В данной статье рассматривается понятие патриотизма, его роль в формировании личности, в частности, в воспитании детей 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, семья.
Патриотизм — это социальное чувство, подразумевающее любовь к Родине, уважение к прошлому и настоящему своей страны, а также намерение заботиться о ее будущем. Важной составляющей патриотизма является нравственность, которая играет важную роль в формировании личности. Формирование чувства патриотизма у детей также важно, как формирование любви к родителям, бережного отношения к окружающей среде и воспитание чувства долга.
Проблема воспитания современных детей заключается в обилии источников информации, отвлекающих их от гармоничного развития. Такие источники могут стать причиной формирования пренебрежительного отношения к истории и социальным вопросам в будущем. Более того, данная особенность современного поколения размывает границы между «плохим» и «хорошим», сосредотачивая внимание ребенка на деструктивных понятиях, отвлекая от знакомства с патриотизмом. Особенному риску подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно дошкольный возраст в силу незрелости психоэмоциональной сферы ребенка является наиболее благоприятным периодом, в котором закладываются основные ценности, определяющие дальнейшее развитие личности.
Наша задача — сформировать такую среду, где новое поколение будет проявлять интерес к Родине и ее истории, а также создать методы, которые помогут ребёнку определить нравственные ориентиры и ценности. Именно воспитание любви к своей стране может стать надежной опорой в процессе формирования личности дошкольника, поэтому воспитательная работа должна обязательно включать в себя знакомство с понятием патриотизма.
Когда мы говорим о воспитании патриотизма у детей с ОВЗ 5–7лет, мы должны учитывать также и задержку психического развития, физического состояния и возможностей ребенка. Особого внимания требует развитие эмоционально-волевой системы, мотивации, так как часто именно они мешают в социальной адаптации и осознанию окружающего мира. Эти факторы говорят о необходимости особых условий для формирования чувства любви к Родине у детей с ОВЗ.
Сложность работы также заключается во множестве аспектов, которое содержит в себе понятие «патриотизм». Абстрактность этого понятия усложняет процесс детского восприятия. Понять и запомнить сущность патриотизма в рамках занятий с дошкольниками невозможно без дополнительных методик.
Так, например, в процесс воспитания патриотического чувства у детей должны быть включены и родители. Именно с ними ребенок наиболее тесно взаимодействует, перенимая взгляды и ценности. В семье формируются предпочтения, нужды, симпатии, интересы ребенка, определяется его характер. Образ жизни семьи и родителей в частности, традиции, принципы — все это оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие жизни ребенка. Сквозь призму отношения ребенка к его родителям и близким родственника можно взращивать в детях правильные нравственно-патриотические качества. Воспитатель должен иметь возможность налаживать контакт с родителями, чтобы опираться на них не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Для ребенка с ОВЗ важно создавать условия для совместного досуга с семьей, который поможет зародить интерес к истории Родины. Например, дети и родители могут посетить местный краеведческий музей, а также важные исторические места родного края. Знакомство с историей своего города вызывает у ребенка положительные эмоции, учит сопереживанию и бережному отношению к прошлому. Воспоминания о поездке могут послужить основой для выступления ребенка перед сверстниками, что способствует развитию коммуникативных навыков и улучшению социальной адаптации.
Также необходимо помнить, что в процессе воспитания чувства патриотизма у детей с ОВЗ нужно преподносить учебный материал от частного к общему. Например, начинать знакомить ребенка с окрестностями, домом, учить бережному отношению к улицам и общественным местам. После можно говорить о знакомстве с городом и его региональными особенностями, объяснять, какими достижениями славится именно родной край, чем он отличается от других. Наконец, можно ознакомить ребенка с понятиями страна, государство. Важно постепенно рассказывать ребенку о государственных символах, значении флага, гимна. Таким образом, у ребенка сформируется правильная градация понятий, тесно связанных с патриотическим чувством, а абстрактные понятия будут лучше усвоены. Постепенно знакомство с Родным краем позволяет гармонично развить любовь и уважение к своей стране.
Важным аспектом в формировании патриотизма у детей с ОВЗ является игровая деятельность. Внедрение игр в процесс обучения крайне важен, так как игра — самый эффективный способ познания мира для ребенка. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя определенные роли и проигрывает различные сценарии. В игровой форме легче преподнести ребенку сложные абстрактные концепции патриотизма, долга, любви к Отечеству. Например, можно разыграть сценку, посвященную истории о любви к Родине.
Ещё одним значимым методом воспитания патриотизма у детей с ОВЗ является знакомство с отечественной детской литературой. Особо интересной в работе оказывается поэзия, которая не только прививает чувство прекрасного, но и тренирует чувство ритма у ребёнка, развивает логическое и образное мышление. Чтение стихотворений русских авторов вместе с родителями позволяет ребенку в комфортной среде познакомиться с наследием отечественной литературы и усвоить основы культурного кода. Классическая детская литература способна научить уважению традиций, а также в поэтической форме объяснить ребенку основы нравственности и морали. Знакомство литературы будет полезно совместить с семейным досугом: родители могут прочитать произведение, провести беседу о его значении, а после — разучить отрывок или целое стихотворение вместе с ребенком. Таким образом, ребенок с ОВЗ получит возможность тренировать память и воображение, а также укрепит положительные впечатления от времени проведенного с семьей и познакомится с основами русской культуры.
В групповой комнате должен быть отдельный уголок с литературой, посвященной родной стране. Дети должны иметь доступ к подходящим им по возрасту книгам, рассказывающих об истории края, о важных исторических личностях и местах Родины. В таком уголке полезно разместить карту России, чтобы дети могли расширять кругозор и изучать многообразие своей страны.
Нельзя не упомянуть о важности включения патриотического воспитания в процесс обучения в учреждениях для детей дошкольного возраста. Воспитанники должны ежедневно изучать особенности родного края на занятиях и иметь доступ к материалам, связанных с патриотическим воспитанием, в том числе и в игровой форме.
Среда обучения в группах с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности каждого ребенка и быть не только безопасной, но и интерактивной, позволяющей детям принимать активное участие в занятиях, задавать вопросы и быть услышанными. Занятия с воспитателем, логопедом и дефектологом должны быть нацелены на тренировку памяти, развитие речевого аппарата, образного мышления и коммуникативных навыков. Занятия также должны включать в себя изучение родного края, важных государственных праздников, знакомство с выдающимися культурными деятелями страны и их произведений.
Важной задачей занятий с детьми с ОВЗ является развитие речи, для этого могут быть использованы исконно русские метафоры, пословицы, идиомы, которые позволят не только развить у детей память, но и познакомить с метафорами и русскими народными образами. Занятия могут приобретать форму беседы, ситуативного разговора, презентации. Полезно будет включить в занятие просмотр видеофильма о родном крае, прослушивание и разучивание русских народных песен, а также гимна.
Эффективным приемом станет и изготовление атрибутов для занятий, так как для детей с ОВЗ важно иметь осязаемый результат их работы. Такая работа может включать в себя создание кукол в национальных костюмах, рисование местных достопримечательностей, создание композиций, посвященных сюжетам русских народных сказок. Лепка, рисование, ручной труд помогут детям закрепить знания, конкретизировать для себя сложные абстрактные понятия патриотизма и развить интерес к своим корням и народной культуре.
Наконец, необходимо наличие уголка с атрибутами и символами Российской Федерации. Такой уголок должен содержать портрет президента, государственный флаг, герб, гимн, иллюстративные материалы о Дне Победа, Дне Народного единства, а также материалы, посвященные защитникам Отечества. Подобная зона в группе способствует развития интереса детей к истории Родины.
Все перечисленные методы развития патриотизма у детей 5–7 лет с ОВЗ наиболее эффективны при совместном применении. Важно учитывать все сферы деятельности ребенка и внедрять в них патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание детей особенно важно в сложные времена, полные деструктивных понятий и дезориентирующих мнений. Именно патриотическое воспитание позволяет ребенку сформировать нравственно-ценностную систему, перенять правильную модель поведения и определить свою роль в жизни родного края и страны.
Литература:
- Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4.
- Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2.
- . Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.
- Жуков В. К. Педагогика и психология: Учебное пособие. Часть 1: Основы педагогики. -Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002.-241 с.
- Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина. //Воспитание школьников. № 1. 1966.