Бавыкина И. А. отмечает, что с каждым годом в мире растет число детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Заболевание характеризуется устойчивым дефицитом умения начать и поддерживать взаимодействие с социумом и повторяющимися поведенческими действиями. Одной из характерных особенностей аутизма является нарушение пищевого поведения. Дети с РАС страдают пищевой избирательностью чаще, чем в среднем дети в популяции [1].
По оценкам исследователей, около 90 % детей с расстройством аутистического спектра (РАС) испытывают различные проблемы, связанные с питанием, около 70 % проявляют пищевую избирательность. Пищевая избирательность ребёнка представляет собой отказ от употребления в пищу тех или иных продуктов, существенным образом ограничивающий его рацион (иногда до четырёх — пяти продуктов). Отчасти это объясняется высокой сенсорной чувствительностью у детей с РАС. Для них характерна избирательность по определенным критериям текстуры, температуры, цвета и других характеристик пищи. При попытках ввести новый продукт родители зачастую сталкиваются с негативной и даже агрессивной реакцией [5].
Ладодо К. С. в 2015 году был проведен анализ анкет родителей, воспитывающих аутичных детей с расстройствами пищевого поведения. И многие из родителей отмечали вышестоящие пункты. [3].
Ромусик М. Н. добавляет, что согласно зарубежным исследованиям нарушения пищевого поведения у детей с РАС отмечаются с первых месяцев жизни в виде вялого сосания, срыгивания, рвоты, икоты, запоров, поносов, метеоризма, отказа от еды днем и еды ночью или во сне, снижения или повышения аппетита. Во втором полугодии жизни появляется выраженная избирательность в еде и отказ от жевания твердой пищи. У таких детей часто отмечаются трудности с введением прикорма, с переходом к кормлению с ложки. Также отмечается настороженное отношение к еде. Ребенок отказывается пробовать новую пищу.
С возрастом он окружает прием пищи различными ритуалами, допускает к кормлению только избранных. У пассивных детей отмечается медленное пережевывание пищи, задержка ее во рту, закладывание за щеку. Дети могут играть с едой, размазывать ее по столу и одежде. Согласно результатам нового сравнительного исследования у детей с заболеваниями аутистического спектра уже с 6-месячного возраста отмечают отклонения в пищевом поведении и приверженность более однообразному рациону по сравнению с другими детьми. Между тем, эти особенности не влияют на энергетическую ценность рациона и рост ребенка [6].
По данным В. К. Тогулевой (2018) и А. В. Терентьевой (2020), пищевое поведение у детей с РАС характеризуется склонностью к потреблению сладостей, картофельного пюре, макарон — продуктов с высоким содержанием быстрых углеводов. Часть детей отдает предпочтение только жидким продуктам, другие едят несъедобные предметы [7].
Кроме этого, дети с аутизмом предрасположены к стереотипным, однообразным действиям в поведении, что проецируется и на прием пищи. Так, для детей с РАС типичны ритуалы, например, определенная посуда, в которой подается еда, место и время трапезы [8].
Один ребенок может не воспринимать пищу по внешнему виду, цвету и запаху. Другому нужна для приёма пищи определённая посуда, температура, консистенция и принятие определённого количества пищи. Также причиной отказа может служить страх перед всем новым и незнакомым.
Например:
Степан любил есть хлопья в форме звёздочек и л их на завтрак каждый день. Однажды мама дала ему хлопья другой формы, и Степан отказался их есть. Они выглядели иначе и перестали быть хлопьями.
Саша ел на обед только макароны в форме бантиков. Когда мама дала ему на следующий день макароны другой формы. Саша отказался их есть. Макароны стали для него новой едой, которая выглядела иначе, чем то, что он привык есть на обед.
Дети с РАС с младенчества демонстрировали трудности с кормлением и имели менее разнообразный рацион. Детей данной категории знакомили с твёрдой пищей позже, чем детей с сохранным развитием.
Таким образом, дети с РАС имеют избирательность к еде.
Нарушение пищевого поведения относится к сенсорно-моторным расстройствам. Это включает в себя анализ оральных движений (движений органов ротовой полости) ребёнка, а также его способность воспринимать и регулировать сенсорную информацию.
В период новорожденности (в сензитивный период развития АПК психофизиологического выживания) из-за нарушений протопатической чувствительности питание воспринимается таким ребенком как угрожающее и вызывает оборонительные и защитные реакции (плохой аппетит, вялое сосание, выплевывание пищи, рвота, кишечные колики и др.) [4].
Бардышевская М. К. считает, что в младенчестве (в сензитивный период развития АПК симбиотического) обнаруживается и закрепляется высокая избирательность пищевого поведения с фиксацией непереносимых видов пищи по ранним аффективно значимым признакам [2].
По мнению Флэнаган М., ребёнку могут быть недоступны оральные движения, необходимые для жевания твёрдой пищи, которая может быть ему предложена. Это означает, что он пока находится на более низком уровне развития навыка, чем положено в его возрасте и обладать достаточно стабильной челюстью, чем будет затруднять пережевывание твердой пищи. Таким детям рекомендуется потренироваться есть более мягкую и измельченную пищу, прежде чем переходить на более твёрдую [9].
Дети принимают пищу в свой рацион благодаря органам чувств. Они видят, нюхают, трогают, пробуют на вкус. Это важный этап в жизни ребёнка, когда он знакомится с новыми вкусами, консистенциями. Несомненно, важно, чтобы полученный опыт был для них приятен, однако у детей с РАС возникают проблемы с потреблением пищи из-за сложностей с обработкой информации, поступающей через сенсорные системы.
В понятие «сенсорные системы» входят тактильная, вестибулярная, пропреоцептивная, вкусовая и зрительная системы.
Вкусовая система тесно взаимодействует с обонянием, поэтому при его нарушении пища становится иной на вкус.
Выделяют следующие виды реакций: гипореакция и гиперреакция.
Гипореакция — ослабление вкуса, потому ребёнок может класть в рот несъедобные предметы с усиленным запахом (клей карандаш, пластилин и т.д). Таким детям нравятся продукты с насыщенным вкусом, пряными запахами (острый соус, различные маринады). Сильные вкусовые ощущения побуждают ребёнка принимать новую и незнакомую для него пищу и образовывать положительную реакцию.
Гиперреакция — повышенная чувствительность к вкусу. Ребёнок может отказываться от твёрдой, густой, а также холодной пищи. Он может предпочитать только однородную пищу одной температуры. Большинство детей с гиперреакцией предпочитают определенный вкус еды: сладкое или солёное.
Обонятельная система связана со вкусом и эмоциями, поэтому запахи, связанные с эмоциями, хорошо запоминаются.
При гепореакции у ребёнка ослаблена реакция на сильные выраженные запахи, поэтому детям с ослабленой реакцией потребуются более выраженные вкусы, для того чтобы воспринимать информацию о еде. Так как для восприятия вкуса требуется информация, получаемая от вкусовой и обонятельной систем.
Дети с гипореакцией зачастую могут не обращать внимания на визуальную и окружающую информацию, поэтому они не реагируют на пищу в тарелке и не сьедают всю порцию.
Дети с гиперреакцией заслоняются от визуальных раздражителей, избегают визуального контакта, щурятся, косят глаза. Они беспокойны и замкнуты. Такие дети соответственно будут мало есть, иметь снижение аппетита.
Детям с расстройством аутистического спектра все может казаться расплывчивым и нечетким, они могут использовать оба глаза одновременно, в результате они видят два изображения, а не одно, поэтому дети часто реагируют на то, что видят «странным» образом.
Тактильная система — это одна из первейших систем, которая развивается у ребенка ещё в утробе матери.
Тактильная или осязательная — эта система, которая передаёт стимулы в центральную нервную систему через рецепторы на коже. По мере того, как система созревает и меньше опирается на рефлексы, начинает развиваться распознание прикосновений. Ребёнок исследует своё окружение и развивает баланс между защитным и распознающим осязанием. У детей с расстройством аутистического спектра зачастую не развивается этот баланс между защитным и распознающим осязанием из — за нетипичной обработки информации, поступающей через тактильную систему. В результате их реакции становятся избыточными, ослабленными и или колеблющимися.
У детей с ослабленной реакцией оральной системы на прикосновения часто отмечаются особенности есть несъедобные предметы, набивать рот едой, есть очень неряшливо. У детей с ослабленной тактильной системой снижен уровень активности, из-за чего они чрезмерно трогают всё подряд, чтобы получить адекватное для своей нервной системы количество информации. Так же из-за плохого осознания собственного тела и трудностей с планированием движений, ребёнку может быть сложно контролировать движения языка и губ. Слабо реагирующая тактильная система отрицательно влияет на развитие двигательной системы и способность к дальнейшему развитию оральной моторики, речевых навыков и навыков питания. Такие дети не получают ощущения раздельного движения языка и губ во время еды, так как рот будет набит едой.
При гиперреакции ребёнок демонстрирует чрезмерную реакцию на прикосновения.
Цветкова И. М. подчеркивает, что дисфункция сенсорной интеграции у детей с РАС может проявляться по-разному. Одни дети болезненно чувствительны, казалось бы, к обычным сенсорным сигналам, другим, наоборот, недостаточно силы воспринимаемых сигналов, а у третьих наблюдается гиперчувствительность к одним сигналам и недостаточная чувствительность — к другим. При каждом случае это может приводить к искажению целостности картины мира, к сложностям в общении, игре, к трудностям в обучении и даже к проблемам в поведении [10].
Таким образом, мы рассмотрели особенности сенсорной интеграции при расстройствах аутистического спектра. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с РАС обуславливает наличие у них многих проблем обучения и поведения. Однако это не означает, что всегда наблюдается полная неспособность интегрировать сенсорную информацию от всех органов чувств. Один и тот же ребёнок может не реагировать на несколько определённых видов сенсорной информации (или вообще на какой-то один) при полной способности к переработке всех остальных видов.
Литература:
- Бавыкина, И. А. Соблюдение диетотерапии, как фактор изменения пищевого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / И. А. Бавыкина, А. А. Звягин, Д. В. Бавыкин. — Текст: непосредственный // Медицина: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 183–189.
- Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М. К. Бардышевская. — Москва: Психология, 2003. — 320 c. — Текст: непосредственный.
- Ладодо, К. С. Формирование правильного пищевого поведения / К. С. Ладодо, Т. Э. Боровик, Н. Н. Семенова. — Текст: непосредственный // Лечащий врач. — 2009. — № 1. — С. 54–57.
- Лебединский, В. В. Нарушения психологического развития у детей / В. В. Лебединский. —: Издательство Московского университета. 1985. — 167 c. — Текст: непосредственный.
- Минаева, А. В. Пищевая избирательность у детей с РАС / А. В. Минаева, Н. В. Сафонова. — Текст: непосредственный // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике. — Волгоград: Аэстэрна, 2022. — С. 26–28.
- Ромусик, М. Н. Особенности пищевого поведения детей с расстройством аутистического спектра / М. Н. Ромусик, Т. В. Кулиш. — Текст: непосредственный // — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), 2020. — С. 284–287.
- Терентьева, А. В. Опыт работы с анкетами: оценка жалоб, анамнеза, сопутствующей патологии у детей с расстройствами аутистического спектра / А. В. Терентьева. — Текст: непосредственный // Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «Студенческая наука. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), 2020. — С. 147–148.
- Ткачук, Е. А. Особенности пищевого статуса и питания детей с расстройствами аутистического спектра / Е. А. Ткачук. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pischevogo-statusa-i-pitaniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 17.09.2024).
- Морин, Флэнаган Стратегии коррекции пищевого поведения. Программа для детей с проблемами питания при расстройствах / Флэнаган Морин. —: АСПИ, 2021. — 150 c. — Текст: непосредственный.
- Цветкова, И. М. Особенности сенсорной интеграции при расстройствах аутистического спектра / И. М. Цветкова, А. И. Кочергина, Е. В. Бондаренко. — Текст: непосредственный // образовательная система: вопросы теории и практики. — г. Ставрополь: ООО «СитИвент» (Казань), 2019. — С. 225–228.