В статье поднимаются вопросы неизбежности и необходимости введения системы ограничений и свобод граждан РФ и её регионов в период ЧС. Права по таким ограничениям переданы при этом исполнительным органам власти: Правительству РФ и государственным органам власти в регионах и на местах. При введении таких ограничений органами исполнительной власти неизбежны нарушения прав граждан РФ как случайно, так и злонамеренно. Таким образом, правовое обеспечение процесса и ликвидации последствий ЧС требует к себе особого внимания отечественного законодателя и отечественных учёных и специалистов-правоведов.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, неизбежность ограничений прав и свобод граждан, исполнительная власть на федеральном уровне, в регионах и на местах.
Особенности чрезвычайных ситуаций для отечественного правового поля
Чрезвычайные ситуации (ЧС) в силу их чрезвычайности и разрушительности не могут не нести за собой не только серьезных материальных последствиий в форме аварий и разрушений материальных объектов, но и значительных последствий, которые находятся в правовом поле жизнедеятельности людей — граждан определённого государства, в том числе и граждан Российской Федерации.
Современный мир в целом богат на чрезвычайные ситуации, и Российская Федерации в этом контексте не является исключением. При этом последствия практически любого ЧС приносят с собой неизбежные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие нарушения при ЧС могут иметь в качестве изначальной причины явления и происшествия:
— натурного, природного, естественного характера:
— иметь антропогенное, искусственное происхождение.
К естественным причинам следует относить такие позиции, как разрушение имущества граждан, попавшего в зону ЧС. Государство при этом не имело и не имеет реальных, объективных возможностей для спасения этого имущества. Как пример такого события может быть изучена чрезвычайная ситуация в Оренбургской области, произошедшая в РФ совсем недавно, в апреле 2024 года.
Чрезвычайное законодательство в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Одновременно следует понимать, что само по себе правовое понимание чрезвычайной ситуации и чрезвычайного законодательства, связанного с событием чрезвычайной ситуации, совсем не однозначно, и пребывает скорее не в какой-то отдельной правовой или социальной отрасли, но находится на стыке политики и права. И такая неизбежная двойственность, без сомнения, приводит к различного рода нарушениям и даже злоупотреблениям. Нельзя не понимать, что такая ситуация чревата значительными опасностями злоупотреблений должностных лиц, при которой исполнительная власть оказывается вольной проникнуть на исключительное пространство власти законодательной и судебной. В свою очередь, это состояние в своей динамике может и непременно будет вести:
— к установлению авторитаризма;
— разрушать конституционные основы государства и т. п.
На этом основании следует предположить необходимость выработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшей, динамической оптимизации и совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности, которая будет канализироваться в направлении роста значения и роли правовых средств последующего сопровождения и последующих мероприятий по снижению уровня наступивших тяжёлых результатов событий чрезвычайной ситуации.
В рассмотренном контексте важным следует выделить, что состояние режима чрезвычайной ситуации в Российской Федерации должно регулироваться:
- Конституцией (Основным законом) Российской Федерации.
- Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — Федеральный закон № 68-ФЗ от 21. декабря.1994 года (далее — «Закон о ЧС»). [1]
Правовая динамика коррекции законодательства о ЧС
Жизненные коллизии и накопленный правовой опыт привели сперва к тому, что 1.04.2020 года, представленный выше Федеральный закон был скорректирован, и поводом для этого стало возникшее к этому времени пандемическое распространение инфекции коронавирусного типа (COVID-19). Коррекция Федерального закона в этой связи оказалась существенной и в качестве базисного положения, для последовавшего включения состояния режима ЧС было установлено «пандемическое распространение выявленного коронавирусного заболевания, которое потенциально представляет существенную опасность для окружающих людей» [1].
Правительству РФ, помимо внесённой в рассмотренный выше закон коррективы, было представлено дополнительное право надзаконного принуждения, на основании которого Правительство РФ могло:
— вводить режим, который был назван и определён состоянием повышенной готовности к ЧС;
— вводить режим чрезвычайной ситуации как во всей стране, так и ее части.
Генерализация ЧС по классификационным признакам
Соответственно вышеизложенному содержанию рассмотренного Федерального закона, чрезвычайная ситуация представляет собой положение сложившееся:
— либо во всей стране;
— или на определенной её ограниченной территории.
Такое положение может складываться в форматах:
- Технологической аварий.
- Природных явлений, опасных для окружающих.
- Различных катастроф,
- Проявления возможности и неизбежности распространения инфекционного заболевания, которое несёт в себе значительную опасность для значительной совокупности людей;
- Явления природного стихийного или иного бедствия, способного принести человеческому обществу:
— смертельные, безвозвратные человеческие смерти;
— заметное ухудшение человеческому здоровью;
— негативные изменения в окружающей среде;
— серьёзные потери материального характера в совокупности с негативной коррекцией человеческой жизнедеятельности и качества их жизни и труда» [2; 3; 4].
Соответственно, на основании положений рассмотренного выше Федерального закона, формально установлены некоторые, определённые формально состояния (регламенты), в рамках которых должны действовать совокупность учреждений:
— государственной власти и управления:
— специальных военизированных подразделений единой государственной системы по предупреждению и последующей ликвидации таких явлений, как чрезвычайных ситуаций (ЧС):
- Режим повседневный, который реализуется при отсутствии видимой опасности появления признаков и состояний, которые характеризуют чрезвычайные ситуации.
- Режим повышенной готовности, который отмечаются видимые признаки возможности и неизбежности наступления явлений чрезвычайной ситуации.
- Режим непосредственно чрезвычайной ситуации, предполагает собой протекание развитие и углубление и впоследствии продуманного преодоления явлений чрезвычайной ситуации и последствий, возникших в результате этого чрезвычайного состояния.
Последующая детализация правовой классификации чрезвычайных ситуаций
Также следует упомянуть об углублённой, детализированной классификации чрезвычайных ситуации, которые могут быть построены на основании:
— территориального положения, на котором данная чрезвычайная ситуация распространяется;
— численности людей, которые погибли, пострадали, получили заметный ущерб своему здоровью;
— величине материального и иного ущерба, который был принесён явлениями данной чрезвычайной ситуации.
Такая генерализация предполагает в свою очередь:
- Чрезвычайную ситуацию локального характера.
- Чрезвычайную ситуацию муниципального характера.
- Чрезвычайную ситуацию имеющую статус межмуниципального характера.
- Чрезвычайную ситуацию регионального характера.
- Чрезвычайную ситуацию межрегионального характера.
- Чрезвычайную ситуацию федерального характера.
Заключение и выводы
Завершая исследование в данной статье, следует подчеркнуть в качестве своеобразного вывода: само по себе введение в действие режима ЧС приводит к определенным ограничениям и нарушениям гражданских свобод. Данное положение, естественно, нарушает права и свободы граждан России, в частности:
- Ограничивается доступ людей, а также их средств передвижения и транспортировки на установленную органами власти и управления территорию, поскольку ими установлена значительная и явная угроза возникновения явлений и признаков чрезвычайных ситуаций.
- Возможна приостановка работы некоторых организаций в случае, если они могут нести этой деятельностью заметную угрозу безопасности жизнедеятельности граждан и своих сотрудников.
- Не исключено осуществление иных, чрезвычайных действий и мероприятий по профилактике чрезвычайной ситуации и последующего преодоления её негативных последствий, которые не ограничивают права и свободы человека и гражданина, для установления необходимых условий предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
В совокупности состояние чрезвычайных ситуации может вызывать на законодательном уровне серьёзные противоречия и даже злоупотребления. Поэтому как отечественному законодателю, так и отечественным правоведам нельзя забывать о таких неизбежных возможностях нарушения прав граждан России и на этом основании вести постоянный мониторинг чрезвычайного законодательства и быть готовыми к возможным динамическим коррекциям законодательства о ЧС.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
- Астафичев П. А. Механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина, и проблемы его совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1.
- Караичев А. В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование. — 2016. — № 8. — С. 11–14.
- Хатуаев В. У. Понятие «безопасность» как конституционно-правовая категория: проблемы теории // Современное право. — 2013. — № 7. — С. 28–32