Способы предотвращения фиктивного и преднамеренного банкротства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Драничникова, А. А. Способы предотвращения фиктивного и преднамеренного банкротства / А. А. Драничникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 229-232. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117978/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует институт фиктивного и преднамеренного банкротства, возможные способы и меры предотвращения фиктивного и преднамеренного банкротства. Проверка на недобросовестность действий должника является одной из главнейших задач, которую необходимо осуществлять с целью предотвращения фиктивного и преднамеренного банкротства.

Ключевые слова: фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, меры по предупреждению, признаки фиктивного банкротства, арбитражный управляющий, злоупотребление правом.

In the article, the author examines the issue of abuse of rights during bankruptcy proceedings. Checking for bad faith actions of the debtor is one of the most important tasks, which is carried out according to certain criteria by the arbitration manager in order to implement the lawful implementation of the bankruptcy procedure.

Keywords: fictitious bankruptcy, deliberate bankruptcy, preventive measures, signs of fictitious bankruptcy, arbitration manager, abuse of right.

Актуальность.

Экономическая безопасность является одной из важнейших целей каждого государства. В связи с этим, многие страны выступают за создание устойчивого, независимого и защищенного экономического окружения с целью предотвращения различных угроз. Экономические преступления играют ключевую роль в нарушении стабильности экономической безопасности государств. Случаи фиктивного и преднамеренного банкротства являются особенно опасными для безопасности государства в экономической сфере.

Согласно законодательству Российской Федерации, процедура банкротства дает возможность юридическому лицу, находящемуся в положении неспособном осуществлять выплаты по имеющимся финансовым обязательствам и имеющему задолженности перед кредиторами, избавиться от них и освободиться от своих долговых обязательств.

Согласно статье 27 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существуют различные процедуры, которые на сегодняшний день применяются к должникам, которые больше не имеют возможности платить по своим долгам, это такие процедуры как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение [1]. В первую очередь законы о банкротстве играют важную роль в финансовой системе каждого государства, устанавливая необходимые правила и процедуры для разрешения финансовых проблем компаний-должников. Процесс банкротства помогает должнику пересмотреть свои долги и начать восстановление финансового положения, а также данный процесс необходим для защиты интересов кредиторов и обеспечения им справедливой компенсации за убытки. Эффективная система банкротства снижает риски для всех сторон, участвующих в финансовых отношениях. Правовые нормы, касающиеся банкротства в Российской Федерации, стремятся к тому, чтобы сделать финансовые отношения более прозрачными и обеспечить стабильную среде для разрешения возникших финансовых споров, способствуя развитию бизнеса, укреплению правопорядка и повышению доверия к финансовой системе страны.

Совершение юридическими лицами преднамеренного и фиктивного банкротства определяется как экономическое преступление, понятия которых приведены в «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) и в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024). Оба вида неправомерного банкротства: преднамеренное и фиктивное связаны с крупным ущербом и совершаются умышленно. Такие действия направлены на отсрочку платежей по своим обязательствам, кредитам, заемным средствам или даже на присвоение этих средств. Согласно статье 196 УК РФ, под преднамеренным банкротством понимается «совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб» [3], а под фиктивным банкротством понимается «заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб» [3]. Для обеспечения безопасности экономической деятельности необходимо уметь распознавать экономические признаки незаконного банкротства, особенно у своих контрагентов.

Основным признаком преднамеренного банкротства является намеренное создание или увеличение неплатежеспособности хозяйствующего субъекта. Существует множество способов, которые могут быть использованы для достижения этой цели, включая фиктивное отчуждение имущества или его продажу по заниженным ценам без соответствующих документов, передачу имущества заинтересованным лицам, уменьшение активов за счет неуплаты долгов или создание неликвидных и нерентабельных товаров, объектов, совершение действий, которые являются нецелесообразными для деятельности компании. Другие методы включают увеличение накладных расходов, заключение заведомо невыгодных сделок для компании и прекращение сотрудничества с постоянными компаниями (контрагентами), принятие на себя чужих обязательств и вывод активов путем перенаправления финансовых потоков организации.

Основным признаком фиктивного банкротства является введение заинтересованных лиц в заблуждение относительно финансового состояния компании. Фиктивное банкротство представляет собой ложное заявление о несостоятельности организации со стороны учредителя или руководителя с целью обмана кредиторов для получения льготных условий по долгам или отсрочки платежей, заблаговременное осуществление передачи активов компании третьим лицам или аффилированным с компанией лицам, совершение иных действий, которые являются нецелесообразными для деятельности компании, предоставление поддельных документов компании.

Основной проблемой при выявлении признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в проведении судебной экономической экспертизы является отсутствие унифицированной методики и определенных критериев для определения наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. На сегодняшний день большинство экспертов полагаются на свой собственный опыт или опыт ведущих экономистов-экспертов, поскольку нет общепринятого подхода, а лишь рекомендации к проведению таких экспертиз. Это привело к ситуации, когда каждый эксперт использует собственный подход к проведению исследования, что может привести к различным результатам у различных экспертов по одному и тому же вопросу. Это в свою очередь влияет на качество принимаемых коллегией решений.

Преднамеренное и фиктивное банкротство часто сопровождается другими преступлениями и нарушениями, особенно в области налогового законодательства Российской Федерации. Поэтому эффективная борьба с этим явлением в ходе предотвращения фиктивного и преднамеренного банкротства невозможна без согласованной работы всех государственных контрольных органов, которые осуществляют различные виды контроля, включая финансовый, налоговый, валютный, а также правоохранительных органов, включая полицию, ответственных за выявление, предотвращение, пресечение, раскрытие и расследование таких экономических преступлений. Среди основных целей государственной политики по борьбе с преступными банкротствами можно выделить следующие аспекты: закрепление в законодательстве стратегии противодействия криминальным банкротствам и определение ее правовых основ; выявление, предотвращение и пресечение преступлений, связанных с банкротством; контроль за соблюдением законов о банкротстве; надзор за деятельностью арбитражных управляющих; предупреждение правонарушений в сфере банкротства.

Для предотвращения совершения юридическими лицами преднамеренного и фиктивного банкротства арбитражным управляющим проводится проверка с целью выявления признаков неправомерного банкротства и используются такие методы как: аудиторская проверка, экономический анализ и инвентаризация. На данный момент в законодательстве существует Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», которое регламентирует порядок определения признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, что является одним из способов предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротства. Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства обнаруживаются как до начала процедуры банкротства, так и во время ее проведения.

Этот процесс состоит из двух этапов. На первом этапе происходит анализ коэффициентов, отражающих финансовое состояние должника за определенный период, согласно утвержденным Правительством Российской Федерации правилам. Если на первом этапе обнаруживается значительное ухудшение двух или более коэффициентов, переходят ко второму этапу, который включает анализ сделок и действий органов управления должника за тот же период, которые могли привести к ухудшению его финансового состояния.

Если на первом этапе не удается определить периоды значительного ухудшения коэффициентов, проводится анализ сделок должника за весь исследуемый период. В ходе этого анализа проверяется соответствие сделок законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, которые могли привести к неплатежеспособности и ущербу для должника. После анализа коэффициентов, отражающих финансовое состояние должника, и его сделок, делается один из следующих выводов: а) об обнаружении признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, если сделки или действия руководителя или ответственного лица должника не соответствуют рыночным условиям и привели к неплатежеспособности; б) об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, если арбитражным управляющим не обнаружены соответствующие действия; в) о невозможности проверки наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства из-за отсутствия необходимых документов.

К основным способам предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротства, в том числе можно отнести проверку компании потенциального должника, его руководителя, которая может быть проведена самостоятельно с использованием открытых ресурсов или различных сервисов для сбора информации о юридических лицах, в том числе необходимо запрашивать учредительные документы компании, приказы и решения, подтверждающие полномочия руководителя, налоговую и бухгалтерскую отчетность, данные управленческой отчетности и другие необходимые документы, а также необходимо осуществлять проверку состояния компании на протяжении всего срока исполнения договора с использованием данных из открытых источников.

К наиболее эффективным способам предотвращения фиктивного и преднамеренного банкротства также можно отнести следующие:

— Повышенный контроль государственных органов. В законодательстве должны быть предусмотрены четкие регламенты, механизмы и процедуры, которые будут эффективно позволять выявлять преднамеренное и фиктивное банкротство. Для осуществления данного способа необходимо усовершенствовать системы, позволяющие выявить несоответствие финансового положения компаний — несоответствий между фактическими и заявленными результатами. Контроль со стороны государственных органов необходим в том числе для возможности предотвратить случаи фиктивного и преднамеренного банкротства;

— Осуществление прозрачного анализа финансовой деятельности компании, это необходимо для отслеживания динамики показателей компании и выявления в ходе анализа насколько предприятие изменилось перед банкротством;

— Повышение уровня финансовой грамотности и финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов для обеспечения понимания возможных финансовых рисков и методов злоупотребления банкротством.

Таким образом, на данный момент одним из основных направлений в развитии экономической стратегии государства должны являться развитие способов и мер по предотвращению преднамеренного и фиктивного банкротства. Неправомерное банкротство может привести к значительному нарушению на экономическом рынке, в связи с чем необходимо устранять возможные условия, способствующие преднамеренному и фиктивному банкротству, необходимо осуществлять в государственной политике меры, способствующие созданию прозрачных механизмов ведения деятельности хозяйствующими субъектами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)
  2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)
  5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»
  6. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. No 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. No 20. Ст. 2902.
  7. Карелина С. А. Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) корпораций: новеллы и тенденции / С. А. Карелина // Право и Бизнес. — 2018. — № 2. — С. 41–45
  8. Улезько Г. С. Уголовно наказуемое преднамеренное и фиктивное банкротство: законодательная регламентация и практика применения: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Г. С. Улезько. — Грозный, 2020. — 27 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, Российская Федерация, банкротство, неправомерное банкротство, анализ коэффициентов, деятельность компании, наличие признаков, основной признак, финансовое состояние должника.


Ключевые слова

фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, злоупотребление правом, арбитражный управляющий, меры по предупреждению, признаки фиктивного банкротства

Похожие статьи

Задать вопрос