЧС могут иметь в качестве изначальной причины явления и происшествия:

— натурного, природного, естественного характера:

— иметь антропогенное, искусственное происхождение.

К естественным причинам следует относить такие позиции, как разрушение имущества граждан, попавшего в зону ЧС. Государство при этом не имело и не имеет реальных, объективных возможностей для спасения этого имущества. Как пример такого события может быть изучена чрезвычайная ситуация в Оренбургской области, произошедшая в РФ совсем недавно, в апреле 2024 года.

Чрезвычайное законодательство в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Одновременно следует понимать, что само по себе правовое понимание чрезвычайной ситуации и чрезвычайного законодательства, связанного с событием чрезвычайной ситуации, совсем не однозначно, и пребывает скорее не в какой-то отдельной правовой или социальной отрасли, но находится на стыке политики и права. И такая неизбежная двойственность, без сомнения, приводит к различного рода нарушениям и даже злоупотреблениям. Нельзя не понимать, что такая ситуация чревата значительными опасностями злоупотреблений должностных лиц, при которой исполнительная власть оказывается вольной проникнуть на исключительное пространство власти законодательной и судебной. В свою очередь, это состояние в своей динамике может и непременно будет вести:

— к установлению авторитаризма;

— разрушать конституционные основы государства и т. п.

На этом основании следует предположить необходимость выработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшей, динамической оптимизации и совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности, которая будет канализироваться в направлении роста значения и роли правовых средств последующего сопровождения и последующих мероприятий по снижению уровня наступивших тяжёлых результатов событий чрезвычайной ситуации.

В рассмотренном контексте важным следует выделить, что состояние режима чрезвычайной ситуации в Российской Федерации должно регулироваться:

  1. Конституцией (Основным законом) Российской Федерации.
  2. Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — Федеральный закон № 68-ФЗ от 21. декабря.1994 года (далее — «Закон о ЧС»). [1]

Правовая динамика коррекции законодательства о ЧС

Жизненные коллизии и накопленный правовой опыт привели сперва к тому, что 1.04.2020 года, представленный выше Федеральный закон был скорректирован, и поводом для этого стало возникшее к этому времени пандемическое распространение инфекции коронавирусного типа (COVID-19). Коррекция Федерального закона в этой связи оказалась существенной и в качестве базисного положения, для последовавшего включения состояния режима ЧС было установлено «пандемическое распространение выявленного коронавирусного заболевания, которое потенциально представляет существенную опасность для окружающих людей» [1].

Правительству РФ, помимо внесённой в рассмотренный выше закон коррективы, было представлено дополнительное право надзаконного принуждения, на основании которого Правительство РФ могло:

— вводить режим, который был назван и определён состоянием повышенной готовности к ЧС;

— вводить режим чрезвычайной ситуации как во всей стране, так и ее части.

Генерализация ЧС по классификационным признакам

Соответственно вышеизложенному содержанию рассмотренного Федерального закона, чрезвычайная ситуация представляет собой положение сложившееся:

— либо во всей стране;

— или на определенной её ограниченной территории.

Такое положение может складываться в форматах:

  1. Технологической аварий.
  2. Природных явлений, опасных для окружающих.
  3. Различных катастроф,
  4. Проявления возможности и неизбежности распространения инфекционного заболевания, которое несёт в себе значительную опасность для значительной совокупности людей;
  5. Явления природного стихийного или иного бедствия, способного принести человеческому обществу:

— смертельные, безвозвратные человеческие смерти;

— заметное ухудшение человеческому здоровью;

— негативные изменения в окружающей среде;

— серьёзные потери материального характера в совокупности с негативной коррекцией человеческой жизнедеятельности и качества их жизни и труда» [2; 3; 4].

Соответственно, на основании положений рассмотренного выше Федерального закона, формально установлены некоторые, определённые формально состояния (регламенты), в рамках которых должны действовать совокупность учреждений:

— государственной власти и управления:

— специальных военизированных подразделений единой государственной системы по предупреждению и последующей ликвидации таких явлений, как чрезвычайных ситуаций (ЧС):

  1. Режим повседневный, который реализуется при отсутствии видимой опасности появления признаков и состояний, которые характеризуют чрезвычайные ситуации.
  2. Режим повышенной готовности, который отмечаются видимые признаки возможности и неизбежности наступления явлений чрезвычайной ситуации.
  3. Режим непосредственно чрезвычайной ситуации, предполагает собой протекание развитие и углубление и впоследствии продуманного преодоления явлений чрезвычайной ситуации и последствий, возникших в результате этого чрезвычайного состояния.

Последующая детализация правовой классификации чрезвычайных ситуаций

Также следует упомянуть об углублённой, детализированной классификации чрезвычайных ситуации, которые могут быть построены на основании:

— территориального положения, на котором данная чрезвычайная ситуация распространяется;

— численности людей, которые погибли, пострадали, получили заметный ущерб своему здоровью;

— величине материального и иного ущерба, который был принесён явлениями данной чрезвычайной ситуации.

Такая генерализация предполагает в свою очередь:

  1. Чрезвычайную ситуацию локального характера.
  2. Чрезвычайную ситуацию муниципального характера.
  3. Чрезвычайную ситуацию имеющую статус межмуниципального характера.
  4. Чрезвычайную ситуацию регионального характера.
  5. Чрезвычайную ситуацию межрегионального характера.
  6. Чрезвычайную ситуацию федерального характера.

Заключение и выводы

Завершая исследование в данной статье, следует подчеркнуть в качестве своеобразного вывода: само по себе введение в действие режима ЧС приводит к определенным ограничениям и нарушениям гражданских свобод. Данное положение, естественно, нарушает права и свободы граждан России, в частности:

  1. Ограничивается доступ людей, а также их средств передвижения и транспортировки на установленную органами власти и управления территорию, поскольку ими установлена значительная и явная угроза возникновения явлений и признаков чрезвычайных ситуаций.
  2. Возможна приостановка работы некоторых организаций в случае, если они могут нести этой деятельностью заметную угрозу безопасности жизнедеятельности граждан и своих сотрудников.
  3. Не исключено осуществление иных, чрезвычайных действий и мероприятий по профилактике чрезвычайной ситуации и последующего преодоления её негативных последствий, которые не ограничивают права и свободы человека и гражданина, для установления необходимых условий предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В совокупности состояние чрезвычайных ситуации может вызывать на законодательном уровне серьёзные противоречия и даже злоупотребления. Поэтому как отечественному законодателю, так и отечественным правоведам нельзя забывать о таких неизбежных возможностях нарушения прав граждан России и на этом основании вести постоянный мониторинг чрезвычайного законодательства и быть готовыми к возможным динамическим коррекциям законодательства о ЧС.

Литература:

  1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  2. Астафичев П. А. Механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина, и проблемы его совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1.
  3. Караичев А. В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование. — 2016. — № 8. — С. 11–14.
  4. Хатуаев В. У. Понятие «безопасность» как конституционно-правовая категория: проблемы теории // Современное право. — 2013. — № 7. — С. 28–32
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайная ситуация, Российская Федерация, ситуация, исполнительная власть, Правительство РФ, чрезвычайное законодательство, нарушение, отечественный законодатель, повышенная готовность, свобода человека.


Ключевые слова

чрезвычайная ситуация, неизбежность ограничений прав и свобод граждан, исполнительная власть на федеральном уровне, в регионах и на местах

Похожие статьи

Проблемы квалификации похищения человека как преступления, посягающего на свободу личности

В обязанности любого государства, в том числе и Российской Федерации, вся нормотворческая доктрина которой сводится к превознесению человека, с его свободами и правами, входят сбережение и преумножение граждан, создание благоприятных и безопасных усл...

Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности

В данной статье рассматриваются особенности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по административно-правовой защите лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста. Автором указывается, что данный орган занимает в со...

Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних

Преступность не достигших совершеннолетия вызывает обоснованную тревогу, учитывая ее неблагоприятные динамику и структуру, а также тесную связь с взрослой преступностью в нашей стране. Учитывая это, нельзя забывать то, что в сфере уголовно-правовой б...

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее безопасности

На нормальное функционирование деятельности различных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают влияние различные факторы, которые могут быть как внутренними, так и внешними. На режим и безопасность функционирования указанных орг...

Меры административного пресечения: теория и практика правового регулирования

Суть мер административного пресечения, состоит в принудительном прекращении противоправных действий, нарушающих установленный порядок. Основная цель данных мер в свою очередь определила и их наименование — меры административного пресечения. Среди фе...

Ограничение прав и свобод человека и граждан в период действия военного положения и уровней реагирования на территории Российской Федерации и в отдельных ее субъектах

Актуальность статьи обусловлена введением Президентом Российской Федерации режима военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и уровней реагирования в некоторых субъ...

Ведение воинского учета в организациях: требования действующего законодательства Российской Федерации

В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации важной целью российского государства представляется обеспечение целостности и неприкосновенности свой территории. Такого рода целевая установка без сомнений связывается с ...

Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ на основании утраты доверия

В настоящей статье проводится анализ федерального законодательства, а также судебная практика и научные работы, связанные с конституционно-правовой ответственностью главы субъекта РФ. Исследуются основания выражения недоверия высшему должностному лиц...

Специфика участия прокурора в гражданском процессе по делам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ

В настоящее время на конституционном уровне не только признается, но и гарантируется право на безопасный и свободный труд. После распада СССР, равно как и в современным условиях, данное право обретает исключительный смысл и большое практическое значе...

Меры уголовно-процессуального принуждения: проблемы правоприменения

Объектом анализа данной работы являются меры уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства. Содержание статьи акцентируется на значимость этих мер как инструментов для обеспечения защиты интересов и прав, закрепленных в за...

Похожие статьи

Проблемы квалификации похищения человека как преступления, посягающего на свободу личности

В обязанности любого государства, в том числе и Российской Федерации, вся нормотворческая доктрина которой сводится к превознесению человека, с его свободами и правами, входят сбережение и преумножение граждан, создание благоприятных и безопасных усл...

Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности

В данной статье рассматриваются особенности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по административно-правовой защите лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста. Автором указывается, что данный орган занимает в со...

Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних

Преступность не достигших совершеннолетия вызывает обоснованную тревогу, учитывая ее неблагоприятные динамику и структуру, а также тесную связь с взрослой преступностью в нашей стране. Учитывая это, нельзя забывать то, что в сфере уголовно-правовой б...

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее безопасности

На нормальное функционирование деятельности различных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают влияние различные факторы, которые могут быть как внутренними, так и внешними. На режим и безопасность функционирования указанных орг...

Меры административного пресечения: теория и практика правового регулирования

Суть мер административного пресечения, состоит в принудительном прекращении противоправных действий, нарушающих установленный порядок. Основная цель данных мер в свою очередь определила и их наименование — меры административного пресечения. Среди фе...

Ограничение прав и свобод человека и граждан в период действия военного положения и уровней реагирования на территории Российской Федерации и в отдельных ее субъектах

Актуальность статьи обусловлена введением Президентом Российской Федерации режима военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и уровней реагирования в некоторых субъ...

Ведение воинского учета в организациях: требования действующего законодательства Российской Федерации

В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации важной целью российского государства представляется обеспечение целостности и неприкосновенности свой территории. Такого рода целевая установка без сомнений связывается с ...

Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ на основании утраты доверия

В настоящей статье проводится анализ федерального законодательства, а также судебная практика и научные работы, связанные с конституционно-правовой ответственностью главы субъекта РФ. Исследуются основания выражения недоверия высшему должностному лиц...

Специфика участия прокурора в гражданском процессе по делам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ

В настоящее время на конституционном уровне не только признается, но и гарантируется право на безопасный и свободный труд. После распада СССР, равно как и в современным условиях, данное право обретает исключительный смысл и большое практическое значе...

Меры уголовно-процессуального принуждения: проблемы правоприменения

Объектом анализа данной работы являются меры уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства. Содержание статьи акцентируется на значимость этих мер как инструментов для обеспечения защиты интересов и прав, закрепленных в за...

Задать вопрос