Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, И. М. Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности / И. М. Волкова, Д. С. Ильин, А. Р. Магзумова, Г. М. Нуриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117754/ (дата обращения: 22.12.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ. Одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования.

Информатизация ДОУ — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационных технологий и проектной деятельности в образовательном процессе. Виртуальная экскурсия представляет собой один из вариантов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников.

Недостаточное представление детей о родном городе и ограниченность возможностей выезда с детьми мотивировали нас на разработку инновационного проекта «Детская журналистика как форма работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии социальных навыков», который подразумевает виртуальные путешествия. Они помогают детям узнать о родном городе, даже не имея возможности побывать в тех или иных местах, познакомить с архитектурой, спортивными объектами, значимыми местами города. Это один из путей нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников. А яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь.

Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

— не покидая детский сад, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, республики и даже страны;

— за одно занятие можно посетить несколько объектов: стадион «Казань Арена», центр волейбола, ледовый дворец «ТатНефть Арена», академия тенниса им. Шамиля Тарпищева и др.

— позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми, т. к. экскурсоводами выступят дети.

Содержание виртуальной экскурсии позволяет детям актуализировать жизненный опыт: вспомнить события (где ребенок был, что видел, какие места посещал, вызвать интерес и самостоятельно обращаться к видеотеке виртуального музея)

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Дети старшего дошкольного возраста не обладают достаточными знаниями о спортивных объектах родного города, а значит не в полной мере осознают важность ЗОЖ для организма человека. Для того, чтобы ребенок мог осознанно относиться к собственному здоровью, мы создали видеопроект — «Казань спортивная». Дети вместе с педагогом и родителями посещали объекты спорта в нашем городе и проводили обзорную экскурсию. А после просматривали видео-экскурсию в детском саду со всей группой. В видеопроекте «Казань спортивная» участвовали дети как посещающие спортивные секции, так и дети, которые на данный момент еще были не заинтересованы в одном из видов спорта, о котором рассказывали. Но после экскурсии стали заниматься плаванием, гимнастикой и футболом.

Благодаря нашему инновационному проекту мы смогли добиться отличных результатов:

— дети научились ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом;

— сформировались навыки сотрудничества и продуктивного взаимодействия друг с другом, с взрослыми;

— увеличился словарный запас дошкольников;

— укрепилась совместная работа с родителями в физическом, познавательном и социально-коммуникативном воспитании ребенка-дошкольника.

Творческая группа педагогов по реализации инновационного проекта транслировала опыт работы:

— на Республиканском семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современном образовательном пространстве»;

— в вебинарах для родителей в рамках проекта «Центр психолого-педагогического содействия семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ и оставшихся без попечения родителей «Близкие люди» (грант федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»);

— победы в муниципальных конкурсах «Юный экскурсовод», «Юный журналист» (номинации: «Удивительное рядом с нами», «Виртуальная экскурсия», «Национальная библиотека»).

Правильно организованная детская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, находить выход из проблемной ситуации, умению общаться, быть социализированным и коммуникативным.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, виртуальная экскурсия, инновационный проект, Казань, родной город, детская журналистика, детский сад, дошкольное образование, проектная деятельность, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие личности одаренного ребенка младшего школьного возраста в творческой деятельности

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие личности одаренного ребенка младшего школьного возраста в творческой деятельности

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Задать вопрос