К вопросу о возможности и неизбежности правовых нарушений при чрезвычайных ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Конюшанец, К. С. К вопросу о возможности и неизбежности правовых нарушений при чрезвычайных ситуациях / К. С. Конюшанец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118762/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье поднимаются вопросы неизбежности и необходимости введения системы ограничений и свобод граждан РФ и её регионов в период ЧС. Права по таким ограничениям переданы при этом исполнительным органам власти: Правительству РФ и государственным органам власти в регионах и на местах. При введении таких ограничений органами исполнительной власти неизбежны нарушения прав граждан РФ как случайно, так и злонамеренно. Таким образом, правовое обеспечение процесса и ликвидации последствий ЧС требует к себе особого внимания отечественного законодателя и отечественных учёных и специалистов-правоведов.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, неизбежность ограничений прав и свобод граждан, исполнительная власть на федеральном уровне, в регионах и на местах.

Особенности чрезвычайных ситуаций для отечественного правового поля

Чрезвычайные ситуации (ЧС) в силу их чрезвычайности и разрушительности не могут не нести за собой не только серьезных материальных последствиий в форме аварий и разрушений материальных объектов, но и значительных последствий, которые находятся в правовом поле жизнедеятельности людей — граждан определённого государства, в том числе и граждан Российской Федерации.

Современный мир в целом богат на чрезвычайные ситуации, и Российская Федерации в этом контексте не является исключением. При этом последствия практически любого ЧС приносят с собой неизбежные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие нарушения при ЧС могут иметь в качестве изначальной причины явления и происшествия:

— натурного, природного, естественного характера:

— иметь антропогенное, искусственное происхождение.

К естественным причинам следует относить такие позиции, как разрушение имущества граждан, попавшего в зону ЧС. Государство при этом не имело и не имеет реальных, объективных возможностей для спасения этого имущества. Как пример такого события может быть изучена чрезвычайная ситуация в Оренбургской области, произошедшая в РФ совсем недавно, в апреле 2024 года.

Чрезвычайное законодательство в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Одновременно следует понимать, что само по себе правовое понимание чрезвычайной ситуации и чрезвычайного законодательства, связанного с событием чрезвычайной ситуации, совсем не однозначно, и пребывает скорее не в какой-то отдельной правовой или социальной отрасли, но находится на стыке политики и права. И такая неизбежная двойственность, без сомнения, приводит к различного рода нарушениям и даже злоупотреблениям. Нельзя не понимать, что такая ситуация чревата значительными опасностями злоупотреблений должностных лиц, при которой исполнительная власть оказывается вольной проникнуть на исключительное пространство власти законодательной и судебной. В свою очередь, это состояние в своей динамике может и непременно будет вести:

— к установлению авторитаризма;

— разрушать конституционные основы государства и т. п.

На этом основании следует предположить необходимость выработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшей, динамической оптимизации и совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности, которая будет канализироваться в направлении роста значения и роли правовых средств последующего сопровождения и последующих мероприятий по снижению уровня наступивших тяжёлых результатов событий чрезвычайной ситуации.

В рассмотренном контексте важным следует выделить, что состояние режима чрезвычайной ситуации в Российской Федерации должно регулироваться:

  1. Конституцией (Основным законом) Российской Федерации.
  2. Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — Федеральный закон № 68-ФЗ от 21. декабря.1994 года (далее — «Закон о ЧС»). [1]

Правовая динамика коррекции законодательства о ЧС

Жизненные коллизии и накопленный правовой опыт привели сперва к тому, что 1.04.2020 года, представленный выше Федеральный закон был скорректирован, и поводом для этого стало возникшее к этому времени пандемическое распространение инфекции коронавирусного типа (COVID-19). Коррекция Федерального закона в этой связи оказалась существенной и в качестве базисного положения, для последовавшего включения состояния режима ЧС было установлено «пандемическое распространение выявленного коронавирусного заболевания, которое потенциально представляет существенную опасность для окружающих людей» [1].

Правительству РФ, помимо внесённой в рассмотренный выше закон коррективы, было представлено дополнительное право надзаконного принуждения, на основании которого Правительство РФ могло:

— вводить режим, который был назван и определён состоянием повышенной готовности к ЧС;

— вводить режим чрезвычайной ситуации как во всей стране, так и ее части.

Генерализация ЧС по классификационным признакам

Соответственно вышеизложенному содержанию рассмотренного Федерального закона, чрезвычайная ситуация представляет собой положение сложившееся:

— либо во всей стране;

— или на определенной её ограниченной территории.

Такое положение может складываться в форматах:

  1. Технологической аварий.
  2. Природных явлений, опасных для окружающих.
  3. Различных катастроф,
  4. Проявления возможности и неизбежности распространения инфекционного заболевания, которое несёт в себе значительную опасность для значительной совокупности людей;
  5. Явления природного стихийного или иного бедствия, способного принести человеческому обществу:

— смертельные, безвозвратные человеческие смерти;

— заметное ухудшение человеческому здоровью;

— негативные изменения в окружающей среде;

— серьёзные потери материального характера в совокупности с негативной коррекцией человеческой жизнедеятельности и качества их жизни и труда» [2; 3; 4].

Соответственно, на основании положений рассмотренного выше Федерального закона, формально установлены некоторые, определённые формально состояния (регламенты), в рамках которых должны действовать совокупность учреждений:

— государственной власти и управления:

— специальных военизированных подразделений единой государственной системы по предупреждению и последующей ликвидации таких явлений, как чрезвычайных ситуаций (ЧС):

  1. Режим повседневный, который реализуется при отсутствии видимой опасности появления признаков и состояний, которые характеризуют чрезвычайные ситуации.
  2. Режим повышенной готовности, который отмечаются видимые признаки возможности и неизбежности наступления явлений чрезвычайной ситуации.
  3. Режим непосредственно чрезвычайной ситуации, предполагает собой протекание развитие и углубление и впоследствии продуманного преодоления явлений чрезвычайной ситуации и последствий, возникших в результате этого чрезвычайного состояния.

Последующая детализация правовой классификации чрезвычайных ситуаций

Также следует упомянуть об углублённой, детализированной классификации чрезвычайных ситуации, которые могут быть построены на основании:

— территориального положения, на котором данная чрезвычайная ситуация распространяется;

— численности людей, которые погибли, пострадали, получили заметный ущерб своему здоровью;

— величине материального и иного ущерба, который был принесён явлениями данной чрезвычайной ситуации.

Такая генерализация предполагает в свою очередь:

  1. Чрезвычайную ситуацию локального характера.
  2. Чрезвычайную ситуацию муниципального характера.
  3. Чрезвычайную ситуацию имеющую статус межмуниципального характера.
  4. Чрезвычайную ситуацию регионального характера.
  5. Чрезвычайную ситуацию межрегионального характера.
  6. Чрезвычайную ситуацию федерального характера.

Заключение и выводы

Завершая исследование в данной статье, следует подчеркнуть в качестве своеобразного вывода: само по себе введение в действие режима ЧС приводит к определенным ограничениям и нарушениям гражданских свобод. Данное положение, естественно, нарушает права и свободы граждан России, в частности:

  1. Ограничивается доступ людей, а также их средств передвижения и транспортировки на установленную органами власти и управления территорию, поскольку ими установлена значительная и явная угроза возникновения явлений и признаков чрезвычайных ситуаций.
  2. Возможна приостановка работы некоторых организаций в случае, если они могут нести этой деятельностью заметную угрозу безопасности жизнедеятельности граждан и своих сотрудников.
  3. Не исключено осуществление иных, чрезвычайных действий и мероприятий по профилактике чрезвычайной ситуации и последующего преодоления её негативных последствий, которые не ограничивают права и свободы человека и гражданина, для установления необходимых условий предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В совокупности состояние чрезвычайных ситуации может вызывать на законодательном уровне серьёзные противоречия и даже злоупотребления. Поэтому как отечественному законодателю, так и отечественным правоведам нельзя забывать о таких неизбежных возможностях нарушения прав граждан России и на этом основании вести постоянный мониторинг чрезвычайного законодательства и быть готовыми к возможным динамическим коррекциям законодательства о ЧС.

Литература:

  1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  2. Астафичев П. А. Механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина, и проблемы его совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1.
  3. Караичев А. В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование. — 2016. — № 8. — С. 11–14.
  4. Хатуаев В. У. Понятие «безопасность» как конституционно-правовая категория: проблемы теории // Современное право. — 2013. — № 7. — С. 28–32
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайная ситуация, Российская Федерация, ситуация, исполнительная власть, Правительство РФ, чрезвычайное законодательство, нарушение, отечественный законодатель, повышенная готовность, свобода человека.


Ключевые слова

чрезвычайная ситуация, неизбежность ограничений прав и свобод граждан, исполнительная власть на федеральном уровне, в регионах и на местах

Похожие статьи

Задать вопрос