Правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.09.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Колпакова, В. Г. Правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел / В. Г. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117687/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: массовая информация, взаимодействие, органы внутренних дел.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе принципов открытости и публичности, но лишь «в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации» [1]. Реализация органами внутренних дел (далее — ОВД) указанных принципов на практике осуществляется в первую очередь посредством информирования о своей деятельности через средства массовой информации (далее — СМИ), информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем предоставления сведений по официальным запросам и проведения мероприятий для журналистов. ОВД всегда проводили активную работу по налаживанию взаимодействия со СМИ, но наибольшую актуальность данное направление работы приобрело в период развития современных коммуникационных технологий. Своё стремительное развитие коммуникационные технологии начали в начале 2000-х гг., создав необходимость преобразования не только административно-правовых норм, регулирующих предоставление информации, взаимодействие со СМИ, но и применения новых коммуникационных подходов при информационном сопровождении деятельности ОВД.

Именно в этот период в ОВД начинают образовываться подразделения, отвечающие за взаимодействие со СМИ. К сожалению, эффективность работы данных подразделений на начальном этапе не давала ожидаемого от них результата. И связано это было в первую очередь с использованием устаревших технологий взаимодействия не только со СМИ, но и с другими субъектами общественности, так как с развитием коммуникационных технологий СМИ хоть и сохранили лидирующую позицию по охвату аудитории, но при этом перестали быть единственным источником информации для граждан. В этих условиях в ОВД начинают активно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет: появляются унифицированные сайты территориальных органов и федеральный сайт ведомства, создаются официальные аккаунты в социальных сетях. Всё это позволяет поддерживать положительный образ сотрудника ОВД и осуществлять работу по освещению деятельности полиции, учитывая потребность современного общества в доступной, актуальной и достоверной информации. Однако активная популяризация деятельности ОВД посредством современных технологий и методов породила проблему правового регулирования доступа и порядка предоставления информации о деятельности ОВД.

Так, помимо Федерального закона «О полиции», утверждающего принципы, на основе которых сотрудники ОВД осуществляют свою деятельность, в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому «доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными организациями в сети «Интернет» информации;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами» [2]. Также данный Федеральный закон регламентирует формы предоставления информации: в устной форме и в форме документированной информации, в том числе в форме электронного документа.

Приказом МВД России «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД России» были определены права и обязанности должностных лиц, уполномоченных распространять информацию о деятельности ОВД. Кроме того, данный приказ утверждает способы обеспечения доступа к информации о деятельности ОВД, а также перечень информации, предоставляемой в устной форме по телефону. Согласно Порядку «должностными лицами, уполномоченными на предоставление информации, сообщается в устной форме следующая информация:

1) адрес официального интернет-сайта МВД России;

2) почтовый адрес МВД России для направления письменных запросов информации;

3) почтовый адрес Приемной МВД России (почтовые адреса общественных приемных территориальных органов МВД России), порядок записи пользователей информацией на личный прием должностными лицами МВД России;

4) абонентские номера «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

Иные вопросы, связанные с предоставлением информации, рассматриваются уполномоченными должностными лицами МВД России только на основании соответствующего запроса, поступившего в письменном или электронном виде» [3].

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» не только дает определение основным правовым понятиям, используемых в отношении массовой информации, но и регламентирует отношения СМИ с гражданами и организациями: права граждан на получение достоверных сведений через СМИ, право редакций на запрос информации, как в устной, так и в письменной форме, право на отказ и отсрочку со стороны организаций, в отношении которых направлен запрос, в предоставлении запрашиваемой информации, а также порядок уведомления представителя в указанных случаях. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» затрагивает правовое регулирование очень актуальной проблемы — проблемы защиты информации, установления ограничений в интересах физических, юридических лиц и государства.

Таким нормативно-правовым актом, регулирующим ограничения доступа к информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный Закон также регулирует отношения в части поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применения информационных технологий и обеспечения защиты информации. К нормативно-правовой базе, регулирующей защиту информации относиться также Закон Российской Федерации «О государственной тайне», который устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну, и определяет порядок доступа к ней.

Информационное сопровождение деятельности ОВД осуществляется на основе правового регулирования и затрагивает различные аспекты деятельности ведомства, при этом особое внимание уделяется защите информации, а также установлению ограничений в интересах физических, юридических лиц и государства. С учетом специфики деятельности ОВД законодательное регулирование данной сферы имеет первостепенное значение, а динамичное развитие новых коммуникационных технологий обуславливает необходимость проводить своевременную актуализацию и конкретизацию нормативно-правовых актов. На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что правовое регулирование информационного обеспечения деятельности ОВД не только защищает интересы самого правоохранительного органа с учетом особенности его деятельности, но и позволяет реализовывать на практике утвержденные Федеральным законом «О полиции» принципы открытости и публичности, учитывая потребность современного общества в легком и быстром способе получения достоверной информации.

Литература:

  1. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 08.09.2024).
  2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 08.09.2024).
  3. Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 27.10.2015 № 1010 (ред. от 11.01.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189264/ (дата обращения 12.09.2024).
  4. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 (ред. от 01.03.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 12.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, массовая информация, правовое регулирование, деятельность, информация, Российская Федерация, предоставление информации, устная форма, государственная тайна.


Похожие статьи

Принципы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.

Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности

В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. ...

Проблемы нормативно неурегулированных сфер информационных прав граждан

В статье автор исследует новейшие сферы реализации информационных прав граждан и описывает проблемы правового регулирования этих сфер.

О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел

В статье исследуются теоретические основы информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел, рассматривается его структура.

Особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности правотворческой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных органов внутренних дел. Анализируется содержание правил подготовки нормативных и иных правовых актов в центральном аппара...

Особенности государственно-правового регулирования в сфере внутренних дел

В статье автор дает обзор нормативным правовым актам, на основе которых выстраивается управление в сфере внутренних дел. Он рассматривает акты в зависимости от их значимости, источника издания и содержащихся в них норм права.

К вопросам проблемы реализации требований регуляторов в области защиты информации органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ

В статье автор исследует аспекты выполнения требований и мер по информационной безопасности в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления РФ.

Нормотворчество органов внутренних дел

В данной статье исследуются особенности нормотворческой деятельности органов внутренних дел. Рассматриваются отдельные проблемные вопросы нормотворчества ОВД.

Гражданско-правовое регулирование отношений в сети Интернет

В данной статье раскрываются специфика и проблематика гражданско-правового регулирования отношений в сети Интернет в Российской Федерации.

Некоторые особенности новых форм информационного обеспечения гражданского процесса

В статье автором освещены особенности применения новых форм информирования субъектов гражданского судопроизводства о состоянии и движении гражданского дела. Анализируются отдельные проблемы информационного обеспечения в условиях цифровизации правосуд...

Похожие статьи

Принципы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.

Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности

В статье дано определение понятию информационных технологий. Рассмотрена роль информационных технологий в правоохранительной деятельности. Рассмотрено, что основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты. ...

Проблемы нормативно неурегулированных сфер информационных прав граждан

В статье автор исследует новейшие сферы реализации информационных прав граждан и описывает проблемы правового регулирования этих сфер.

О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел

В статье исследуются теоретические основы информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел, рассматривается его структура.

Особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности правотворческой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных органов внутренних дел. Анализируется содержание правил подготовки нормативных и иных правовых актов в центральном аппара...

Особенности государственно-правового регулирования в сфере внутренних дел

В статье автор дает обзор нормативным правовым актам, на основе которых выстраивается управление в сфере внутренних дел. Он рассматривает акты в зависимости от их значимости, источника издания и содержащихся в них норм права.

К вопросам проблемы реализации требований регуляторов в области защиты информации органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ

В статье автор исследует аспекты выполнения требований и мер по информационной безопасности в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления РФ.

Нормотворчество органов внутренних дел

В данной статье исследуются особенности нормотворческой деятельности органов внутренних дел. Рассматриваются отдельные проблемные вопросы нормотворчества ОВД.

Гражданско-правовое регулирование отношений в сети Интернет

В данной статье раскрываются специфика и проблематика гражданско-правового регулирования отношений в сети Интернет в Российской Федерации.

Некоторые особенности новых форм информационного обеспечения гражданского процесса

В статье автором освещены особенности применения новых форм информирования субъектов гражданского судопроизводства о состоянии и движении гражданского дела. Анализируются отдельные проблемы информационного обеспечения в условиях цифровизации правосуд...

Задать вопрос