Разрыв резинокордных муфт электропоездов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.09.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Киселев, Я. А. Разрыв резинокордных муфт электропоездов / Я. А. Киселев, Л. Ю. Гнедин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117692/ (дата обращения: 27.09.2024).



В статье авторы исследуют причину частых разрывов муфт электропоездов, предлагают своё решение данной проблемы.

Ключевые слова: электропоезда, резинокордная муфта, осевые силы, шевронная зубчатая передача, косозубая зубчатая передача.

В настоящее время в России на железных дорогах почти повсеместно эксплуатируются электропоезда производства Демиховского машиностроительного завода: постоянного тока — ЭД2Т, ЭД4М, ЭП2Д, и переменного тока — ЭД9Т, ЭД9М, ЭП3Д. Одной из главных и долго существующих проблем этих электропоездов является разрыв резинокордных муфт, вследствие чего они периодически вынуждены заходить на внеплановые ремонты в депо. Ремонт данного узла подразумевает собой отцепку неисправного вагона, поднятие его на домкрат, выкатку из-под него тележки и разбор тяговой передачи. На московском узле эта ситуация является крайне нежелательной в виду большого пассажиропотока: даже без 1 вагона электропоезду на линии будет крайне нелегко. В связи с этим, мы поставили перед собой задачу — выяснить причину разрыва резинокордных муфт и предложить свой вариант её устранения.

Для того, чтобы выяснить, из-за чего рвутся муфты, необходимо заглянуть в тяговую передачу и разобрать процессы, происходящие в ней. На всех отечественных поездах Демиховского завода применяют второй класс тяговой передачи с косозубыми зубчатыми колесами, в котором двигатель имеет опорно-рамное подвешивание, а редуктор — опорно-осевое. Крутящий момент с ротора двигателя передается на малую шестерню через упругую резинокордную муфту, основная задача которой — скомпенсировать несоосность двигателя и редуктора (из-за разного подвешивания). Общий вид тележки электропоезда ЭД4М приведён на рисунке 1.

Тележка электропоезда ЭД4М

Рис. 1. Тележка электропоезда ЭД4М

В ходе анализа данного привода, были выявлены некоторые его недостатки, такие, как низкая плавность хода и, самый основной — возникновение осевой силы, стремящейся сдвинуть колесо вдоль оси. Именно эти силы и вызывают большие изгибающие моменты в резинокордной муфте, которые в определенный момент времени могут превысить её предел прочности — муфта разорвётся (рисунок 2).

Оборванная резинокордная муфта

Рис. 2. Оборванная резинокордная муфта

Решение данной проблемы возможно двумя способами: изменение класса тяговой передачи или изменение структуры зубчатых колёс в редукторе. Первый — трудозатратный, неэкономичный, приведет к изменению габаритов всей экипажной части поезда и изменению его тяговых характеристик. Второй способ требует денежных затрат, но не требует изменения габаритов экипажной части, поэтому рассмотрим его. Как уже было сказано ранее, в редукторах данной тяговой передачи применяется, как правило, косозубая передача. Общий вид зубчатых колёс воссоздан на платформе SolidWorks и представлен на рисунке 3.

Зубчатые колёса

Рис. 3. Зубчатые колёса

Предлагаемое решение — изменить косозубую на шевронную передачу без изменения числа зубьев и передаточного отношения редуктора. Данная передача лишена такого недостатка, как осевые силы, вызывающие большие изгибающие моменты. Единственный её недостаток — цена. Из всех видов передач шевронная является самой дорогой, но даже с таким раскладом эта цена окупится, поскольку затрат на ремонт резинокордных муфт будет гораздо меньше. Общий вид предлагаемого решения — шевронной зубчатой передачи — представлен на рисунках 4 и 5.

Шевронные зубчатые колёса

Рис. 4. Шевронные зубчатые колёса

Шевронная передача в сборе

Рис. 5. Шевронная передача в сборе

Таким образом, мы получим модифицированную зубчатую передачу 2 класса, которая позволит решить поставленную нами задачу: ликвидировать осевые силы, что предотвратит обрыв резиновых муфт и позволит уменьшить затраты на внеплановые ремонты электропоездов; более того, данная передача увеличит плавность хода, что повлияет на комфорт пассажиров; наконец, она позволит применять на поездах более мощные двигатели, что, при прочих равных, позволит увеличить их среднюю скорость и уменьшить время в пути следования.

Шевронные колёса, как уже было сказано, предполагается делать с таким же числом зубьев, как и косозубые, что не изменит передаточного отношения редуктора. Они будут такими же по высоте и ширине, благодаря чему успешно впишутся в старый корпус редуктора: внешне тележка абсолютно никак не изменится, что также является большим плюсом — рисунок 6.

Общий вид тележки с новой шевронной передачей

Рис. 6. Общий вид тележки с новой шевронной передачей

Литература:

  1. Расчёт тяговой передачи / С. В. Володин, П. С. Григорьев, Е. К. Рыбников.: Железнодорожный транспорт, 2018. — 104 с.
  2. В. Г. Сафонов //Тяговые передачи // 2016.11–16 с.
  3. Пегов Д. В., Крушинский Д. В., Шеремет Д. М., Пономаренко С. А. и др. Электропоезда постоянного тока ЭД2Т, ЭТ2М, ЭД4М, ЭР2Т, ЭТ2 // Центр Коммерческих Разработок, 2008–192 с., табл., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): тяговая передача, шевронная передача, изменение габаритов, муфта, общий вид, передаточное отношение редуктора, плавность хода, предлагаемое решение, резинокордная муфта, шевронная зубчатая передача.


Ключевые слова

электропоезда, резинокордная муфта, осевые силы, шевронная зубчатая передача, косозубая зубчатая передача

Похожие статьи

Задать вопрос