Налоговое резидентство в налоговом праве России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Левченко, Ю. Н. Налоговое резидентство в налоговом праве России / Ю. Н. Левченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118753/ (дата обращения: 07.11.2024).



В данной статье рассматривается актуальный вопрос налогового резидентства в рамках налогового права России. Правовой институт налогового резидентства является одним из центральных в налоговом праве. Он тесно связан с вопросами налоговой юрисдикции государств и, таким образом, обусловливает исчисление и уплату налогов. В государствах, принадлежащих различным правовым семьям, используются различные подходы к определению налогового резидента. Здесь можно выделить главным образом такие принципы юрисдикции, как территориальный и резидентства. В последнем случае налоговое законодательство является экстерриториальным: налогами облагаются не только доходы, полученные на территории государства, но и доходы, полученные за его пределами.

Ключевые слова: институт резидентства, налогообложение, налоги, физические лица, юридические лица, налоговое право.

This article discusses the topical issue of tax residency within the framework of Russian tax law. The legal institution of tax residency is one of the central ones in tax law. It is closely related to the issues of the tax jurisdiction of States and, thus, determines the calculation and payment of taxes. In States belonging to different legal families, different approaches are used to determine the tax resident. Here it is possible to distinguish mainly such principles of jurisdiction as territorial and residency. In the latter case, the tax legislation is extraterritorial: taxes are levied not only on income received on the territory of the state, but also on income received outside it.

Keywords: institute of residency, taxation, taxes, individuals, legal entities, tax law.

Налоговый резидент — это любой гражданин РФ или иностранец, который находится в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев, включая день въезда и выезда. Налоговые резиденты и нерезиденты — п. 2 ст. 207 НК РФ в срок пребывания входят поездки за границу до 6 месяцев для лечения или обучения. Цель выезда надо подтвердить документально, иначе этот срок не включат в 183 дня непрерывного пребывания в РФ.

Стоит отметить, что определение понятия резидентства отечественным правом не проработано в достаточной мере. Можно отметить, что налоговое резидентство — это, особая, правовая связь государства с субъектом, территориальная по характеру и устанавливаемая в целях налогообложения. Однако в свою очередь, налоговое резидентство в налоговом праве как РФ, так и любой страны играет значимую роль.

Важным фактором в налоговом резидентстве является то, что субъект и территория государства имеют прямую взаимосвязь, а именно, что физическое лицо будет связано с территорией государства, если оно проживает на территории данного государства, в свою очередь организация — если прошла на территории РФ регистрацию.

Фактическая территориальная связь только тогда станет резидентством, когда в нормах права будет установлено, что она используется в целях налогообложения. Необходимость ее закрепления в правовых актах обусловлена тем, что взимание налогов происходит на основании закона.

Государством признается любой вид территориальных связей, который имеет право признать резидентство, так же устанавливаются свои собственные условия, при которых такая связь будет считаться резидентством, в том числе налоговым.

Таким образом, если лицо пребывает на территории РФ и подходит под критерий длительности, то между ним и государством устанавливается, согласно налоговому законодательству, территориальная связь, которая признается резидентством.

Так же стоит отметить, что взимание налогов на основании территориальной связи является необходимостью в связи с тем, что налогоплательщик обязан участвовать в расходах на управление страной, «обеспечивающей получение дохода, его поддержание и инвестирование, а также его использование через потребление».

Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ [8, c. 150], [3], налоговыми резидентами РФ признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Иностранные организации, ставшие налоговыми резидентами РФ, уравниваются с российскими организациями — налогоплательщиками с точки зрения своих обязанностей. На иностранные организации, признавшие себя налоговыми резидентами РФ, будут распространяться все обязанности налогоплательщиков, предусмотренные статьей 23 НК РФ (в том числе уплата налогов, постановка на учет в налоговых органах, учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и др.).

В таких случаях страдает, как правило, российский бюджет, недополучающий налоговые отчисления. По факту то или иное лицо, прикрываясь иностранным гражданством, уклоняется от декларирования зарубежных активов. Налоговые органы не получают информацию в рамках автоматического обмена, так как из-за «замалчивания» российского гражданства данные поступают в другие страны [8, с. 149].

В рамках борьбы с предпринимателями, уклоняющимися от уплаты налогов, предлагается внести государства, предлагающие резидентство без фактического проживания, в черный список. При этом стоит отметить, что нормативная база для введения санкций за такие нарушения еще не создана, а, следовательно, требует разработок и совершенствования.

Установление налогового резидентства осуществляется, прежде всего, нормами национального права посредством определения резидентского статуса налогоплательщика, установления объема и характера его налоговых обязательств перед налоговой юрисдикцией определенного государства. При этом необходимость разграничения фискальных правопритязаний различных государств в условиях международного налогообложения обуславливает установление состава лиц, на которых распространяет действие международно-правовой механизм устранения двойного налогообложения.

Таким образом, регулирование резидентского статуса налогоплательщика осуществляется международно-правовыми нормами.

Государства, предоставляют в упрощенном порядке статус налогового резидентства и освобождение от налогообложения доходов, полученных такими налоговыми резидентами от внешних источников. Анализ национального налогового законодательства и международных налоговых практик демонстрирует недопустимость использования упрощенного порядка получения статуса налогового резидентства с целью избежания применения правил автоматического обмена информацией.

Институт налогового резидентства занимает важное место и играет большую роль в налоговом праве, но данный институт требует дальнейшего совершенствования правового регулирования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532; 2021. — № 27 (часть I). — Ст. 5071.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1998. –№ 31. — Ст.3824.
  4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. — 2003. № 50. — Ст. 4859.
  5. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» // Собрание законодательства РФ. — 2014. № 272.
  6. Письмо Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2023 г. № ШЮ-4–17/16342@. Об определении статуса налогового резидента/нерезидента РФ, а также о получении документа, подтверждающего статус налогового резидента или его отсутствие.
  7. Газдюк Н. Ю. Редомицилирование (редомициляция) юридических лиц в контексте евразийской экономической интеграции (частноправовой аспект) / Беларусь в современном мире: материалы XVIII Междунар. науч. конференци, посвящ. 98-летию образования Белорусского государственного университета. М., 2019. С. 173–177.
  8. Долинская В. В. Редомициляция или трансграничная миграция компаний // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции. И., 2019. С. 152–158.
  9. Козырин А. Н. Пеня по российскому налоговому праву: способ обеспечения исполнения налоговой обязанности или мера ответственности за нарушение налоговых правил? / А. Н. Козырин // Закон. 2018. № 7. С. 148–159.
  10. Налоговое право: учеб. / отв. ред. Г. Ф. Ручкина, М. Ю. Березин. М.: Проспект, 2021. 800 с.
  11. Ровнейко, Р. В. Статус налогового резидента при исчислении налога на доходы физических лиц / Р. В. Ровнейко // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Пенза, 25 мая 2017 года. Том Часть 1. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. — С. 149–152.
  12. Лазарев В. В. Интегративное восприятие права // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 2. С. 20–29.
  13. Лютова О. И. Теория налоговой обязанности в цифровую эпоху: перспективы исследования / Государство и право. 2021. № 11. С. 164–167.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговый резидент РФ, государство, территория государства, уплата налогов, автоматический обмен, международный договор РФ, налоговое законодательство, налоговый резидент, территориальная связь.


Похожие статьи

Задать вопрос