Некоторые проблемы замены лифтов в многоквартирных домах и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Завьялов, Ю. В. Некоторые проблемы замены лифтов в многоквартирных домах и пути их решения / Ю. В. Завьялов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117290/ (дата обращения: 01.09.2024).



В статье рассмотрена ситуация, сложившаяся из-за того, что многие лифты в многоквартирных домах выработали свой гарантийный срок работы и подлежат немедленной замене. Автор анализирует причины этого и рассказывает о вариантах решения этой проблемы.

Ключевые слова : капремонт, лифт, ЖКХ

По данным ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО), в настоящее время в России находятся в эксплуатации более 550 тысяч лифтов, из которых около 100 тысяч выработали установленный ресурс и не соответствуют требованиям безопасности. До февраля 2025 года их необходимо привести в соответствие техническому регламенту Таможенного Союза «Безопасность лифтов» [1].

При этом в краткосрочные программы капитального ремонта, которые ежегодно утверждаются в регионах на три ближайших года (именно в рамках этих программ и осуществляются работы по замене лифтов, других источников пока нет) включены работы по замене только 22 тысяч лифтов. Более того, это количество даже сокращается. Например, в первом полугодии 2024 года по региональным программам капремонта было закуплено 8200 лифтов, что на 39 процентов меньше, чем годом ранее, говорится в отчете Российского лифтового объединения [2].

Депутат Госдумы Сергей Колунов понимает, что темпы замены лифтов недостаточны, он уверен, что обязательства по замене лифтов не будут исполнены ни при каких обстоятельствах [2].

Причин сложившейся ситуации несколько. И, главная, конечно же — финансовая. Западные санкции привели к тому, что из России ушли несколько иностранных производителей лифтов. Закупать новые лифты этих производителей через посредников (в рамках так называемого «серого импорта») стало значительно дороже. Так же, как и запчасти к тем лифтам, что ранее уже были установлены в домах.

Усугубил ситуацию и рост ключевой ставки Центробанка, в результате брать кредиты на покупку и ремонт лифтов стало еще сложнее. А для домов, которые собирают средства на капремонт не через региональный фонд, на специальном счете — практически невозможно.

С другой стороны, доходы специализированных компаний, которые обслуживают лифты в жилых домах и которые должны ремонтировать лифты и поддерживать их в рабочем состоянии, остались на прежнем уровне. Управляющие домами организации выступают против повышения стоимости обслуживания лифтов. И понять их можно, ведь эти деньги им придется брать из платы жителей за содержание и ремонт, то есть урезать собственные доходы. Но благодаря мораторию управляющие компании фактически защищены от проверок надзорных и контролирующих органов. В результате экономить приходится именно лифтовым компаниям на обслуживании лифтов, а это уже грозит их качественному содержанию.

Из-за опасений роста социальной напряженности региональные власти также не повышают для жителей взносы на капремонт. В среднем по стране средняя ставка в июне 2024 года составляла всего 12 рублей за квадратный метр квартиры [2]. И это в среднем. А с учетом того, что в Москве, например, взнос составляет 25 рублей за метр, то понятно, что вот многих регионах плата жителей даже меньше средней по стране.

При этом замена лифтов — один из самых дорогостоящих видов капитального ремонта. Так, по данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, диапазон стоимости закупки лифта в разных регионах составляет от 2,5 до 4,3 миллиона рублей [3]. Таким образом, стоимость работ по замене всех лифтов в стране с истекшим сроком эксплуатации составляет на текущий момент не менее 300 миллиардов рублей. Понятно, что с учетом инфляции и роста стоимости изготовления лифтов эта сумма ежегодно будет только расти.

Еще одной причиной проблем с обновлением лифтового хозяйства в многоквартирных домах депутаты Госдумы называют отсутствие в структуре российской власти специального органа, который отвечал бы за состояние дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«На сегодняшний день ответственность и полномочия в отрасли размыты между несколькими федеральными ведомствами, при этом отсутствует отдельное ведомство, которое централизованно могло бы отвечать за управление и работу жилищно-коммунального хозяйства в стране, что существенно усложняет как работу по обеспечению граждан страны качественными коммунальными услугами, так и подготовку общей программы модернизации отрасли», — говорится в обращении нижней палаты российского парламента к председателю Правительства России Михаилу Мишустину, в котором депутаты призывают государство подключиться к проблеме замены лифтов в многоквартирных домах [3].

Очевидно, что взносов граждан на капремонт на обновление лифтового хозяйства не хватит. Какие меры поддержки программы по замене лифтов предпримет государство, это еще только обсуждается. Практически все эксперты сходятся во мнении, что заменить устаревший парк лифтов невозможно без государственной поддержки.

И первые решения уже принимаются. Например, премьер-министр Михаил Мишустин поручил до 10 октября утвердить «дорожную карту» по развитию производства лифтов в России [4].

Президент Владимир Путин рекомендовал регионам использовать деньги, сэкономленные благодаря его же поручению списать 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам из федерального бюджета до 2030 года, на проекты по замене лифтов в многоквартирных домах [5].

Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов считает, что необходимо соединить качеством и контролем весь процесс: начиная с организационной поддержки производителя лифта, его сертифицированной установки и последующим регулярным техобслуживанием и эксплуатацией. Также, по его мнению, необходимо внести изменения в законодательство, обязав субъекты дифференцировать размер взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме, в котором установлен лифт, и в котором он отсутствует [6].

Одно из предложений его коллеги по Госдуме Сергея Колунова — выделить строку за обслуживание лифтов в платежках за общедомовое имущество. Это позволит жильцам платить напрямую лифтовым организациям [7].

Также Колунов предлагает создать центры компетенций. Они должны поддержать техническое образование и стать площадкой, где смогут учиться как студенты, так и целые организации. Подобные учебные центры способны повысить квалификацию и обучить монтажников и тех, кто обслуживает лифты, правильной и качественной работе [7].

Кроме того, депутат считает, что не нужно субсидировать кредитные ставки, нужно субсидировать саму покупку. И предлагает развивать механизм факторинга с субсидированием ставки [7].

Однако все это пока только предложения, эффект от которых появится не сразу. Пока же власти предлагают просто продлить сроки эксплуатации тех лифтов, что уже исчерпали срок годности.

«Написали предложение до 2030 года, но посмотрим, как это будет оценено, какая будет возможность. Минимальный, конечно, срок, который бы хотелось продлить, — это 2027 год», — выступая на заседании общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ России, заявил замглавы этого ведомства Алексей Ересько [8].

При этом он отметил, что сроки работы лифтов нельзя продлевать слишком сильно, потому что это может привести к тяжелым последствиям.

Со своей стороны, предложил бы еще несколько мер, которые позволили бы изменить ситуацию с обновлением лифтового хозяйства в наших домах в лучшую сторону. В частности, отдельные меры нужны в отношении тех домов, которые способом формирования фонда капремонта выбирают спецсчет. Например, ввести запрет для владельцев специальных счетов и кредитных организаций, в которых они открыты, оплачивать иные работы по капитальному ремонту, помимо ремонта (замены) лифтового оборудования, в случае если наступил срок его выполнения. И, по большому счету¸ необходимо вообще ограничить возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта с общего счета регионального оператора на специальный счет до момента замены лифтового оборудования, срок эксплуатации которого превышает 20 лет.

Литература:

  1. Российское лифтовое объединение. Обращение в Минпромторг России. https://rlolift.ru/tpost/35s9cmhc31-obraschenie-v-minpromtorg-rossii
  2. «Коммерсант». Лифты неподъемные. 27.07.2024. https://www.kommersant.ru/doc/6862354
  3. Телеграм-канал депутата Госдумы С. Колунова https://t.me/kolunov_s/5540
  4. ГД направила обращение к председателю правительства РФ о ситуации с модернизацией лифтов в жилых домах http://duma.gov.ru/news/59025/
  5. Правительство России. Михаил Мишустин дал поручения пот итогам встречи с членами палаты Совета Федерации. http://government.ru/news/52264/
  6. Перечень поручений президента по итогам заседания Совета пот стратегическому развитию и национальным проектам. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/74712
  7. Выступление Председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на заседании рабочей группы по жилищно-коммунальному хозяйству. http://stroi.duma.gov.ru/novosti/9861990c-299b-4c06–8bb9-d847d36e27f1

8. Депутат Госдумы Сергей Колунов нашел решения для проблемы несвоевременной замены лифтов в России. Лифт пресс. http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=9450

  1. Минстрой предложил увеличить нормы срока службы лифтов в Таможенном союзе. https://tass.ru/ekonomika/20094649
Основные термины (генерируются автоматически): замена лифтов, капитальный ремонт, лифт, дом, лифтовое хозяйство, Россия, депутат Госдумы, жилищно-коммунальное хозяйство, лифтовое оборудование, специальный счет.


Ключевые слова

ЖКХ, лифт, капремонт

Похожие статьи

Задать вопрос