Некачественные дороги всегда были одной из проблем нашей страны. Низкие эксплуатационные характеристики материалов, используемых в дорожном строительстве, приводят к тому, что уже на 3–4 год эксплуатации подавляющему количеству дорог в России требуется проведение капитального ремонта, тогда как за рубежом средний межремонтный срок службы составляет 8–10 лет [1]. В большинстве случаев низкое качество дорожных покрытий связано с показателями некондиционного вяжущего, входящего в состав асфальтобетонных смесей (АБС). Поэтому, с улучшением качества дорожного вяжущего можно рассчитывать на улучшение эксплуатационных показателей дорожных покрытий [2].
Целью исследования является получение модификатора определенной рецептуры с использованием полимерных материалов, который улучшит эксплуатационные характеристики битума. В настоящее время в качестве модификаторов используется достаточно широкий спектр материалов, среди которых присутствуют: сера, каучуки (полибутадиеновый, натуральный, бутилкаучук, хлоропрен и др.), органо-марганцевые компаунды, термопластичные полимеры (полиэтилен, полипропилен, полистирол, этилен-винилацетат (ЭВА), термопластичные каучуки, полиуретан, олефиновые сополимеры, а также блок-сополимеры стирол-бутадиен-стирола (СБС) [3].
Тамбовская область относится к третьей дорожно-климатической зоне, поэтому для приготовления асфальтобетонных смесей рекомендуется использование дорожных битумов БНД 60/90 и БНД 90/130, отличающимися показателями температуры размягчения и пенетрации.
В качестве дорожного вяжущего был выбран битум марки БНД 90/130. Процесс модификации дорожного битума модификаторами проводилась в лопастном лабораторном смесителе периодического действия при температуре 160 °C и скорости вращения перемешивающего устройства 800 об/мин в течение 60 минут [4].
Модификация битума осуществлялась совместным введением полиэтилена (ПЭ), термоэластопласта (ТЭП) и поверхностно-активной адгезионной добавки (ПААД) в различном соотношении от 0,1 % до 3 % модификатора. При оценке физико-механических характеристик была выявлена оптимальная рецептура вяжущего. Результаты экспериментальных исследований приведены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Физико-механические показатели БНД 90/130, модифицированного ТЭП, ПЭ и ПААД.
Тип модификатора |
Пенетрация, П25*0,1мм |
Дуктильность, мм |
Температура размягчения, С? |
Эластичность, % |
Исходный БНД 90/130 (08.2011) |
114 |
765 |
46 |
0 |
Модификатор 1 (08.2011) |
66 |
790 |
72 |
83 |
Модификатор 2 (08.2011) |
52 |
600 |
72 |
86 |
Модификатор 3 (08.2011) |
30 |
420 |
77 |
75 |
Модификатор 1 (09.2012) |
52 |
625 |
69 |
75 |
Модификатор 1 (02.2012) |
64 |
740 |
60 |
85 |
Как показали экспериментальные данные, представленные в таблице 1, лучшие физико-механическими показатели при введении в БНД имеет Модификатор 1, дуктильность и эластичность модифицированного вяжущего удовлетворяют требованиям ГОСТ для ПБВ, однако, при хранении из-за старения битума, его показатели, в частности пенетрация, ухудшаются. Для решения этой проблемы возникает необходимость введения в битум пластификатора, в качестве которого используется индустриальное масло И-40.
При модификации битума возникает вопрос о времени введения масла и его содержании, поскольку на высоких температурах масло может выгорать, в связи с этим были рассмотрены различные способы его введения в ПБВ: в процессе смешения в смесителе при температуре 160 С? и в термошкафу. Полученные результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Физико-механические показатели БНД 90/130, модифицированного термоэластопластом ТЭП, полиэтиленом, поверхностно-активной адгезионной добавкой (ПААД) и индустриальным маслом И-40
Способ введения пластификатора |
Пенетрация, П25*0,1мм |
Дуктильность, мм |
Температура размягчения, С? |
Эластичность, % |
Перемешивание с маслом 1 час в смесителе при t=160 С? |
52 |
520 |
69 |
78 |
Перемешивание с маслом 15 минут в смесителе при t=160 С? |
60 |
520 |
67 |
75 |
Перемешивание с маслом 1 минута в смесителе при t=160 С? |
60 |
578 |
72 |
79 |
Перемешивание с маслом 30 секунд в смесителе при t=160 С? |
62 |
586 |
76 |
73 |
Перемешивание в термошкафу при температуре 120 С? |
73 |
629 |
67 |
71 |
Перемешивание в термошкафу при температуре 140 С? |
64 |
280 |
70 |
70 |
Рис. 1. Показатели пенетрации БНД 90/130, модифицированного термоэластопластом (ТЭП), полиэтиленом, поверхностно-активной адгезионной добавкой (ПААД) и индустриальным маслом И-40.
Рис. 2. Показатели дуктильности БНД 90/130, модифицированного термоэластопластом (ТЭП), полиэтиленом, поверхностно-активной адгезионной добавкой (ПААД) и индустриальным маслом И-40.
Рис. 3. Показатели температуры размягчения БНД 90/130, модифицированного термоэластопластом (ТЭП), полиэтиленом, поверхностно-активной адгезионной добавкой (ПААД) и индустриальным маслом И-40.
Рис. 4. Показатели эластичности БНД 90/130, модифицированного термоэластопластом (ТЭП), полиэтиленом, поверхностно-активной адгезионной добавкой (ПААД) и индустриальным маслом И-40.
Анализ полученных данных показал, что результаты изменения физико-механический свойств, зависят от способа и времени введения индустриального масла в дорожное вяжущее. Введение масла в конце цикла смешения и в термошафу при температуре 120 С? имеют лучшие физико-механические показатели, что видно из представленного графика. Полученные вяжущие обладают высокими показателями дуктильности и пенетрации, температура размягчения и эластичность входят в пределы ГОСТ 52056–2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол», что полностью удовлетворяет требованиям Тамбовской области, находящейся в третьей дорожно-климатической зоне.
Увеличение температуры размягчения модифицированного ПБВ способствует уменьшаю образование на дорожных покрытиях колеи в жаркие месяцы, а также улучшает показатели морозостойкости асфальтобетонных смесей [5].
Литература:
1. Гохман Л. М. Битумы, полимерно-битумные вяжущие, асфальтобетон, полимер-асфальтобетон: Учебно-методическое пособие / Л. М. Гохман — М.: ЗАО «Экон-информ», 2008. — 117 с.
2. Руденский А. В. Органические вяжущие для дорожного строительства / И. М. Руденская, А. В. Руденский — М.: «Транспорт», 1984. — 229с.
3. Производство битумов в России: проблемы и задачи. —url: http://www.zapsib-stroika.ru/profit/research/detail.php?ID=1089
4. Беляев П. С. Модификация дорожного битума термоэластопластом ДСТ совместно с полиэтиленом / П. С. Беляев, О. Г. Маликов, С. А. Меркулов, Д. Л. Полушкин, В. П. Беляев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. П. Вернадского. Спецвыпуск 39. с 184–189.
5. Калгин Ю. И. Дорожные битумоминеральные материалы на основе модифицированных битумов: монография / Ю. И. Калгин; Воронеж. гос. архит.– строит. ун–т. — Воронеж: Изд–во Воронеж. гос. ун–та, 2006. — 272с.