Статья знакомит с творчеством Нурсахата Эеберенова, туркменского графика и представляет собой небольшой обзор книжных иллюстраций художника на сегодняшний день.
Ключевые слова: графика, иллюстрация, литература, печать, материал.
Графика — это самая близкая к литературе живопись, особый самый древний вид изобразительного искусства. А поскольку в наше время нарастают литературные тенденции, они же формируют сегодня графический способ выражения. Широкое развитие и высокое качество печатной графики в наши дни ещё раз свидетельствует о том, что искусство изображения движется навстречу искусству слова, не нарушая при этом своей специфики. Главный признак литературности графики видят в том, что она склонна к повествовательности, то есть указывая на циклы иллюстраций к книгам, графические серии портретов и прочие. Но это скорее результат, чем причина. Главное заключается в особой свободе и условности графического языка. Несколько лёгких, прерывистых карандашных штрихов, тёмное пятно тушью и ещё несколько более густых ударов карандаша — и вот перед нами является прекрасный образ. И зритель как бы чувствует через них эти живые, пульсирующие линии движение руки художника. Поэтому графический рисунок мы, как правило, рассматриваем вблизи интересуясь техникой произведения. Художник график мыслит исключительно «в материале», с которым работает в момент создания определённого образа.
Нурсахат Эеберенов в своём творческом пути представляет все лучшие качества современного художника, выпускника Московского Полиграфического института, по специальности «книжная графика». Он с ранних лет интересовался изобразительным искусством и это в итоге приводит к поступлению и обучению с 1972–1976 годах в Туркменском государственном училище им. Ш. Руставели города Ашхабада. После он продолжает образование в Москве и успешно заканчивает обучение 1986 году. На Родине с первых же дней творческого пути молодой специалист активно участвует в художественной жизни общества, что снискало к нему большое уважение и доверие. С 1990 года является членом Союза художников Туркменистана. 1991 году он становится автором эскизов Государственных наград, таких как медали «Алтын Ай» и ордена «Звезда Президента». Он так же участвует в оформлении многих книг издательств «Туркменистан», «Магарыф» и Туркменской государственной издательской службы. Среди этих работ особое место принадлежит книгам, многоуважаемого Лидера нации Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан — сердце Великого Шёлкового пути» (рисунок-1), «Музыка мира, музыка дружбы и братства», «Красота небесная» и другие.
Рис. 1. Гурбангулы Бердымухамедов. «Туркменистан — сердце Великого Шёлкового пути»
Так как книжная графика является основой профессионального творческого пути этого художника, поэтому он с большим увлечением участвует в оформлении многих издаваемых книг. Среди них «Избранное» собрание сочинений великого мыслителя Махтымкули, чьё наследие сегодня является одним из значимых ценностей современности и огромной гордостью для туркмен.
Нурсахат Эеберенов соучаствовал и в художественном оформлении поэмы «Зохре и Тахир» Молланепеса (рисунок-2), а также в иллюстрировании и современных туркменских писателей таких как Б.Сейтакова «Братья» 1–2 т., К.Кулиева «Избранное» 1–2 т., К.Курбансахатова «Избранное» 1–2 т., Г.Эзизова «Мальчик и море» (рисунок-3) и других.
Рис. 2. Молланепес «Зохре и Тахир»
Рис. 3. Г.Эзизова «Мальчик и море».
Среди иллюстрированных книг есть работы по оформлению произведений и мировой литературы. Среди них книги Г.Уэлса «Рассказы» (рисунок 4), И.Ефремова «Час быка» (рисунок 5), «Избранное» Тараса Шевченко, М.Танка «Рассказы» и другие.
Рис. 4. Г. Уэллс. «Рассказы»
Рис. 5. И. Ефремов. «Час быка»
Успех произведений туркменских художников на всевозможных выставках в республике и за рубежом вполне объяснимо их высоким профессионализмом. Он за время своих творческих изысканий работал непосредственно как иллюстратор книг, как педагог в Академии художеств Туркменистана, как руководитель государственной печатной структуры республики. В настоящее время Нурсахат Эеберенов, свободный от общественных забот, увлечённо работает как профессиональный художник в станковой графике и как живописец. Художник является участником ряда зарубежных выставок в России, Узбекистане, Казахстане, Беларуси, Польше, Германии, Норвегии, Сирии, Болгарии. На сегодняшний день он является активным участником художественный жизни Республики Туркменистан. Его произведения хранятся в музее изобразительных искусств Туркменистана, а также в ряде других музеев и в художественных галереях многих зарубежных стран.
Литература:
- Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. М.: Владос, 2008.
- Бесчастнов Н. П. Портретная графика. М.: Владос, 2008.
- Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
- Художники Туркмении. Трухачева Л. А. и.др. — К.: Мистецтво, 1984.