Книжная графика в творчестве Нурсахата Эеберенова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.09.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Юсупова, Я. М. Книжная графика в творчестве Нурсахата Эеберенова / Я. М. Юсупова, Д. А. Арысланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117673/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья знакомит с творчеством Нурсахата Эеберенова, туркменского графика и представляет собой небольшой обзор книжных иллюстраций художника на сегодняшний день.

Ключевые слова: графика, иллюстрация, литература, печать, материал.

Графика это самая близкая к литературе живопись, особый самый древний вид изобразительного искусства. А поскольку в наше время нарастают литературные тенденции, они же формируют сегодня графический способ выражения. Широкое развитие и высокое качество печатной графики в наши дни ещё раз свидетельствует о том, что искусство изображения движется навстречу искусству слова, не нарушая при этом своей специфики. Главный признак литературности графики видят в том, что она склонна к повествовательности, то есть указывая на циклы иллюстраций к книгам, графические серии портретов и прочие. Но это скорее результат, чем причина. Главное заключается в особой свободе и условности графического языка. Несколько лёгких, прерывистых карандашных штрихов, тёмное пятно тушью и ещё несколько более густых ударов карандаша — и вот перед нами является прекрасный образ. И зритель как бы чувствует через них эти живые, пульсирующие линии движение руки художника. Поэтому графический рисунок мы, как правило, рассматриваем вблизи интересуясь техникой произведения. Художник график мыслит исключительно «в материале», с которым работает в момент создания определённого образа.

E:\NURSÄHET-EÝEBERENOW\Umumy-suratlar\Sergide.JPG

Нурсахат Эеберенов в своём творческом пути представляет все лучшие качества современного художника, выпускника Московского Полиграфического института, по специальности «книжная графика». Он с ранних лет интересовался изобразительным искусством и это в итоге приводит к поступлению и обучению с 1972–1976 годах в Туркменском государственном училище им. Ш. Руставели города Ашхабада. После он продолжает образование в Москве и успешно заканчивает обучение 1986 году. На Родине с первых же дней творческого пути молодой специалист активно участвует в художественной жизни общества, что снискало к нему большое уважение и доверие. С 1990 года является членом Союза художников Туркменистана. 1991 году он становится автором эскизов Государственных наград, таких как медали «Алтын Ай» и ордена «Звезда Президента». Он так же участвует в оформлении многих книг издательств «Туркменистан», «Магарыф» и Туркменской государственной издательской службы. Среди этих работ особое место принадлежит книгам, многоуважаемого Лидера нации Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан — сердце Великого Шёлкового пути» (рисунок-1), «Музыка мира, музыка дружбы и братства», «Красота небесная» и другие.

Гурбангулы Бердымухамедов. «Туркменистан — сердце Великого Шёлкового пути»

Рис. 1. Гурбангулы Бердымухамедов. «Туркменистан — сердце Великого Шёлкового пути»

Так как книжная графика является основой профессионального творческого пути этого художника, поэтому он с большим увлечением участвует в оформлении многих издаваемых книг. Среди них «Избранное» собрание сочинений великого мыслителя Махтымкули, чьё наследие сегодня является одним из значимых ценностей современности и огромной гордостью для туркмен.

E:\NURSÄHET-EÝEBERENOW\КИТАП-БЕЗЕГИ\Kitabyň-sahaby\1..Magtymguly---sowgatlyk-kitap.jpg E:\NURSÄHET-EÝEBERENOW\КИТАП-БЕЗЕГИ\Kitabyň-sahaby\2=Magtymguly ..tif E:\NURSÄHET-EÝEBERENOW\КИТАП-БЕЗЕГИ\Kitabyň-sahaby\4.jpg E:\NURSÄHET-EÝEBERENOW\КИТАП-БЕЗЕГИ\Kitabyň-sahaby\11.jpg E:\NURSÄHET-EÝEBERENOW\КИТАП-БЕЗЕГИ\G.Uels ,,Hekaýalar ýygyndysy,,\G.Uels ,,Hekaýalar ýygyndysy,,.tif

Нурсахат Эеберенов соучаствовал и в художественном оформлении поэмы «Зохре и Тахир» Молланепеса (рисунок-2), а также в иллюстрировании и современных туркменских писателей таких как Б.Сейтакова «Братья» 1–2 т., К.Кулиева «Избранное» 1–2 т., К.Курбансахатова «Избранное» 1–2 т., Г.Эзизова «Мальчик и море» (рисунок-3) и других.

Молланепес «Зохре и Тахир»

Рис. 2. Молланепес «Зохре и Тахир»

Г.Эзизова «Мальчик и море».

Рис. 3. Г.Эзизова «Мальчик и море».

Среди иллюстрированных книг есть работы по оформлению произведений и мировой литературы. Среди них книги Г.Уэлса «Рассказы» (рисунок 4), И.Ефремова «Час быка» (рисунок 5), «Избранное» Тараса Шевченко, М.Танка «Рассказы» и другие.

Г. Уэллс. «Рассказы»

Рис. 4. Г. Уэллс. «Рассказы»

И. Ефремов. «Час быка»

Рис. 5. И. Ефремов. «Час быка»

Успех произведений туркменских художников на всевозможных выставках в республике и за рубежом вполне объяснимо их высоким профессионализмом. Он за время своих творческих изысканий работал непосредственно как иллюстратор книг, как педагог в Академии художеств Туркменистана, как руководитель государственной печатной структуры республики. В настоящее время Нурсахат Эеберенов, свободный от общественных забот, увлечённо работает как профессиональный художник в станковой графике и как живописец. Художник является участником ряда зарубежных выставок в России, Узбекистане, Казахстане, Беларуси, Польше, Германии, Норвегии, Сирии, Болгарии. На сегодняшний день он является активным участником художественный жизни Республики Туркменистан. Его произведения хранятся в музее изобразительных искусств Туркменистана, а также в ряде других музеев и в художественных галереях многих зарубежных стран.

Литература:

  1. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. М.: Владос, 2008.
  2. Бесчастнов Н. П. Портретная графика. М.: Владос, 2008.
  3. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
  4. Художники Туркмении. Трухачева Л. А. и.др. — К.: Мистецтво, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): Туркменистан, Великий Шелковый путь, Ефремов, изобразительное искусство, книга, творческий путь.


Похожие статьи

Влияние литературного перевода на поэтическое мастерство Суеркула Тургунбаева

В статье рассказывается о переводе на кыргызский язык произведений поэтов Востока и Запада 80-х годов ХХ века известным кыргызским поэтом и переводчиком Суеркулом Тургунбаевым.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Влияние Махтумкули Фраги на творчество деятелей искусства

В статье раскрывается влияние поэтического творчества Махтымкули Фраги на искусство. Рассматриваются произведения туркменских и зарубежных авторов изобразительного искусства, скульптуры и музыки.

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе

В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Изучение русской природоведческой литературы ХХ века в узбекской школе

В статье рассматривается значение природоведческой русской литературы в узбекской школе. Выявлены основные произведения русских писателей-природоведов XX века, изучаемые в узбекской школе в 5–6-м классах.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изучение становления и развития русскоязычной литературы в Узбекистане на примере прозы 1940–60 гг.

В данной статье автор рассматривает становление и развитие русскоязычной литературы в Узбекистане.

Творчество Али-Владислава Алеева в контексте направления «сибирская неоархаика»

В статье рассмотрены особенности сибирской архаики как художественного направления. Дано краткое описание развития направления, формирования терминологии. Рассмотрено творчество современного югорского художника Али-Владислава Алеева как продолжателя ...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Жанровые особенности современной женской русскоязычной прозы (на примере творчества Г. Яхиной)

В данной статье анализируется жанровое своеобразие женской русскоязычной прозы на примере творчества современной писательницы татарского происхождения Гузель Яхиной.

Похожие статьи

Влияние литературного перевода на поэтическое мастерство Суеркула Тургунбаева

В статье рассказывается о переводе на кыргызский язык произведений поэтов Востока и Запада 80-х годов ХХ века известным кыргызским поэтом и переводчиком Суеркулом Тургунбаевым.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Влияние Махтумкули Фраги на творчество деятелей искусства

В статье раскрывается влияние поэтического творчества Махтымкули Фраги на искусство. Рассматриваются произведения туркменских и зарубежных авторов изобразительного искусства, скульптуры и музыки.

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе

В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Изучение русской природоведческой литературы ХХ века в узбекской школе

В статье рассматривается значение природоведческой русской литературы в узбекской школе. Выявлены основные произведения русских писателей-природоведов XX века, изучаемые в узбекской школе в 5–6-м классах.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изучение становления и развития русскоязычной литературы в Узбекистане на примере прозы 1940–60 гг.

В данной статье автор рассматривает становление и развитие русскоязычной литературы в Узбекистане.

Творчество Али-Владислава Алеева в контексте направления «сибирская неоархаика»

В статье рассмотрены особенности сибирской архаики как художественного направления. Дано краткое описание развития направления, формирования терминологии. Рассмотрено творчество современного югорского художника Али-Владислава Алеева как продолжателя ...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Жанровые особенности современной женской русскоязычной прозы (на примере творчества Г. Яхиной)

В данной статье анализируется жанровое своеобразие женской русскоязычной прозы на примере творчества современной писательницы татарского происхождения Гузель Яхиной.

Задать вопрос