Проблема злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Дудкин, К. Е. Проблема злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» в современной России / К. Е. Дудкин, С. Ю. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118048/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует проблему злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» со стороны потребителей и отдельных общественных объединений, изначально создающихся для защиты их нарушенных прав. Законодательство о защите прав потребителей нуждается в постоянном совершенствовании с целью исключения возможностей для потребительского экстремизма, приносящего вред предпринимателям и их деятельности.

Ключевые слова: потребитель, защита, потребительский экстремизм, правовой акт, злоупотребление, общественные организации.

Правовой статус потребителя на территории Российской Федерации определяется Законом РФ «О защите прав потребителей», занимающим центральное положение в правовом регулировании отношений между потребителем и продавцом. Именно Закон о защите прав потребителей наделяет потребителя значительными правовыми средствами для защиты своих прав.

В указанном нормативно правовом акте законодатель преследовал цель уравнивания «беззащитного» потребителя с предпринимателями. Несмотря на первоначальный замысел, в последнее время появилась особая категория покупателей, которые, пользуясь несовершенством формулировок закона «О защите прав потребителей», применяя разного рода правовые хитрости, стали использовать этот закон в корыстных целях. Речь идет о таком явлении, как злоупотребление правом со стороны потребителей. Это связано с целым рядом факторов — экономических, технологических и культурных. Центральное же положение в развитии данной тенденции занимают именно юридические предпосылки.

По смыслу положений ст. 10 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что под злоупотреблением потребительскими правами следует понимать действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить «имущественный ущерб (предпринимателю) путем обмана или злоупотребления доверием». Желанию причинить вред продавцу чаще всего предшествует желание получить выгоду от подобного поведения.

Несмотря на то, что рядом международных экспертов закон «О защите прав потребителей» был признан одним из наиболее демократичных и эффективных законодательных актов в РФ, он содержит целый ряд норм, создающих возможность для злоупотребления правом, использования установленных законом гарантий в корыстных целях посредством искажения смысла и способов реализации правовых предписаний.

Представляется необходимым рассмотреть закрепленные в законе нормы, злоупотребление которыми находит отражение в существующей действительности наиболее часто.

В силу положений статьи 18 закона «О защите прав потребителей», приобретатель товара, содержащего недостатки, ранее не оговоренные продавцом, вправе потребовать замены, уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков, либо возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. На практике имеют место случаи целенаправленной порчи свойств товара покупателем с целью извлечение личной выгоды.

Согласно статье 25 рассматриваемого нормативно правового акта, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, при условии несоответствия по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. На реализацию данного права законодатель предоставляет покупателю 14 дней, что вполне соответствует принципам разумности. Несмотря на логическую обоснованность срока обмена приобретенного товара, на практике данное положение предоставляет ряд возможностей для злоупотребления правом. Так, недобросовестный покупатель может пользоваться товаром в указанный срок, сохраняя его товарный вид, и в последующем получить аналогичный товар или отказаться от исполнения договора купли-продажи, получив денежные средства.

Приведенные нормы показывают, что злоупотребление правом со стороны потребителей возможно даже без наличия специальных познаний в области права, а перечень норм, подвергающихся использованию недобросовестными субъектами в свою очередь куда шире. Как итог, у физических лиц появляется достаточной большой перечень злоупотребительных способов для реализации своих незаконных действий.

Рассматривая проблематику потребительского экстремизма с позиции вреда, причиняемого в результате злоупотребления правом в рамках закона «О защите прав потребителей», наибольший масштаб имеет деятельность организаций, которые создаются специально для получения доходов вышеуказанным способом.

Роспотребнадзор в письме «О полномочиях общественных объединений потребителей» разъясняет, что «отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона о защите прав потребителей».

В рамках данной статьи, рассматриваемые общественные организации наделяются правомочиями по осуществлению независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них. Искаженное толкование недобросовестными общественными организациями положений Закона в ряде случаев приводит к серьезным последствиям для малого и среднего бизнеса и является наиболее опасной формой потребительского экстремизма.

Злоупотребление правом реализуется путем использования недобросовестными экспертами для фальсификации результатов экспертиз, что безусловно является правонарушением с коррупционной направленностью. Эксперты общественных организаций в таких ситуациях выступают пособниками правонарушения и нацелены не на установление объективной истины, а лишь на получение материальной выгоды. Осуществление соответствующей деятельности как правило производится на заказ и наносит существенный вред как предпринимательству, так и авторитету организаций, осуществляющих общественный контроль по тем, или иным вопросам.

В качестве примера незаконных требований рассматриваемых субъектов можно привести деятельность Астраханской региональной общественной организации «Защита прав потребителей». Вышеуказанным способом в период с 2019 по 2021 года руководителем указанной общественной организации и пятерыми соучастниками был получен преступный доход. Приговором суда они были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Безусловно, нельзя говорить о массовой вовлеченности общественных объединений потребителей в деятельность, связанную с потребительским экстремизмом, однако данное явление имеет место на практике. Значительным упущением в Законе «О защите прав потребителей», является то, что за предъявление необоснованных претензий не предусматривается какая-либо ответственность, а возможность недобросовестности потребителя даже не подразумевается

В заключение, представляется возможным подытожить затронутые ранее положения. Развитие рынка и товарооборота — сложный процесс, который приводит как к положительным, так и негативным последствиям. Одним из таких негативных последствий стал потребительский экстремизм. Не вызывает сомнений тот факт, что недобросовестное использование гарантий, предоставленных Законом РФ «О защите прав потребителей», как потребителями, так и некоторыми общественными организациями делает бизнес в сфере услуг и торговли более уязвимым.

Одним из путей решения данного вопроса может стать внесение изменений в указанный закон, которые определили бы соответствующие ограничения для общественных организаций, занимающихся недобросовестной экспертной деятельностью в сфере защиты прав потребителей, а также постоянная работа государства над увеличением правовой культуры населения, пропаганды правомерного поведения.

Литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140; «Собрание законодательства РФ», 23.04.2018, N 17, ст. 2430.
  2. О полномочиях общественных объединений потребителей // Письмо Роспотребнадзора. — 29.06.2005. — № 0100/4938–05–32. // СПС КонсультантПлюс.
  3. Ветер Н. Ю. Злоупотребление правом при осуществлении вещных прав // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 106. С. 1–16.
  4. Волков А. В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики; изд. 2-е, перераб. М.: Волтерс Клувер, 2014. 453 с.
  5. Лушникова В. А. Злоупотребление гражданским правом // Молодой ученый. 2016. № 12. Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/116/31616/ (дата обращения: 21.12.2018).
  6. Нилов М. Л. Потребительский экстремизм как одна из новых форм злоупотребления гражданского правами // Экономика, социология и право. — 2017. № 3. С. 119–122.
  7. Шагалиева В. А. Закон «О защите прав потребителей»: проблемы неверного толкования и злоупотребления. Потребительский экстремизм // Science Time. 2015. № 1(13). С. 485–490.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, потребительский экстремизм, защита, злоупотребление, правовой акт, сторона потребителей, вышеуказанный способ, продавец.


Похожие статьи

Задать вопрос