В настоящее время в процессе развития человеческого общества, цивилизация Средней Азии занимает отдельное место. Одним из значительных аспектов цивилизации Средней Азии считается её природно-географическое расположение на материке. С этой точки зрения данная территория служила связующим мостом между такими древними мировыми очагами культуры как Китай, Индия, Ближний и Средний Восток, Восточная Европа. Именно путь через Среднюю Азию был самым известным в мире, наиболее значимым среди торговых путей, связывающих эти культурные центры.
На политической карте XXI века в Аральском бассейне заняли место Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Киргизия и Таджикистан. Активное развитие культурных процессов на данной территории связано с эпохой неолита.
Если мы обратим внимание на далекое прошлое Аральского бассейна, то в конце позднего палеолита (40–12 тысячелетие) и начале мезолита (12–7 тысячелетие), с таянием вечной мерзлоты, Амударья периодически меняла свое русло в низменностях с северных до южных территорий современной Нижней Амударьи [1. c. 22.] На юге Каракумов, на севере Кызылкумов и северо-западе Устюртской степи к периоду неолита и энеолита наблюдалось переселение кочевых и оседлых племён с северо-востока на восток и с юго-запада в вышеупомянутые регионы, где после велось полуоседлое хозяйство. В результате широкомасштабных археологических исследований, проводимых под руководством С. П. Толстова членами Хорезмской археологическо-этнографической экспедиции Академии наук СССР в бассейне Нижней Амударьи, были найдены вещи, которые помогли реконструировать процесс этногенеза и этнических взаимоотношений на данной территории в V-IV тысячелетиях до н. э. В этот исторический период начался этногенез калтаминорцев и туямуйинцев. К II тысячелетию до н. э. переселение кочевого населения в Хорезм происходило с севера и юга. В результате смешения кочевников с местными жителями активизировались этнические процессы. Это, в свою очередь, привело к тому, что, с начала I тысячелетия до н. э., в некоторых регионах увеличилось количество оседлого населения, занимающегося земледелием и значительно развивались оросительные системы. Вышеуказанные факторы играют важную роль в формировании образа, менталитета, обычаев и национального характера народов, проживающих в регионе.
На территории Нижней Амударьи в геологическую эпоху плейстоцена и голоцена (палеолит и мезолит) образовались Акчадарьинская, Присарыкамышская дельты, Приаральский бассейн. В I тысячелетии до н. э., великая река Амударья, как и сегодня, несла свои воды в Аральское море.
После 1-ой четверти I тысячелетия до н. э., наблюдается процесс развития орошаемого земледелия в оазисах, появления централизованных государств и образования в регионах приграничных пустынь племенных союзов конфедерационной формы.
Ярким примером этому можно привести такие древние города как древний Хорезм, Бактрию, Согдиану, Маргиану, Давань, Канг, Каракум и Кызылкум, племенной союз саков-массагетов в Приаралье и на приграничных территориях оазисов.
Родовые общины, живущие на территориях гор и предгорий Аральского бассейна, по берегам рек и ручьев от мезолита до эпохи железа, накануне начала нашей эры стали жить вперемежку с кочевыми племенами, пришедшими с северо-востока. Данные племена назывались “Юэ-чжи”, это было южное пристанище гуннов, живущих на северо-западе Китая. Демографические процессы Аральского бассейна к 1 тысячелетию до н. э. и в период “Великого переселения” вместе с “Юэ-чжи” вновь активируются.
Этническая история в Центральной Азии характеризуется сложностью и своеобразием, с бронзового века до средних веков, Двуречье (Амударья и Сырдарья) превратилось в Родину для тюркских кочевых племен, перекочевавших с северо-востока и с юго-запада в результате междоусобных родственных конфликтов, и для перекочевавших по другим причинам иранских и других народов с Ближнего и Среднего Востока. Во II тысячелетии до н. э., в период прихода андроноидов с севера, первоначального прихода тохаров, эфталитов с северо-востока, в раннем и развитом средневековье, в период Тюркского каганата, прихода огузов, караханидов, каракитаев с севера, а также в период монгольского нашествия, формируется этнический образ народов Аральского бассейна.
В связи с этим, принимая во внимание то, что С. П. Толстов этноним хорезмийцы и “Хорезм” связывал с жившими на Ближнем, Дальнем и Среднем Востоке хуритами, определённый этап процесса миграции с юго-запада на наши территории относится к II тысячелетию до н. э., что дает возможность принять данную гипотезу. В свою очередь, иранские Ахемениды с юго-запада продолжат это движение, далее этот процесс будет продолжаться в период Александра Македонского, Селевкидов, Сасанидов и Арабского халифата.
Одной из характерных особенностей этнополитического положения данной зоны в далёком и недавнем прошлом было то, что в регионе большая часть побежденного рода или племени, как правило, отступала на юг и именно эти территории выбирала себе в качестве места обитания. В виде примера можно привести проникновение арийских племён с северо-запада (Иран и Туран) в Индию и столкновение их с дравидами в II тысячелетии до н. э. [2. c.11]. В последнее время русскими учеными исследуется происхождение арийцев и их связь с андроновцами. Например, доктор исторических наук Н. Л. Членова в своей статье “Кто такие эти андроновцы?” связала появление “Авесты” и “Ригведы” с южной Сибирью. По мнению Членовой, территория создания “Авесты” -“Арианам Вайджа”, с географической точки зрения соответствует южной России (место впадения Волги в Каспий) [3]. Отступление эфталитов под воздействием Тюркского каганата в сторону Индии в раннем средневековье, уход в Индию Бабура, последнего из тимуридов, в начале XVI века под воздействием пришедших с севера кочевых узбеков, и то, что его потомки правили в Индии на протяжении трех с половиной веков не вызывает сомнения.
Анализы показывают, что начавшийся с древних времён в Аральском бассейне устойчивый период активности политических сил продолжался с I по III века и именно эти результаты соответствуют приходу с XVIII в. в регион в результате военных действий новых захватчиков, сначала Белой, а затем Красной империи (Российская империя, бывший Советский Союз).
Если для кочующих племён существующие в регионе условия обитания и экологическое положение, в частности широкая полоса пустынь Каракум и Кызылкум, и низовьев Арала были вполне приемлемы, то для иранцев, пришедших с юго-востока, из области долин, равно как и для других народов из иных регионов, эти условия были не вполне удобными.
В частности если имеющееся в Средней Азии экологические и географические условия для вышеприведенных народностей и народов были удобными, то для некоторых политических сил эти условия являлись причиной невозможности или, по крайней мере, препоной для проникновения на территорию региона. Например, в II-I веках до н. э. усилившееся на востоке Ханнское царство начало подвергать опасности восточные границы Средней Азии, в том числе Давань, но у захватчиков вызвали значительную трудность высокие горы, окружавшие долину. Амударья же причиняла неудобства не только для Кира II, Доро и Александра Македонского, но и для всех полководцев, подвергших опасности Аральский бассейн. Кызылкум и Каракум, как мы и догадывались, несли “оборонительную” функцию. С этой точки зрения Казахстанские степи и Устюртское плато вызвали серьёзные проблемы у очередных захватчиков из царской России в XVIII-XIX в., ликвидация нескольких военных экспедиций, не добравшихся до “объекта”, подтверждают наши рассуждения.
От бывшего Советского Союза региональным государствам в наследство осталось несколько глобальных и местных проблем. Вследствие разграничения земли в 1923–1925 г. несовпадение национальных границ с государственными границами в настоящее время превратилось в одну из повседневных проблем, которая грозит устойчивой среде на территории. Проводимые в крае во втором десятилетии XXI века чрезвычайно резкие аграрные реформы направлены на Аральское море, которое, до своего обмеления, стояло на четвёртом месте среди озер по размеру. Вместо этого в регионе появляется пустыня третьего цвета - “О??ум” («Белый песок»). Высыхание Аральского моря и появившиеся вследствие этого социально-экономические, демографические проблемы оказывают отрицательное воздействие на картину устойчивого развития региона.
Литература:
1. ?урбониязов Р. Хоразм географияси. Урганч, 1998 йил, 22-бет.
2. Юлдашеи Л. С. Абу Рай?он Беруний дунё?арашида ?инд фалсафаси муаммоларининг тал?ини. Автореферат. Тошкент, 2010.
3. http://admw.ru/books/Natalya-Guseva_Russkiy-Sever---prarodina-indoslavov/19
5. http://chinalist.ru/facts/index.php?p_param=1010&p_lang=0