Здоровье подростков: вчера, сегодня, завтра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Афонина, Н. А. Здоровье подростков: вчера, сегодня, завтра / Н. А. Афонина, Н. А. Полканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118265/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье авторы определяют наиболее распространенные заболевания среди подростков. Рассматривают, каким образом условия и образ жизни, состояние окружающей среды, генетические факторы, а также уровень медицинского обеспечения влияют на формирование здоровья в подростковом возрасте. Обосновывается, что здоровье человека закладывается в подростковом возрасте. Приводятся сведения о факторах, негативно влияющих на здоровье.

Ключевые слова: здоровье, подростки, образ жизни, заболевания.

В современном мире нет единого определения здоровья. Как правило, в литературе используется определение, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это не только отсутствие болезни и немощи, а состояние полного физического, психического и социального благополучия» [1]. Здоровье не является статичной величиной, на протяжении жизни человека оно изменяется под воздействием различных факторов, поэтому его необходимо поддерживать и укреплять.

Фактически у человека есть три жизненных этапа: детство и подростковый возраст — когда мы формируем здоровье; трудоспособный возраст — когда мы сохраняем здоровье и выявляем проблемы; пенсионный возраст — когда мы поддерживаем здоровье. В подростковом возрасте развитие организма незавершено, он достаточно пластичен, поэтому именно в это время и должны закладываться основы здорового организма.

Для здорового роста и развития подростки нуждаются в информации, включая соответствующее их возрасту всестороннее половое просвещение; возможностях для развития жизненных навыков; медико-санитарных услугах, которые были бы приемлемыми, равнодоступными, надлежащими и эффективными; и безопасной и благоприятной окружающей среды. И наоборот, ограничительные законы и политика, контроль со стороны родителей или партнеров, ограниченные знания, расстояние, стоимость услуг, отсутствие конфиденциальности и предвзятость врачей — все это может ограничивать возможности подростков в получении необходимой помощи с целью обеспечения здорового роста и развития.

По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, у 50 % функциональные отклонения, 35–40 % имеют хронические заболевания. Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно — психической сферы, но основная их масса обучается в обычных классах [2]. Статистические данные и результаты исследований многих авторов свидетельствуют о неуклонном росте количества больных детей, подростков и студентов. Так, согласно данным Министерств образования и здравоохранения, численность потенциально здоровых выпускников школ РФ колеблется от 10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50 % школьников, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Каждый третий выпускник имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми людьми [3].

Среди многообразия всех болезней, выделяются самые распространенные: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства. Для детей больших городов с ухудшением экологии и изменением образа жизни, с увеличением времени, проведенного статично, за монитором и в школе, с увеличением объема пищи с перекосом в жир и простые углеводы, становятся характерными заболевания, которые раньше у детей редко встречались: ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, гастрит, панкреатит.

В подростковом возрасте также наблюдается высокая распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний. В среднем, у каждого 15-летнего ребенка 6 -7 зубов поражены кариесом [4].

Период так называемого переходного возраста сопряжен со значительными изменениями в структуре волевой активности ребенка, это период активного развития саморегуляции, самопознания, сферы волевой активности.

На здоровье подростка в различной степени влияют многие факторы. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили ориентировочное соотношение факторов, играющих роль для здоровья подростка. Доля влияния условий и образа жизни составляет — 50–55 %, состояние окружающей среды — 20–25 %, генетические факторы 15–20 %, а уровень медицинского обеспечения — 10–15 %. Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

В определение образа жизни входит несколько взаимосвязанных элементов. Это социальная обстановка в которой живет подросток (материальное обеспечение, быт и традиции семьи). Личностно-мотивационные особенности и жизненные ориентиры могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни. Питание подростка должно быть рациональным и удовлетворять потребности организма во всех необходимых компонентах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. Оно должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики различных заболеваний.

Снижение уровня двигательной активности, обусловленное широким распространением компьютерных игр и использованием других гаджетов ведет к гиподинамии, которая вызывает заметные изменения в обмене веществ, иммунологических свойствах организма, напряжение центральной нервной системы и т. д.

С развитием городов и промышленных предприятий, находящихся в них, состояние окружающей среды все более негативно сказывается на здоровье. Загрязненный атмосферный воздух влияет, в первую очередь на дыхательную систему, ведет к увеличению числа аллергических заболеваний.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) — 85 % всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Потребность подростков в питьевой воде зависит от возраста: у школьников младших классов она составляет 1000 мл в сутки, а у старшеклассников — до 1500 мл. Как показывает практика, питьевой режим современных школьников далек от оптимального. Часто вода заменяется компотами, морсами и другими сладкими напитками, что приводит к избыточному поступлению в организм углеводов. Приучать ребенка утолять жажду водой следует с раннего возраста. По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды.

От родителей ребенку передаются не только цвет кожи, волос и глаз, но и некоторые наследственные заболевания. Это может быть: сахарный диабет, эндокринные или сердечно-сосудистые заболевания, нервные расстройства и т. д. При этом следует помнить, что на здоровье влияет не только генетика, а и другие факторы, поэтому каждому человеку дана возможность укреплять и поддерживать свое здоровье для того чтобы прожить долгую и активную жизнь.

Большое значение имеет разъяснение родителям пользы ежедневного употребления подростками сырых овощей, фруктов, пищи богатой белками, витаминами и различными микроэлементами. Все это будет способствовать правильному развитию зубов и челюстей, предупреждать появление хронических нарушений желудочно-кишечного тракта.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на здоровье занимает уровень медицинского обеспечения. При осуществлении профилактической работы главное внимание должно быть уделено воспитанию позитивных привычек, своевременному посещению врача и выполнению рекомендаций врача.

Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных аспектов и особенностей подросткового возраста, с одной стороны определяют его здоровье в будущем, а с другой, делают этот возраст предельно опасным и рискованным в плане развития патологий и отклонений.

Литература:

  1. Марченко А. Л. Сущность и понятие здоровья. URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/8e8/marchenko_sushchnost_i_ponyatie_zdorove.pdf (дата обращения: 30.05.2024).
  2. Н. В. Седова Здоровьесберегающие технологии в школе URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-shkole?ysclid=m1epczrgqk906076461 (дата обращения: 23.09.2024)
  3. Э. Э. Ибрагимова Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательной организации URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-formirovaniyu-zdoroviesberegayuschey-sredy-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer(дата обращения: 23.09.2024)
  4. Профилактика основных стоматологических заболеваний у детей и подростков / М. П. Харитонова, О. А. Мосейчук. — Екатеринбург: Изд-во «Знак качества», 2019. — 24 с


Задать вопрос