В рамках данной статьи исследуются проблемы участия прокурора в рамках гражданского процесса по защите прав, свобод и законных интересов наиболее уязвимой категории граждан — несовершеннолетних. Поднимается к обсуждению вопрос о регламентированном в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации праве прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Делается вывод о том, что в отношении несовершеннолетних такая норма должна стать императивной.
Ключевые слова: гражданский процесс, несовершеннолетние, прокурор, заявление прокурора, судебный порядок защиты прав.
This article examines the problems of the prosecutor's participation in civil proceedings to protect the rights, freedoms and legitimate interests of the most vulnerable category of citizens — minors. The issue of the prosecutor's right, regulated in part 1 of Article 45 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation, to apply to the court with a statement in defense of the rights, freedoms and legitimate interests of citizens is being raised for discussion. It is concluded that in relation to minors, such a rule should become imperative.
Keywords: civil proceedings, minors, prosecutor, prosecutor's statement, judicial procedure for the protection of rights.
Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными проблемами, ситуациями и обстоятельствами, разрешение которых зачастую находится в плоскости правового поля. Такие ситуации в подавляющем большинстве случаев возникают из-за нарушения основополагающих, конституционных прав, свобод, законных интересов. Добиться справедливости и поставить точку в спорном правоотношении во многом становится возможным после обращения в государственные органы или судебные инстанции.
Так, согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [1]. Согласно ст. 45 российской Конституции, такая защита гарантируется, как и право каждого на судебную защиту, согласно ст. 46 обозначенного правового акта.
Однако имеются категории граждан, которые в силу своего возраста, психологической незрелости, отсутствия полной дееспособности, социального опыта, правовых знаний, — не могут защитить себя самостоятельно. Речь, в частности, идет о несовершеннолетних, которые, как и взрослые, сталкиваются с множеством правонарушений, затрагивающих их законные интересы и права. Важно отметить, что каждый год в разных уголках России права несовершеннолетних на такие базовые вещи, как жилье, образование и медицинское обслуживание, регулярно нарушаются. Такие ситуации происходят по различным причинам: от экономических трудностей семей до недостатка внимания со стороны общества и государства. К сожалению, случаи равнодушия и даже жестокого обращения со стороны родителей не редкость.
Большая часть несовершеннолетних может рассчитывать на поддержку своих родителей или законных представителей, которые имеют возможность обратиться в государственные органы или судебные инстанции для защиты прав своих детей. Однако далеко не всегда так происходит. Часто родители не знают, как действовать или просто не хотят вмешиваться в сложные ситуации. Особенно уязвимыми являются дети-сироты и те, кто по различным причинам остался без родительского попечения. Такие несовершеннолетние часто оказываются один на один со своими проблемами, не имея рядом людей, готовых помочь.
Каждый год президент страны В. В. Путин акцентирует внимание на том, что, несмотря на множество предпринятых мер, ситуация с нарушениями прав детей остается серьезной и вызывает глубокую озабоченность, что, в свою очередь, подчеркивает важность постоянного мониторинга и активных действий в данной области. К примеру, согласно последним данным, предоставленным Министерством просвещения России, в 2023 году в России было зарегистрировано порядка 358 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по различным причинам, включая социальные, экономические и семейные проблемы. Из указанного значительного числа около 200 тысяч молодых людей уже достигли совершеннолетия и все еще продолжают стоять в очереди на получение жилья.
Нередко и сами родители, законные представители нарушают права своих детей, что обуславливает целесообразность ограничения или вовсе лишения их родительских прав. Достаточно распространёнными случаями является незаконное использование средств материнского капитала, совершение незаконных сделок с недвижимостью, которая принадлежит несовершеннолетнему и т. д. Все эти ситуации и обстоятельства требуют незамедлительного вмешательства уполномоченных государственных органов, которые имеют в своём правозащитном арсенале необходимый инструментарий, способный защитить или восстановить нарушенные права и законные интересы несовершеннолетних. В этой связи большая и ответственная роль в обеспечении законных прав и интересов несовершеннолетних лиц отводится органам российской прокуратуры [2].
Действующее законодательство (в частности, Гражданский процессуальный кодекс РФ [3] (далее — ГПК РФ), Семейный кодекс РФ [4] (далее — СК РФ) предписывают обязательное участие прокурора в судебном заседании, а именно, в гражданском процессе, по ряду категорий дел, где непосредственными участниками становятся несовершеннолетние граждане. К примеру, прокурор обязан принимать участие в делах, связанных с лишением, восстановлением и ограничением родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК РФ), усыновлением (ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ) и отменой усыновления (ст. 140 СК РФ), независимо от того, кто инициировал судебный процесс. Также он должен следить за законностью действий органов опеки и попечительства по изъятию ребенка у родителей (ст. 77 СК РФ), рассматривать дела об ограничении дееспособности граждан, признании граждан недееспособными (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ), объявлении несовершеннолетних полностью дееспособными (ст. 288 ГПК РФ) и в иных случаях.
С обязательным участием прокурора рассматривается только небольшая часть дел, касающихся законных интересов несовершеннолетних, а также те случаи, которые прямо предусмотрены ГПК РФ, СК РФ и другими федеральными законами. В перечисленных выше ситуациях начало судебного процесса по защите прав, свобод и законных интересов лиц, которым еще не исполнилось 18 лет, напрямую зависит от решения прокурора. Именно прокурор решает, подавать ли заявление в суд.
Иными словами, закон предоставил прокурору право, но не обязанность обращаться в суд, что дополнительно подтверждается и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, где сказано, что «Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан… Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором…» [3].
Поскольку право представляет собой возможность выбора дальнейшего пути действий, получается, прокурор может, как воспользоваться этим правом, реализовав его в рамках гражданского процесса, так и отказаться от его использования.
При сравнении положений гражданско-процессуального закона, в частности ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, и положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [5], ч. 4 ст. 27, можно выявить различия, где законодатель использует императивное выражение: «прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших». В последнем варианте законодательная формулировка указывает на то, что данное действие является обязанностью прокурора, а не его правом.
Учитывая, что одной из важнейших задач и приоритетной целью деятельности прокурора является защита прав и интересов граждан, которые не могут в силу различных обстоятельств самостоятельно отстаивать свои права, что особенно важно для уязвимых групп населения, таких как несовершеннолетние, то подобная защита является не просто правом прокурора, но его неотъемлемой обязанностью. Прокурор должен действовать в интересах этих граждан, и избегание выполнения этой задачи недопустимо.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ речь все же должна идти об обязанности прокурора защищать интересы указанных в статье лиц, в том числе и несовершеннолетних. В связи с чем, норму гражданско-процессуального закона видится целесообразным предложить к изменению, изложив её в следующей редакции «…заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина должно быть подано прокурором, если…».
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Е. Винокурова. — 10-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 479 с.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. ст. 4532.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. ст. 16.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. N 47. ст. 4472.